Внеклассное мероприятие для 4 класса "Россия на карте математики"

Цель: развитие устойчивого познавательного интереса к изучению математики.

Задачи:

  • Развивать умения применять в игре полученные знания по предмету, математическое мышление, находчивость и сообразительность.
  • Расширять кругозор учащихся.
  • Воспитывать чувство патриотизма, желание беречь природу.

Оборудование: карточки, карта России, гербы и флаги субъектов РФ, ребусы, иллюстрации рыб с математическими выражениями, циферблаты часов.

Ход мероприятия

Организационный момент

Учитель: Добрый день, ребята!
Почему торжественно вокруг?
Слышите, как быстро смолкла речь?
Это о царице всех наук
Поведем сегодня с вами речь.

- Какую науку называют царицей всех наук? (математика)
- Сегодня мы отправимся в путешествие. В дороге нам будет помогать математика.

Постановка темы и цели урока

Работа в группах

Учитель: Для того чтобы узнать куда мы отправимся, выполните задание. В каждой строке выберите числа, которые не повторяются и выпишите их в строку.

12

10

9

64

26

18

10

64

12

9

48

26

48

14

87

16

39

34

11

15

34

14

15

87

39

11

72

10

27

34

89

12

19

27

72

89

34

12

10

31

19

16

52

24

90

48

16

52

31

48

90

24

96

11

18

52

46

75

96

11

10

75

18

52

46

20

16

28

33

99

66

21

16

28

21

20

99

66

- А теперь расшифруйте слово с помощью порядка букв в алфавите. (Команды расшифровывают слово РОССИЯ)

Ученик: Если долго-долго-долго
В самолете нам лететь,
Если долго-долго-долго
На Россию нам смотреть,

То увидим мы тогда
И леса, и города,
Океанские просторы,
Ленты рек, озера, горы…

Мы увидим даль без края,
Тундру, где звенит весна,
И поймем тогда, какая,
Наша Родина большая,
Необъятная страна.

Учитель: Сегодня мы отправляемся в путешествие по нашей Родине – России. (Карту России на доску)
- Мы заглянем в разные субъекты страны. В дороге нам будет помогать – математика.

- Выполняя математические задания, мы узнаем много нового и интересного о нашей Родине.
- Итак, расселись по вагонам математического поезда, пора в путь!

Путешествие по регионам России

Республика Бурятия. Математическая рыбалка

Учитель: Начнем наше путешествие с Республики Бурятия. Главным городом республики является г. Улан-Удэ. (Флажок на карту. Иллюстрация герба, флага на доску)
- Бурятия расположена на берегу озера Байкал – самого глубокого пресноводного озера в мире. Байкал является природным резервуаром пятой части мировых запасов пресной воды высочайшего качества. В озере обитает 2500 различных видов животных и рыб.

- Каких обитателей Байкала вы можете назвать? (Иллюстрации обитателей Байкала на доску)
- Среди обитателей Байкала есть – байкальский омуль и сиг, байкальский хариус, налим, таймень и щука. Одним из самых удивительных обитателей Байкала считается байкальский тюлень – нерпа.

- Это уникальное животное способно задерживать дыхание на 40 минут, а в экстренных ситуациях до часа. Байкальская нерпа может нырять на 100 м глубину в погоне за своей излюбленной добычей – рыбой голомянкой.
- Я предлагаю отправиться на рыбалку. Расселись в лодки. Выберите в своей лодке рыбака.

- Перед вами в воде плавают рыбы. Рыбак ловит рыбу, приносит ее на лодку. Команда находит значение выражения, и рыбак отправляет эту рыбу в сеть своей команды. (На партах, доске прикреплены картинки байкальских рыб)

Картинки байкальских рыбКартинки байкальских рыб

Команды выполняют задание.
Учитель: Теперь мы посмотрим, все ли рыбы останутся в ваших сетях. Если значение найденного выражения верно, то рыба остается в сети, если нет – отправим ее обратно в воды Байкала.
- Молодцы! Мы наловили много рыбы. Можно отправляться дальше в путешествие.

