Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к изучению математики.
Задачи:
Оборудование: карточки, карта России, гербы и флаги субъектов РФ, ребусы, иллюстрации рыб с математическими выражениями, циферблаты часов.
Учитель: Добрый день, ребята!
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.
- Какую науку называют царицей всех наук? (математика)
- Сегодня мы отправимся в путешествие. В дороге нам будет помогать математика.
Работа в группах
Учитель: Для того чтобы узнать куда мы отправимся, выполните задание. В каждой строке выберите числа, которые не повторяются и выпишите их в строку.
12 |
10 |
9 |
64 |
26 |
18 |
10 |
64 |
12 |
9 |
48 |
26 |
48 |
14 |
87 |
16 |
39 |
34 |
11 |
15 |
34 |
14 |
15 |
87 |
39 |
11 |
72 |
10 |
27 |
34 |
89 |
12 |
19 |
27 |
72 |
89 |
34 |
12 |
10 |
31 |
19 |
16 |
52 |
24 |
90 |
48 |
16 |
52 |
31 |
48 |
90 |
24 |
96 |
11 |
18 |
52 |
46 |
75 |
96 |
11 |
10 |
75 |
18 |
52 |
46 |
20 |
16 |
28 |
33 |
99 |
66 |
21 |
16 |
28 |
21 |
20 |
99 |
66 |
- А теперь расшифруйте слово с помощью порядка букв в алфавите. (Команды расшифровывают слово РОССИЯ)
Ученик: Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,
То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…
Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.
Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашей Родине – России. (Карту России на доску)
- Мы заглянем в разные субъекты страны. В дороге нам будет помогать – математика.
- Выполняя математические задания, мы узнаем много нового и интересного о нашей Родине.
- Итак, расселись по вагонам математического поезда, пора в путь!
Республика Бурятия. Математическая рыбалка
Учитель: Начнем наше путешествие с Республики Бурятия. Главным городом республики является г. Улан-Удэ. (Флажок на карту. Иллюстрация герба, флага на доску)
- Бурятия расположена на берегу озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире. Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества. В озере обитает 2500 различных видов животных и рыб.
- Каких обитателей Байкала вы можете назвать? (Иллюстрации обитателей Байкала на доску)
- Среди обитателей Байкала есть – байкальский омуль и сиг, байкальский хариус, налим, таймень и щука. Одним из самых удивительных обитателей Байкала считается байкальский тюлень – нерпа.
- Это уникальное животное способно задерживать дыхание на 40 минут, а в экстренных ситуациях до часа. Байкальская нерпа может нырять на 100 м глубину в погоне за своей излюбленной добычей – рыбой голомянкой.
- Я предлагаю отправиться на рыбалку. Расселись в лодки. Выберите в своей лодке рыбака.
- Перед вами в воде плавают рыбы. Рыбак ловит рыбу, приносит ее на лодку. Команда находит значение выражения, и рыбак отправляет эту рыбу в сеть своей команды. (На партах, доске прикреплены картинки байкальских рыб)
Команды выполняют задание.
Учитель: Теперь мы посмотрим, все ли рыбы останутся в ваших сетях. Если значение найденного выражения верно, то рыба остается в сети, если нет – отправим ее обратно в воды Байкала.
- Молодцы! Мы наловили много рыбы. Можно отправляться дальше в путешествие.
Ямало-ненецкий автономный округ. Корм для оленей
Учитель: Следующей остановкой нашего путешествия будет Ямало-ненецкий автономный округ. (Разместить флажок на карту. Иллюстрация с гербом и флагом на доску)
- Животный мир тайги автономного округа очень разнообразен. (Иллюстрации зверей округа на доску)
- Он представлен в первую очередь "хозяином" - бурым медведем. Главным пушным зверем на Ямале считается соболь. Близкий родственник соболя – куница. Одним из хищников тайги является рысь. Также в лесах автономного округа проживают зайцы-беляки, лоси, северные дикие олени.
- А знаете ли вы самое главное занятие нанайцев? (Ответы детей)
- Издавна хозяйством Ямала считается оленеводство. Помимо использования оленя в качестве транспортного животного, нанайцы получают от этих животных пищу, одежду и жилище, для которого используются оленьи шкуры.
- Олени круглый год содержатся на подножном корму. Пищей им служит зимой мох-ягель, который они выкапывают из-под снега, поздней весной, летом и осенью добавляется трава, листья кустарников и грибы.
