Конспект классного часа к Дню Космонавтики «Время первых!» с презентацией для учащихся 9-11 классов

Цель:
1. Создать условия для формирования гордости за нашу страну через знакомство с вопросами освоения космического пространства .
2. Показать значимость освоения космоса для всего человечества и примеры положительных жизненных идеалов.

Задачи:
1. Познакомить с именами известных людей: К. Э. Циолковского, С. П. Королева, Ю. А. Гагарина и других космонавтов, совершивших полет в космос.
2. Показать успехи и достижения нашей страны в вопросах освоения космического пространства.
3. Заинтересовать ребят творчеством известных людей через эмоциональное восприятие информации.

Оборудование: 

1. медиапроектор с составленной презентацией по теме
2. вопросы викторины, заранее вывешенной в кабинете
3. кружки-выстрелы, сделанные из клейкой бумаги.
4. мишень для выстрелов на школьной доске.

Ход классного часа

Все участвующие ребята делятся на две команды. Удобно, если команды будут представлены из разных классов одной параллели. Вопрос для команд задается по очереди. Сначала одной команде, потом другой команде. Команда, посовещавшись, должна дать свой ответ, тем самым она получает право выстрела по мишени.

Если ответ команды с первого раза был дан верный, то на мишень приклеивается кружок-выстрел в центр, а команда зарабатывает 5 очков, если команда не может дать сразу верный ответ, то на презентации высвечивается первая подсказка.

Если команда дает верный ответ после первой подсказки, то кружок-выстрел приклеивается дальше от центра и команда зарабатывает 4 очка. Верный ответ после второй подсказки дает 3 очка, а после третьей - 2 очка. После «выстрелов» первой команды, «стреляет» вторая.

Выстрелы второй команды должны отмечаться на мишени кружками другого цвета. В конце игры авторитетное жюри из учителей подсчитывает количество очков, заработанное командами. Командой - победителем считается та команда, которая заработала большее количество очков.

Желательно, чтобы перед проведением интеллектуального тира, участники игры посмотрели фильм «Время первых», снятый режиссером Дмитрием Киселёвым. Главные роли сыграли Евгений Миронов и Константин Хабенский. Главный герой, космонавт Алексей Леонов, был консультантом фильма. Премьера состоялась 6 апреля 2017 года.

Этот фильм снимался при консультировании Евгения Архиповича Леонова и соответствует исторической действительности. Кроме того, фильм снят с помощью современных технологий и доносит информацию до зрителя очень красочно и эмоционально. Вопросы викторины используют информацию, которую дети могли узнать из фильма.

Викторина, посвященная Дню космонавтики «Время первых»

1. Как называются летательные аппараты, о которых академик Гинзбург сказал: «Благодаря им целая серия экспериментов в инфракрасном, ультрафиолетовом и рентгеновском диапазонах, то есть диапазонах частот, запрещенных атмосферой может с успехом выполнена!»?

- Аппаратура, установленная на них помогает изучать планеты Солнечной системы, другие галактики, Вселенную, а так же ориентироваться кораблям и самолетам на Земле.
- Первый из них имел скорость 8 км/с, весил всего 83,6 кг и представлял собой шар с четырьмя антеннами снаружи и радиопередатчиком внутри.
- С его запуском 4 октября 1957 года началась космическая эра человечества. А 3 ноября 1957 года на втором аппарате летала собака по кличке Лайка. Полет с Лайкой показал возможность пребывания живого существа в космосе.

Спутник

2. Назовите имя человека, который известен в связи с освоением космоса. Он родился в селе Клушино на Смоленщине. В юности этот человек учился в ремесленном училище в Люберцах, после в индустриальном техникуме в Саратове, потом в военном авиационном училище в Оренбурге.

- В 1960 году он начал готовиться к полету в космос в Центре подготовки космонавтов, ныне носящем его имя. Работал упорно, самозабвенно, с полной отдачей сил и выдержкой.
- С именем этого человека связано начало освоения космического пространства.
- 12 апреля 1961 года он совершил полный оборот вокруг нашей планеты за 108 минут на корабле «Восток» и в тот же день вернулся на землю. Это был первый полет человека в космос.

Юрий Алексеевич Гагарин (1934-1968)

3. Одна из них родилась 6 марта 1937 года, другая 8 августа 1948 года, но обе побывали в космосе. Первая – 16 июня 1963 года на корабле «Восток - 6», вторая – 19 августа 1982 года на корабле «Союз–ТМ». Назовите имена этих женщин.

- Обе женщины занимались в аэроклубах. Первая в ярославском, вторая в Центральной лётно–технической школе ДОСААФ. В 1970 году она завоевала звание абсолютной чемпионки мира по высшему пилотажу.
- Имя одной из женщин-космонавтов носит улица нашего города. В 1969 году она закончила Военно-воздушную инженерную академию имени Жуковского.
- Другая женщина закончила Московский авиационный институт имени Орджоникидзе, а в 1976 году школу лётчиков – испытателей.