Ямало-ненецкий автономный округ. Корм для оленей

Учитель: Следующей остановкой нашего путешествия будет Ямало-ненецкий автономный округ. (Разместить флажок на карту. Иллюстрация с гербом и флагом на доску)
- Животный мир тайги автономного округа очень разнообразен. (Иллюстрации зверей округа на доску)

- Он представлен в первую очередь "хозяином" - бурым медведем. Главным пушным зверем на Ямале считается соболь. Близкий родственник соболя – куница. Одним из хищников тайги является рысь. Также в лесах автономного округа проживают зайцы-беляки, лоси, северные дикие олени.
- А знаете ли вы самое главное занятие нанайцев? (Ответы детей)

- Издавна хозяйством Ямала считается оленеводство. Помимо использования оленя в качестве транспортного животного, нанайцы получают от этих животных пищу, одежду и жилище, для которого используются оленьи шкуры.
- Олени круглый год содержатся на подножном корму. Пищей им служит зимой мох-ягель, который они выкапывают из-под снега, поздней весной, летом и осенью добавляется трава, листья кустарников и грибы.

- Предлагаю покормить оленя. У какой команды получится собрать больше корма для оленя. (Картинки оленей на доску. Каждой команде раздаю ребусы)
- Перед вами еда для оленей. Но путешествие у нас математическое, а значит - и олени любят все математическое. Вы берете карточку, отгадываете ребус. Если отгадка ребуса – слово, связанное с математикой, то этой едой можно угостить животное.

РебусыРебусы

Команды разгадывают ребусы, кормят оленей.
- Молодцы! Мы с вами накормили оленей. Отправляемся дальше путешествовать по России.

Красноярский край

Учитель: А мы уже прибыли в следующий регион России – Красноярский край.
- В Красноярском крае созданы заповедники для сохранения редких и исчезающих животных и растений.
- Предлагаю узнать немного об этих заповедных местах. Но для начала необходимо узнать их названия. (На доске и у каждой команды – карточки с числами)

- Подберите 2 слагаемых, так, чтобы их сумма была равна числу на доске. (Команды выполняют задание. После составления названия каждого заповедника рассказываю информацию о нем)

Большой Арктический заповедник (303 423 726)
Крупнейший по площади заповедник в Евразии. Среди перелетных птиц, Арктического заповедника гнездящихся здесь - шесть редких видов занесены в Красную книгу: орлан-белохвост, краснозобая казарка, белохвостая гагара, кречет, сапсан и тундровый лебедь.

Путоранский природный заповедник (535 325 862)
Основными целями создания Путоранского заповедника является охрана: редких видов животных, в том числе снежного барана, крупнейшей в мире популяции дикого северного оленя, зимовочные местообитания которого находятся на территории заповедника.

Саяно-Шушенский заповедник (222 252 474)
Животный мир заповедника чрезвычайно разнообразен, почти 100 видов являются редкими, исчезающими и включенными в Красную книгу. Большую часть заповедника занимают леса. Главная ценность - сибирский кедр. Основной охраняемый вид животного в заповеднике — снежный барс.

Национальный парк "Столбы" (564 393 957)
Среди растений, занесенных в Красную книгу здесь встречаются башмачки настоящий и крупноцветный, ятрышник шлемоносный, ковыль перистый. Птицы, гнездящиеся в парке - скопа, беркут, балобан и др.

Таймырский природный заповедник (242 123 365)
В Таймырском заповеднике существует самое крупное в мире стадо дикого северного оленя. В конце XX века здесь начали распространять овцебыка. В заповеднике много водных птиц: гусь-гуменник, гага-гребенушка, тундровый лебедь, чернозобая и полярная гагары, краснозобая казарка и др.