- Предлагаю покормить оленя. У какой команды получится собрать больше корма для оленя. (Картинки оленей на доску. Каждой команде раздаю ребусы)
- Перед вами еда для оленей. Но путешествие у нас математическое, а значит - и олени любят все математическое. Вы берете карточку, отгадываете ребус. Если отгадка ребуса – слово, связанное с математикой, то этой едой можно угостить животное.
Команды разгадывают ребусы, кормят оленей.
- Молодцы! Мы с вами накормили оленей. Отправляемся дальше путешествовать по России.
Красноярский край
Учитель: А мы уже прибыли в следующий регион России – Красноярский край.
- В Красноярском крае созданы заповедники для сохранения редких и исчезающих животных и растений.
- Предлагаю узнать немного об этих заповедных местах. Но для начала необходимо узнать их названия. (На доске и у каждой команды – карточки с числами)
- Подберите 2 слагаемых, так, чтобы их сумма была равна числу на доске. (Команды выполняют задание. После составления названия каждого заповедника рассказываю информацию о нем)
Большой Арктический заповедник (303 423 726)
Крупнейший по площади заповедник в Евразии. Среди перелетных птиц, Арктического заповедника гнездящихся здесь - шесть редких видов занесены в Красную книгу: орлан-белохвост, краснозобая казарка, белохвостая гагара, кречет, сапсан и тундровый лебедь.
Путоранский природный заповедник (535 325 862)
Основными целями создания Путоранского заповедника является охрана: редких видов животных, в том числе снежного барана, крупнейшей в мире популяции дикого северного оленя, зимовочные местообитания которого находятся на территории заповедника.
Саяно-Шушенский заповедник (222 252 474)
Животный мир заповедника чрезвычайно разнообразен, почти 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу. Большую часть заповедника занимают леса. Главная ценность - сибирский кедр. Основной охраняемый вид животного в заповеднике — снежный барс.
Национальный парк "Столбы" (564 393 957)
Среди растений, занесенных в Красную книгу здесь встречаются башмачки настоящий и крупноцветный, ятрышник шлемоносный, ковыль перистый. Птицы, гнездящиеся в парке - скопа, беркут, балобан и др.
Таймырский природный заповедник (242 123 365)
В Таймырском заповеднике существует самое крупное в мире стадо дикого северного оленя. В конце XX века здесь начали распространять овцебыка. В заповеднике много водных птиц: гусь-гуменник, гага-гребенушка, тундровый лебедь, чернозобая и полярная гагары, краснозобая казарка и др.
Тунгусский заповедник (411 112 523)
В настоящее время на территории Тунгурского заповедник отмечено 145 видов птиц, более 19 видов рыб: ленок, тугун, хариус, щука, плотва, елец, язь, карась серебряный, налим, окунь. Животные: бурый медведь, соболь, белка, волк, северный олень, росомаха.
Центрально-сибирский заповедник (132 126 258)
На территории Центрально-сибирского заповедника встречаются свыше 500 растений. В фауне заповедника насчитывается 36 видов пресноводных рыб, зарегистрировано 46 видов млекопитающих.
Национальный парк "Шушенский бор" (422 452 874)
"Шушенский бор" включает 12 видов редких и исчезающих растений, в том числе: адонис весенний, ветреница алтайская, пион Марьин корень. Из животного мира - 27 птиц занесены в Красную книгу РФ, такие как черный аист, малый лебедь, горный гусь, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, журавль-красавка и другие.
Природный парк "Ергаки" (212 114 326)
Парк "Ергаки" представляет собой массив горных степей, в значительной степени обработанных ледником. Отдельные горные пики имеют причудливые очертания и собственные имена: Звездный, Зуб Дракона, Птица, Парабола, Молодежный, Зеркальный и др.
Неповторимость Ергакам придают множество озер ледникового происхождения. Наиболее известны: Буйбинские озера, Мраморное, Золотарное, озеро Горных Духов. Наиболее крупные озера - Большое Буйбинское, Большое Безрыбное и Светлое.
Учитель: Мы уже посетили 3 региона нашей Родины. Давайте немного отдохнем.
- Площадь России огромна. Чтобы попасть из одного уголка в другой можно:
Лететь на самолете, (показывают)
Плыть по реке на лодке.
А можно плыть и без лодки,
Можно ехать на велосипеде
Или на самокате.
Но очень удобно на поезде – сидя в уютном вагоне, смотреть в окно как меняется пейзаж и проплывают города, села, деревеньки.
- Давайте продолжим наше путешествие.
Калининградская область. Загрузка торговых судов
Учитель: Калининградская область расположена в Центральной Европе. Административный город – Калининград.
- Она отделена от других субъектов Российской Федерации Латвией и Белоруссией. На западе область омывается Балтийским морем, которое относится к водам Северного-Ледовитого океана. Порт Калининград – единственный незамерзающий российский порт на Балтике. Состоит из торгового, морского, рыбного и речного портов.
- Как вы думаете какое занятие является основным в Калининградской области? (Рыболовство, судоходство, добыча полезных ископаемых)
- Предлагаю Вам принять участие в загрузке судна грузом. Но для того чтобы узнать сколько тонн нужно загрузить на судно – необходимо применить математические знания.
- Если вы правильно выполните задание, то груз окажется на судне. Посмотрим, сколько тонн загрузит каждая команда.
- Вам даны выражения с пропущенными цифрами. Определите - какие цифры пропущены в суммах, найдите значения выражений.
Учитель: Сложите все получившиеся результаты. Сколько тонн груза вы загрузили на танкер? (1000)
- Молодцы! Мы загрузили судно, оно отправляется в путь по морям Северного-Ледовитого океана. А мы продолжаем свое путешествие.
Кемеровская область. Добыча угля
Учитель: Следующая остановка нашего путешествия – Кемеровская область. Главный город – Кемерово.
- На территории области развита металлургия, горнодобывающая и угольная промышленность. Кемеровская область имеет два больших угольных бассейна: Кузнецкий каменноугольный бассейн и Канско-Ачинский буроугольный бассейн. В год добывается свыше 180 млн. тонн каменного угля.
- Так же в Кемеровской области добывают золото, серебро, железные руды, марганцевые руды, алюминий, нефелиновые руды, свинец, цинк, известняк, глину и другие полезные ископаемые.
- Кемеровская область – это единственная область, которая официально имеет 2 названия.
- Предлагаю вам принять участие в добыче угля и узнать второе название региона.
- Я читаю задачу. Вы выбираете из данных вам чисел то, которое является решением задачи.
К |
У |
З |
Б |
А |
С |
С |
|
|
|
630 |
425 |
349 |
412 |
456 |
587 |
596 |
523 |
842 |
342 |
Учитель: Расположите ответы в порядке возрастания. (Составляют слово КУЗБАСС)
- Молодцы! Теперь мы знаем, что у Кемеровской области есть второе официальное название – Кузбасс.
Москва. Определение времени по часам
Учитель: Мы прибыли в столицу нашей Родины – Москву.
- Что вы знаете о Москве? (Ответы детей)
- Москва - крупный культурный и туристический центр Европы и мира, московский регион имеет один из богатейших в России историко-культурных потенциалов.
- В Москве много интересных мест - это как различные историко-культурные и архитектурные памятники, так и современные развлекательные комплексы.
- Современная Москва насчитывает более 100 театров, более 400 библиотек, более 60 музеев и другие учреждения для культурного досуга москвичей и гостей столицы.
- Мы с вами попали в Музей времени. (Иллюстрацию Музея времени на доску)
- А вы умеете определять время? Давайте проверим. (У каждой команды – циферблат часов с заданиями)
- Прочитайте задание и дорисуйте стрелки на каждом циферблате. (Команды выполняют задание)
Учитель: Давайте вспомним где мы сегодня были и что узнали из путешествия.
- Наше путешествие подошло к концу. Познавая мир, познаешь себя. Желаю вам новых открытий, встреч и событий.
- Пусть каждый новый день открывает что- то новое. Пусть в жизни будет много ярких красок, неизведанных мест и радостных впечатлений!
Учитель: Конечно, из столицы просто невозможно уехать без сувениров. Мы попали в магазин часов. Предлагаю каждому выбрать себе часы.
- Вспомните наше путешествие. Если вам понравилось посещать регионы России – вы узнали что-то новое и вы с удовольствием бы продолжили поездку по России, то выбираете себе часы, на котором изображено сердце Москвы – Кремль.
- Если же вам не понравилось, и вы бы лучше остались дома – то возьмите на память себе часы без рисунка.