Цели урока:
Грамматическая: закрепление понятий «текст», «предложение», «слово».
Лексическая: школьные принадлежности.
Коррекционные задачи:
Общеобразовательные задачи:
- Формировать лексико-грамматические понятия, соответствующие знания и умения;
- Формировать навыки синтаксического разбора предложений;
- Познакомить детей с основными «правилами» дыхания, голосоведения;
- Закрепить основные умения дыхания и голосоподачи.
Воспитательные задачи:
- Воспитывать усидчивость, работоспособность, учить концентрировать произвольное внимание;
- Формировать алгоритмизацию учебно-практических действий и операций;
- Развивать навыки предварительного, текущего и опосредованного видов самоконтроля.
Оборудование: карточки, схемы предложения (слова для индивидуальной и фронтальной работы), кукла «Антошка», мультимедийный проектор, компьютер.
Ход урока
1. Организационный момент 1 мин
2. Речевая зарядка: 2 мин
- послушайте, какую веселую скороговорку никак не может выучить Антошка. Помогите ему научиться правильно и выразительно говорить
Хохлатые хохотушки
Хохотом хохотали:
Ха! Ха! Ха! Ха! Ха!
- что обозначает слово хохлатые?
3. Повторение ранее изученного материала: 3-4 мин
- расскажите Антошке, что такое речь?
- какой она бывает?
- чем устная речь отличается от письменной?
- для чего нужна речь?
- какими схемами обозначаются предложение и слово?
- найдите и покажите соответствующие карточки.
4. Сообщение темы урока: 2-3 мин
- какую речь приятно слушать?
- о какой речи мы будем говорить на уроке?
- объясните, почему вы так решили?
5. Работа над техникой речи (дыханием): 5 мин
- поможет нам провести урок Антошка.
- послушаем его, что он нам расскажет.
(Антошка, задыхаясь и прерывая слова, говорит: «Здрав-ствуй-те, ре-бя-та! Я так торо-пил-ся к вам! Помо-ги-те мне! Я кА-жет-ся по-пал в бе-ду! От ме-ня убе-жа-ли школь-ны-е при-над-леж-нос-ти!»)
- Антошка, отдышись, отдохни.
- скажите, ребята, все ли было понятно из рассказа Антошки?
- приятно ли было его слушать?
- итак, чтобы красиво говорить, нужно правильно дышать.
(правила дыхания)
выполнение упражнения вдох-животики круглые, выдох-животики маленькие
6. Развитие слухоречевой памяти 5-7 мин
- произнесите на одном дыхании: учебник пенал; учебник пенал, карандаш; учебник пенал, карандаш, ручка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь; учебник пенал, карандаш, ручка, резинка, линейка, тетрадь, фломастер
7. Чтение гласных. Чтение с дирижированием 3 мин
- прочитайте гласные на одном выдохе
А-Э-О-Ы
А-Ы-О-У
О-У-А-Э
О-Э-А-У
8. Физкультминутка 2 мин
Мы сегодня рано встали
И зарядку делать стали,
Руки-вверх! Руки-вниз!
Вправо, влево повернись!
9. Работа над техникой речи 3-5 мин
голосом изобразить интонацию восклицаний (картинки)
- А-А-А-А! (страх)
- О-О-О-О! (удивление)
- Э-Э-Э-Э! (уверенность)
10. Развитие лексико-грамматических конструкций 5 мин
- отгадать загадки:
Черный Ивашка,
Деревянная рубашка,
Где пройдется, там след остается. (Карандаш)
По черной земле
Белый заяц пробежал. (Мел)
- придумать предложения со словами и соотнести их со схемами.
11. Подведение итога урока 3-4 мин
- какую речь приятно слушать?
- что значит правильно дышать во время речи?
Какие слова нужны, чтобы тебя слушали и понимали?