Категория обучающихся: учащиеся 6 класса с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями).
Цель: расширить представление обучающихся о роли труда в жизни человека.
Задачи:
Материал и оборудование: ноутбук, презентация, мультимедийный проектор, вырезанные слова пословицы "Терпение и труд все перетрут", вырезанные буквы слова "Космонавт", карточки с информацией и вопросами о знаменитых российских и советских космонавтах: Гагарин Ю.А., Терешкова В.В., Леонов А.А..
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску и сложите пословицу из слов, расположенных на ней. (Терпение и труд все перетрут)
- Труд важен в жизни каждого человека. Труд облагораживает человека. На нашей планете живут люди разных профессий.
- Каждая профессия - это труд, для которого нужны специальные знания и навыки.
- Ребята, послушайте загадки и отгадайте, о каких профессиях в них идет речь.
1. Темной ночью, ясным днем
Он сражается с огнем.
В каске, будто воин славный,
На пожар спешит... (пожарный)
2. Кирпичи кладет он в ряд,
Строит садик для ребят
Не шахтер и не водитель,
Дом нам выстроит... (строитель)
3. Кто пропишет витамины?
Кто излечит от ангины?
На прививках ты не плачь –
Как лечиться, знает... (врач)
4. Громко прозвенел звонок,
В классе начался урок.
Знает школьник и родитель –
Проведет урок... (учитель)
Введение в тему урока
Учитель: Ребята, посмотрите внимательно на доску и составьте тему занятия из букв, расположенных на ней. (космонавт)
- Верно, тема занятия - "Люди труда. Профессия космонавт". Поговорим сегодня о профессии космонавта.
Космонавт - это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе
- Сложно найти взрослого, который в детстве не мечтал побывать в космосе. Прошли годы, однако и сейчас каждый современный ребенок хоть раз в жизни задумывается о профессии космонавта.
- Очень часто можно встретить школьные сочинения на тему "Моя будущая профессия - космонавт".
- В них дети описывают свои мечты после школы. Однако, несмотря на такую популярность среди молодого поколения, эта профессия остается в числе самых редких в мире из-за высочайших требований к каждому кандидату.
- Профессия космонавт требует очень серьезной подготовки: долгого обучения, изматывающих физических тренировок, психологического напряжения.
- Только выдержав все подготовительные этапы, человек может стать покорителем космоса - сильным духом и здоровьем ученым-дипломатом, для которого не существует границ в пространстве и времени.
- В открытом космосе опасно для здоровья человека - там нет воздуха, поэтому космонавты надевают специальную защитную одежду - скафандр.
- Все космические скафандры имеют герметичную оболочку, систему обеспечения космонавта кислородом, систему поглощения углекислого газа и паров воды.
- В шлеме космического скафандра находится устройство связи, а также системы подачи питьевой воды и (при необходимости) пищи.
- В скафандре есть и система датчиков, позволяющая следить за физическим состоянием космонавта.
- Таким образом, скафандр является "космической одеждой", обеспечивающей жизнедеятельность и работу человека в космосе.
- Летают космонавты на космических кораблях - ракетах. Ракета состоит из элементов, соединенных друг с другом.
- Элементы называются ступенями. Самая нижняя часть называется первой ступенью. В ней находятся большие моторы и много горючей смеси.
- Вторая ступень тоже имеет свой двигатель и запас топлива.
- Третья ступень меньше остальных. Она тоже оснащена мотором. Однако она отличается от остальных частей.
- На нее установлен управляемый блок - сам космический корабль, в котором могут сидеть космонавты.
Учитель: Ребята, встаньте так, чтобы вокруг каждого из вас было достаточно свободного места. Встряхните руками, сейчас им предстоит немного поработать.
- Представьте себе, что над вами звездное небо. Звезды прямо над вашими головами, но без труда дотронуться до них не получится.
- Посмотрите на меня: я покажу, как это можно сделать. Видите, вверху, справа, мерцает большая звезда.
- Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь дотрагивайтесь до звезды. Опускайте руку и медленно выдыхайте.
- Посмотрите налево, вверх. Там мерцают две звезды. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и дотроньтесь до звезды.
- Опустите руку и медленно выдохните.
- Затем поднимите как можно выше левую руку, поднимитесь на цыпочки, вдохните и дотроньтесь до звезды. Опустите руку и медленно выдохните.
Учитель: Говоря о профессии космонавта, нельзя не вспомнить о самых знаменитых российских и советских космонавтах и их достижениях.
- Ребята, для выполнения следующего задания, вам нужно разделиться на три группы.