Герой Советского Союза, полковник-инженер, летчик-космонавт СССР Валентина Владимировна Терешкова и Герой Советского Союза, летчик-космонавт СССР Светлана Евгеньевна Савицкая

4. В это устройство, имеющееся у каждого космического путешественника, космонавты входят, а в космосе – вплывают через имеющийся на спине люк. Что это за устройство?

- Специальные системы, размещенные в ранце этого устройства, подают кислород для дыхания, очищают дыхательную смесь от углекислоты, поглощают ненужную влагу, отводят излишки тепла или, наоборот подогревают воздух.
- Эти устройства могут быть мягкими (использовались американскими астронавтами на Луне), жесткими (использовались российскими космонавтами при выходе в космос) и полужесткими. Сначала они стали применяться на Земле водолазами.
- Эти устройства используются космонавтами для выхода в космос, где нет воздуха и нечем дышать. Иллюминатор шлема снабжен светофильтром, защищающим глаза от солнечных лучей

Скафандр

5. Этот человек член Союза художников СССР, автор альбомов, картин и рисунков на космические темы. В 1965 году на корабле«Восход-2» был в космосе. Его именем назван кратер на обратной стороне Луны. Кто это?

- Родился он 30 мая 1934 года в селе Листвянка Кемеровской области. В 1953 году поступает в Чугуевское военное авиационное училище. В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов.
- Этот космонавт два раза был на околоземной орбите. В 1965 году в составе экипажа корабля «Восход-2» с Павлом Беляевым и в 1975 году в составе экипажа корабля «Союз-19» с Валерием Кубасовым участвовал в совместном полете «Союз – Аполлон» по советско – американской программе.
- 18 марта 1965 года осуществил первый в мире выход человека из корабля в открытый космос и находился вне корабля 12 минут. Этим была доказана возможность работы человека в открытом космическом пространстве.

Дважды Герой Советского Союза, генерал-майор авиации, летчик-космонавт СССР Алексей Архипович Леонов

6. Свою летную карьеру этот человек начал во время Второй мировой войны. Этот космонавт в 1965 году на корабле«Восход-2» был командиром экипажа. Кто это?

- Родился он 26 июня 1925 года в селе Челищево Северо-Двинской губернии. В 1943 году добровольно вступил в ряды Советской армии. Ейское военное авиационное училище летчиков окончил в 1945 году. Летчиком –истребителем участвовал в боевых действиях с Японией
- В 1960 году был зачислен в отряд космонавтов. При посадке корабля «Восход – 2» вручную сориентировал корабль и включил тормозной двигатель. Эти операции были выполнены впервые в мире.
- Герой Советского Союза. Совершил полет в космос вместе с Алексеем Леоновым

Командир корабля «Восход-2», Герой Советского Союза, полковник, летчик-космонавт СССР павел Иванович Беляев

7. При возвращении на корабль Алексей Леонов не смог закрыть люк, почему?

- Для дыхания космонавтов скафандр заполняется 1660 литрами кислорода, которого хватает на 30 минут работы в открытом космосе
- В скафандре космонавта должно быть давление газов таким же как на Земле, в космосе давление отсутствует
- На скафандре имеется специальный клапан, который позволяет выпускать газ

Под давлением кислорода скафандр раздуло, так как в космосе вакуум. Леонов открыл клапан, выпустил кислород и попал на корабль.

8. Что должно произойти, чтобы посадочный модуль корабля был готов к посадке на землю?

- Работа тормозной установки, которая направит струи сгоревшего топлива противоположно направлению движения корабля.
- Отстреливание прибороагрегатного и орбитальных блоков.
- В результате этого посадочный модуль «Восхода – 2» закрутило и команде корабля пришлось вращаться на орбите около 20 часов.

Разделение приборо-агрегатного, орбитального отсека и спускаемого аппарата.

9. Чем в оригинале нарисована эта картина Алексеем Леоновым?

- Краска в космосе примет формы шарообразных капель
- Это устройство есть у каждого ученика
- Ручки в космосе не пишут, так как для стекания чернил нужна гравитация

Простым карандашом.

10. Почему космонавт может потерять сознание в корабле?

- Орбитальная скорость на высоте 300 км над Землей около 7,7 км/с. Это в 10 раз превышает скорость полёта пули, так что кинетическая энергия маленькой частицы краски или песчинки эквивалентна той же самой энергии пули, обладающей в 100 раз большей массой.
- При встрече с космическим мусором обшивка может быть повреждена
- Защитная система корабля предупреждает утечку кислорода на корабле и автоматически включает его подкачку из запасных баллонов

Избыток кислорода проявляется в виде одышки, покраснения лица, головной боли, судорог и, наконец, - потери сознания.

Скачать полную версию классного часа вы можете по ссылке ниже

Автор: Хайруллова Елена Владимировна, учитель физики МАОУ СОШ № 19 г. Димитровград Ульяновская область
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!