Тунгусский заповедник (411 112 523)
В настоящее время на территории Тунгурского заповедник отмечено 145 видов птиц, более 19 видов рыб: ленок, тугун, хариус, щука, плотва, елец, язь, карась серебряный, налим, окунь. Животные: бурый медведь, соболь, белка, волк, северный олень, росомаха.

Центрально-сибирский заповедник (132 126 258)
На территории Центрально-сибирского заповедника встречаются свыше 500 растений. В фауне заповедника насчитывается 36 видов пресноводных рыб, зарегистрировано 46 видов млекопитающих.

Национальный парк "Шушенский бор" (422 452 874)
"Шушенский бор" включает 12 видов редких и исчезающих растений, в том числе: адонис весенний, ветреница алтайская, пион Марьин корень. Из животного мира - 27 птиц занесены в Красную книгу РФ, такие как черный аист, малый лебедь, горный гусь, беркут, орлан-белохвост, балобан, сапсан, журавль-красавка и другие.

Природный парк "Ергаки" (212 114 326)
Парк "Ергаки" представляет собой массив горных степей, в значительной степени обработанных ледником. Отдельные горные пики имеют причудливые очертания и собственные имена: Звездный, Зуб Дракона, Птица, Парабола, Молодежный, Зеркальный и др.

Неповторимость Ергакам придают множество озер ледникового происхождения. Наиболее известны: Буйбинские озера, Мраморное, Золотарное, озеро Горных Духов. Наиболее крупные озера - Большое Буйбинское, Большое Безрыбное и Светлое.

Физкультминутка

Учитель: Мы уже посетили 3 региона нашей Родины. Давайте немного отдохнем.

- Площадь России огромна. Чтобы попасть из одного уголка в другой можно:

Лететь на самолете, (показывают)
Плыть по реке на лодке.
А можно плыть и без лодки, 

Можно ехать на велосипеде
Или на самокате.
Но очень удобно на поезде – сидя в уютном вагоне, смотреть в окно как меняется пейзаж и проплывают города, села, деревеньки.

- Давайте продолжим наше путешествие.

Путешествие по России

Калининградская область. Загрузка торговых судов

Учитель: Калининградская область расположена в Центральной Европе. Административный город – Калининград.
- Она отделена от других субъектов Российской Федерации Латвией и Белоруссией. На западе область омывается Балтийским морем, которое относится к водам Северного-Ледовитого океана. Порт Калининград – единственный незамерзающий российский порт на Балтике. Состоит из торгового, морского, рыбного и речного портов.

- Как вы думаете какое занятие является основным в Калининградской области? (Рыболовство, судоходство, добыча полезных ископаемых)
- Предлагаю Вам принять участие в загрузке судна грузом. Но для того чтобы узнать сколько тонн нужно загрузить на судно – необходимо применить математические знания.

- Если вы правильно выполните задание, то груз окажется на судне. Посмотрим, сколько тонн загрузит каждая команда.
- Вам даны выражения с пропущенными цифрами. Определите - какие цифры пропущены в суммах, найдите значения выражений.

Какие цифры пропущены в суммах?Какие цифры пропущены в суммах?

Учитель: Сложите все получившиеся результаты. Сколько тонн груза вы загрузили на танкер? (1000)
- Молодцы! Мы загрузили судно, оно отправляется в путь по морям Северного-Ледовитого океана. А мы продолжаем свое путешествие.

Кемеровская область. Добыча угля

Учитель: Следующая остановка нашего путешествия – Кемеровская область. Главный город – Кемерово.
- На территории области развита металлургия, горнодобывающая и угольная промышленность. Кемеровская область имеет два больших угольных бассейна: Кузнецкий каменноугольный бассейн и Канско-Ачинский буроугольный бассейн. В год добывается свыше 180 млн. тонн каменного угля.