- Каждая группа должна самостоятельно прочитать текст с информацией о космонавте, ответить на предложенные вопросы и представить свои ответы всем обучающимся.
Первая группа читает информацию о Юрие Алексеевиче Гагарине:
- Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года в селе Клушино Смоленской области. Он рос в обычной семье, его папа был плотником, а мама работала на ферме. У Юрия Алексеевича были два брата и сестра.
- В 1954 году Ю.А. Гагарин увлекся авиацией и стал заниматься в аэроклубе. Уже в июле 1955 года совершил свой первый самостоятельный полет на самолете. Всего в аэроклубе Юрий совершил около 200 полетов.
- В 1959 году Гагарин попросил, чтобы его приняли в космонавты. 12 апреля 1961 года, после долгой подготовки, Юрий Алексеевич на космическом корабле "Восток" совершил свой первый полет длительностью 108 минут и приземлился неподалеку от деревни Смеловки в Саратовской области.
- Это был первый в мире полет человека в космос, и совершил его наш гражданин. За свой полет Ю.А. Гагарин был удостоен звания Герой Советского Союза. 27 марта 1968 года краткая биография Гагарина прервалась - великий космонавт разбился на самолете во время тренировочного полета.
Вторая группа читает информацию о Валентине Владимировне Терешковой:
- Валентина Владимировна Терешкова родилась 6 марта 1937 года в Ярославской области, училась в самой обычной ярославской средней школе. С 17 лет Валентина Владимировна работала ткачихой.
- В 1959 году в жизни Валентины Терешковой появилось увлечение - парашютный спорт, на ее счету 90 прыжков. В марте 1962 года Валентина Владимировна была зачислена в отряд космонавтов. Сразу себя проявила и была назначена старшей в женской группе. С марта по ноябрь проходила общекосмическую подготовку - пилотировала различные самолеты, прыгала с парашюта, слушала лекции.
- 16 июня 1963 года, в составе группы космонавтов она совершила свой первый полет в космос, на корабле "Восход-6". Полет продолжался в течение двух суток и 22 часов. Этот полет навсегда вошел в историю мировой космонавтики, т.к. Терешкова стала первой женщиной побывавшей в космосе.
- За полет в космос Валентина Владимировна была удостоена звания Героя Советского Союза. В дальнейшем Валентина Терешкова занималась общественной деятельностью, много ездила по городам страны, побывала и за рубежом.
Третья группа читает информацию о Алексее Архиповиче Леонове:
Алексей Архипович Леонов родился 30 мая 1934 году в селе Листвянка Тисульского района Кемеровской области в многодетной семье. В 1955 году Леонов окончил авиационную школу первоначального обучения летчиков.
7 марта 1960 года А.А. Леонов был зачислен в первый отряд советских космонавтов. Алексея Леонова весь мир знает как первого исследователя, который вышел в открытый космос, доказав, что человек может работать за пределами корабля. Это произошло 18 марта 1965 года.
Продолжительность первого выхода составила 23 минуты, из которых вне корабля космонавт пробыл 12 минут. За успешное осуществление полета и проявленные при этом мужество и героизм Леонову Алексею Архиповичу 23 марта 1965 года присвоено звание Героя Советского Союза.
Второй полет Леонов совершил через 10 лет, командуя экипажем "Союза-19". Проведя в космосе почти 6 дней, команда корабля "Союз" выполнила стыковку с американским "Аполлоном", что произошло впервые. (до этого корабли разных стран никогда не стыковались)
11 октября 2019 года Алексей Леонов умер в Москве.
Первая группа отвечает на вопросы о Юрие Алексеевиче Гагарине:
Вторая группа отвечает на вопросы о Валентине Владимировне Терешковой:
Третья группа отвечает на вопросы о Алексее Архиповиче Леонове:
Все готово для полета, (поднять руки вперед, затем вверх)
Ждут ракеты всех ребят. (соединить пальцы над головой, изображая ракету)
Мало времени для взлета, (марш на месте)
Космонавты встали в ряд. (встать прыжком - ноги врозь, руки на пояс)
Поклонились вправо, влево, (наклоны в стороны)
Отдадим земной поклон. (наклоны вперед)
Вот ракета полетела. (прыжки на двух ногах)
Опустел наш космодром. (присесть на корточки, затем подняться)
Учитель: Сегодня мы с вами говорили о важности труда в жизни человека, о профессии космонавта. Внимательно послушайте вопросы и ответьте на них.
Заключительное слово учителя, в котором дается аргументированная оценка отношения детей к выполненным заданиям: