Цель: формирование представления детей о России, как общей Родине всех россиян, осознание своей принадлежности к России.
Задачи:
Этап урока |
Содержание |
Примечание |
Организационный момент |
Приветствие и мотивация на начало урока |
|
Актуализация знаний |
Учитель: Посмотрите предлагаемые слайды и задумайтесь над темой урока. |
просмотр слайдов |
Постановка темы и цели урока |
Учитель: Как вы думаете. Почему урок начался с просмотра именно этих слайдов? (Ответы детей с подведением к выводам о величии России, ее территории и многонациональном населении) |
|
Изучение нового материала |
Учитель: Сейчас легко представить размеры нашего государства, глядя на карту, глобус. А как представляли себе мир люди в глубокой древности. Об этом вы узнаете со страниц учебника.
(Работа с текстом учебника с. 4-6 и беседа по содержанию)
Учитель: Мы сначала урока произносим слово Родина. А в вашем понятии, что оно означает? Можете те ли вы подобрать родственные слова? (Ответы детей: Родина, род, родня, родственные, родословная, родители, родной, родимый, родовой)
Учитель: Как вы понимаете фразу «Родина – это мы» (Ответы детей с формулировкой вывода о том, что каждый из нас живет в своей собственной семье. Все семьи вместе образуют одну огромную семью, которую мы называем Россия)
(Работа с учебником на стр. 8. Схема родословного древа)
Учитель: Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. Определите свое место на данной схеме: - Почему вы оказались на самой вершине древа? - А кто расположен у корней этого древа? Почему? - Зачем надо знать свои корни? (Ответы детей: Ведь предки создавали историю нашей Родины)
Учитель: Предлагаю поработать практически. Узнаем, на сколько глубоко вы знаете историю свой семьи. (Дети заполняют заготовленный шаблон «Мое родословное древо», выполненные работы размещаются на физической карте России) |
физическая карта России, глобус, шаблон «Мое родословное древо»
мини-проект «Моя семья на карте России» |
Подведение итогов |
Учитель: Вот наша большая семья на карте России. Ребята, меня заинтересовало разнообразие имен ваших родственников. Здесь есть: Мария, Джафар, Иван, Рамзан, Мадина, Марат, Савелий, Ульяна, Серафима, Захар. - Почему имена такие разные? - От чего это зависит? (Ответы детей: Есть имена современные, есть, пришедшие от наших предков, а так же имена зависят от национальности)
Учитель: Каких имен встретилось больше? (Ответы детей: Русских имен встречается больше, ведь в России преобладает русское население)
Учитель: А ведь кроме русских ребят в нашем классе есть татары, ингуши, шорцы, армяне. Мы такие разные, но мы вместе! Мы – одна большая многонациональная семья. В рамках внеурочного занятия «Моя малая Родина» мы рассмотрим тему «Кузбасс многонациональный». |
|
Рефлексия |
Учитель: Вы получили карточки, закончите начатые предложения: Я знаю ___. Я узнал(а) ____. Я хочу узнать ___. Я удивлен (а) тем, что ___. Я хочу поделиться ___. |
карточки |