- Так же в Кемеровской области добывают золото, серебро, железные руды, марганцевые руды, алюминий, нефелиновые руды, свинец, цинк, известняк, глину и другие полезные ископаемые.

- Кемеровская область – это единственная область, которая официально имеет 2 названия.
- Предлагаю вам принять участие в добыче угля и узнать второе название региона.
- Я читаю задачу. Вы выбираете из данных вам чисел то, которое является решением задачи.

  • В одном месторождении добыли за неделю 165 г золота, а в другом – 184 г. Сколько всего золота добыли на этих месторождениях (349)
  • На одном карьере добыли 985 центнеров глины. 398 центнеров уже увезли на завод. Сколько центнеров глины осталось увезти? (587)
  • Одна бригада шахтеров добывает за 1 смену - 90 ц угля. Сколько угля добудет эта бригада за 7 смен? (630)
  • На одном из заводов Кемеровской области выплавили 298кг алюминия за сутки, а н другом – в 2 раза больше. Сколько алюминия выплавили на втором заводе? (596)
  • Для переработки на завод привезли 627 ц известняка. 202 ц переработали и отправили в строительные магазины. Сколько известняка осталось переработать? (425)
  • В одном месторождении за день добыли 248 кг нефелиновой руды, а на другом на 164 кг больше. Сколько кг нефелиновой руды добыли на втором месторождении? (412)
  • На предприятие по переработке серебра привезли 978 кг серебра, 522 кг уже переработали. Сколько кг серебра осталось переработать? (456)

К

У

З

Б

А

С

С

 

 

 

630

425

349

412

456

587

596

523

842

342

Учитель: Расположите ответы в порядке возрастания. (Составляют слово КУЗБАСС)
- Молодцы! Теперь мы знаем, что у Кемеровской области есть второе официальное название – Кузбасс.

Москва. Определение времени по часам

Учитель: Мы прибыли в столицу нашей Родины – Москву.
- Что вы знаете о Москве? (Ответы детей)

- Москва - крупный культурный и туристический центр Европы и мира, московский регион имеет один из богатейших в России историко-культурных потенциалов.
- В Москве много интересных мест - это как различные историко-культурные и архитектурные памятники, так и современные развлекательные комплексы.

- Современная Москва насчитывает более 100 театров, более 400 библиотек, более 60 музеев и другие учреждения для культурного досуга москвичей и гостей столицы.
- Мы с вами попали в Музей времени. (Иллюстрацию Музея времени на доску)
- А вы умеете определять время? Давайте проверим. (У каждой команды – циферблат часов с заданиями)

ЦиферблатыЦиферблаты

- Прочитайте задание и дорисуйте стрелки на каждом циферблате. (Команды выполняют задание)

Итог мероприятия

Учитель: Давайте вспомним где мы сегодня были и что узнали из путешествия.

  • Где находится Республика Бурятия?
  • Какое основное занятие жителей Ямало-нененецкого автономного округа?
  • Какие заповедники Красноярского края вы запомнили?
  • Чем примечательна Калининградская область? Где она находится?
  • Назовите второе официальное название Кемеровской области.
  • В каком городе мы закончили путешествие?
  • Какая наука нам помогла в путешествии?

- Наше путешествие подошло к концу. Познавая мир, познаешь себя. Желаю вам новых открытий, встреч и событий.
- Пусть каждый новый день открывает что- то новое. Пусть в жизни будет много ярких красок, неизведанных мест и радостных впечатлений!

Рефлексия

Учитель: Конечно, из столицы просто невозможно уехать без сувениров. Мы попали в магазин часов. Предлагаю каждому выбрать себе часы.

- Вспомните наше путешествие. Если вам понравилось посещать регионы России – вы узнали что-то новое и вы с удовольствием бы продолжили поездку по России, то выбираете себе часы, на котором изображено сердце Москвы – Кремль.
- Если же вам не понравилось, и вы бы лучше остались дома – то возьмите на память себе часы без рисунка.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!