Цель игры:
Игра проводится между двумя командами по 5 человек. Каждая команда выбирает капитана и придумывает себе название. Выбираются по 2 родителя в группу поддержки команды. Все члены команды (всего 7 человек) изготавливают из одного материала и одной формы карточки со своими именами. Желательно, чтобы эти карточки каждой команды отличались по цвету и (или) по форме.
К игре нужно подготовить карту с секторами игры (на большом листе), к каждому сектору подготовить съёмные карточки с номером вопроса и количеством баллов к нему. Эта карта размещается на доске. Также необходимо приготовить раздаточный материал для игры: каждому игроку - ручка, листок бумаги.
Желательно, чтобы игра сопровождалась музыкальным оформлением (аплодисменты - за правильный ответ, временной сигнал продолжительностью 40 секунд (отсчёт времени), сигнал окончания обсуждения вопроса, сигнал - в случае неправильного ответа и т.д.) .
Сектора «Проверь себя» и «Занимательная математика» требуют ксерокопии вопросов (по 2 шт.), так как их трудно воспринимать на слух. Одна копия кладется на стол игрокам команды, другая на стол группы поддержки.
Для конкурса капитанов «Рисунок» нужно подготовить альбомные листы (4 шт.) и маркеры (2 шт.).
Для проведения игры необходимо выбрать ведущего и его помощников (3 чел.).
1 помощник - у доски следит за секторами и ведёт счёт команд;
2 помощник - следит за группой поддержки и дополнительными баллами;
3 помощник - следит за музыкальным оформлением.
Оформление кабинета: На доске висит карта с секторами игры и оставлено место для подсчёта очков. Рядом стол для 3 помощника (под музыкальное оформление). С двух сторон напротив друг друга столы для команд (по 2 стола вместе и 5 стульев). Немного дальше столы для группы поддержки и по 2 стула. Остальное место могут занять болельщики. Ведущий находится в центре класса между командами.
Игра «О, математики!» состоит из четырёх секторов:
Перед началом игры для определения права первого хода проводится конкурс капитанов. Команда капитан, которой победил начинает игру первой. Игроки каждой из команд по очереди выбирают сектор и номер вопроса из него. На обсуждение каждого вопроса даётся 40 секунд, отвечает игрок выбравший данный вопрос.
Если игрок отвечает правильно на вопрос, то команде присуждается столько очков, какова стоимость данного вопроса. В любом случае (независимо от правильности ответа игрока), команде присваивается дополнительно 3 очка, если ответ группы поддержки данной команды окажется верным. В группу поддержки команды входят по 2 родителя.
Игра продолжается до тех пор пока все вопросы не будут разыграны. После розыгрыша вопросов проводится конкурс капитанов, который окончательно завершает игру и объявляются результаты. Победителей ждёт приз!
Во время обсуждения вопроса игроки не должны шуметь на всю аудиторию и спрашивать подсказки у группы поддержки, они играют отдельно друг от друга. За нарушение этих правил команда может быть оштрафована. Также в первом круге каждая команда должна пройти все имеющиеся сектора.
1. Назовите дробь, которая в древней Руси называлась полполтреть? (Ответ: 1/12)
2. О каких числах идёт речь в данном высказывании: «Сумма двух имуществ есть имущество. Сумма двух долгов есть долг»? Перефразируйте. (положительные и отрицательные)
3. В «Арифметике» Магницкого на первой странице изображен дворец науки, на престоле сидит царевна «Арифметика», в её правой руке ключ - ключ ко всем знаниям, а к познанию арифметики ведут пять ступеней… Последняя ступень - деление. Назовите по порядку первые четыре ступени. (счисление, сложение, вычитание, умножение)
4. Что послужило прототипом русских счётов? (древнегреческая доска АБАК)
1. Если стороны одного угла являются продолжениями сторон другого угла, то такие углы называются:
а) вертикальными;
б) смежными;
в) прямыми;
г) соответствующими.
2. Какая из фигур обладает осевой и центральной симметрией?
а) треугольник;
б) параллелограмм;
в) окружность;
г) угол.
3. Тангенсом острого угла прямоугольного треугольника называется отношение:
а) прилежащего катета к гипотенузе;
б) противолежащего катета к прилежащему;
в) противолежащего катета к гипотенузе;
г) косинуса угла к синусу.
4. Что невозможно сделать только с помощью циркуля и линейки?
а) построить угол равный данному;
б) разделить угол на три равные части;
в) провести к прямой перпендикуляр;
г) провести биссектрису любого угла.
5. Если катет прямоугольного треугольника равен половине гипотенузы, то угол, лежащий против этого катета, равен:
а) 90º;
б) 45º;
в) 60º;
г) 30º.
6. При пересечении двух параллельных прямых секущей, какая пара углов неравная?
а) вертикальные углы;
б) соответственные углы;
в) накрестлежащие углы;
г) внутренние односторонние.
1. Как-то рано по утру птицы плавали в пруду. Белоснежных лебедей втрое больше чем гусей, уток было 8 пар вдвое больше чем гагар. Сколько было птиц всего, если нам ещё дано что всех уток и гусей столько, сколько лебедей?
Ответ: Т.к. уток 8 пар, то всего их 16, гагар вдвое меньше - 8. Если гусей принять за х, то лебедей было 3х, а это равно количеству всех уток и гусей 16+х. Решая уравнение 16+х=3х, находим х=8 (гуси), а лебедей втрое больше - 24.
Гагар - 8, Уток - 16, Гусей - 8, Лебедей - 24.
2. Три соседа мужика Фёдор, Яков и Лука,
Чтоб всегда с водою быть стали свой колодец рыть.
Но Лука вдруг говорит: «Ведь момент один забыт.
Нужно длины всех дорог от колодца на порог
Сделать равными друзья допускать обид нельзя».
Можно ль это сделать им, и скажи путём каким?
Ответ: колодец вырыть в центре описанной окружности, через точку поворотов соседей.
3. В семье я рос один на свете
И это правда до конца.
Но сын того, кто на портрете
Сын моего отца.
Кто же изображён на портрете?
Ответ: т.к. сын моего отца - я сам, то на портрете - отец.
4. С корабля была сброшена веревочная лестница. Расстояние между дощечками 15 см. Прилив идет со скоростью 5 м/с, через какое время вода покроет 7 дощечек, если 2 дощечки уже были в воде?
Ответ: корабль поднимается с приливом.
1. Весёлый рисунок
Каждый член команды (включая группу поддержки) на альбомном листе рисует один геометрический объект. Этот листок отдаётся капитану команды и он на чистом альбомном листе изображает какой-либо рисунок из всех данных объектов.
Задание: изобразите робота.
2. Ассоциация
Этот конкурс начинает команда, которая набрала больше очков. Капитану на ушко сообщается какое-то слово. Он на ушко ведущему называет 6 ассоциаций связанных с данным словом. Затем ведущий сообщает ключевое слово всей команде. Каждый член команды (включая группу
поддержки) называет по одной своей ассоциации этого слова. За каждое совпадение команда получает 2 балла.
Задание: 1-ой команде - квадрат.
2-ой команде - окружность.
1. Как называется система счисления, которой мы пользуемся? (десятичная и позиционная)
2. Чем отличается арифметика от алгебры? (арифметика наука о числах, а алгебра ещё использует буквы, знаки отношений)
3. В 17 веке в русской арифметике употреблялось следующие наименование чисел: леодр, легион, тьма. Какое из этих названий соответствует 10 тыс., 100 тыс., 1 млн.? (тьма - 10 тыс., легион - 100 тыс., леодр - 1 млн.)
4. Как называлась счётная математическая машина, которую в 1878 году изобрёл русский математик П.Л. Чебышев? (арифмометр)
1. Частным случаем какой теоремы является теорема Пифагора?
а) теоремы синусов;
б) теоремы о площади треугольника;
в) теоремы косинусов;
г) теоремы Фалеса.
2. Площадь, какой фигуры равна произведению полусуммы оснований на высоту?
а) трапеции;
б) квадрата;
в) треугольника;
г) параллелограмма.
3. Утверждение, справедливость которого устанавливается путём рассуждений, называется:
а) аксиома;
б) теорема;
в) постулат;
г) определение.
4. Угол равный половине дуги, на которую он опирается, является:
а) центральным;
б) описанным;
в) внешним;
г) вписанным.
5. Диагонали, какого четырехугольника равны и перпендикулярны?
а) трапеции;
б) квадрата;
в) прямоугольника;
г) ромба.
6. Сумма, каких углов не всегда равна 180?
а) смежных;
б) всех углов треугольника;
в) внутренних односторонних;
г) двух прямых углов.
1. Мой знакомый Саша однажды мне сказал: «Позавчера мне было 10 лет, а в будущем году исполнится 13 лет». Может ли быть такое?
Ответ: 31 декабря Саше исполнилось 11 лет, а разговор происходил на следующий день, 1 января.
2. По тропинке вдоль кустов шло 11 хвостов.
Сосчитать я также смог, что шагало 30 ног.
Это вместе шли куда-то петухи и поросята.
А теперь вопрос таков, сколько было петухов
И узнать я был бы рад сколько было поросят?
Ответ: если петухов принять за х, то поросят 11-х. У петухов две ноги - 2х, у поросят - 4 (11-х), всего ног 30. Решая уравнение 2х+4(11-х)=30 находим х=7 (петухи), тогда поросят 4.
Петухов - 7, Поросят - 4.
3. Бабушка сколько лет твоему внуку?
- А ему, милый, столько месяцев сколько мне лет.
- А сколько же тебе лет?
- Нам с внуком вместе 65 лет. А уж сколько лет внуку сосчитай сам.
Ответ: бабушке - 60 лет, внуку - 5 лет.
4. Ребята пилят брёвна на метровые куски. Отпиливание одного куска занимет одну минуту. За сколько времени они распилят бревно длиною 10 м?
Ответ: за 9 минут.
1. Весёлый рисунок
Каждый член команды (включая группу поддержки) на альбомном листе рисует один геометрический объект. Этот листок отдаётся капитану команды и он на чистом альбомном листе изображает какой-либо рисунок из всех данных объектов.
Задание: изобразите цветок.
2. Ассоциация
Этот конкурс начинает команда, которая набрала больше очков. Капитану на ушко сообщается какое-то слово. Он на ушко ведущему называет 6 ассоциаций связанных с данным словом. Затем ведущий сообщает ключевое слово всей команде. Каждый член команды (включая группу
поддержки) называет по одной своей ассоциации этого слова. За каждое совпадение команда получает 2 балла.
Задание: 1-ой команде - ромб, 2-ой команде - круг.