Цель урока:
- Ребята, сегодня у нас присутствуют гости. Давайте поприветствуем их и подарим им свои теплые улыбки. Молодцы, ребята, садитесь.
- Сегодня мы должны показать, как умеем быстро и дружно работать на уроке.
- Вы готовы к уроку? (да)
Руки? – На месте!
Ноги? – На месте!
Локти? – У края!
Спина? – Прямая!
- Ребята, скажите, пожалуйста, вы все справились с домашней работой? Были трудности при выполнении?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
Чтоб проверить у всех старание,
У нас минутка чистописания.
- Пропишите, пожалуйста, красиво и очень аккуратно строчную букву "о". Обратите внимание на соединения: он, она, оно, они.
- Ребята, скажите, а для чего мы изучаем русский язык? (Чтобы наша речь была, грамотной, красивой, понятной. Чтобы читать и красиво говорить)
- Верно, ребята. Нам необходимо изучать язык, чтобы читать, общаться, хорошо учиться и получить достойное образование.
Словарная работа
- Давайте выполним 4 задание из сборника ВПР. Для этого возьмите карточки № 1, которые лежат у вас на столах. Что вам нужно сделать? (Поставить ударения)
Занята, заняты, цемент, занял, брала, издавна, включат, километр, звонят, ожила. (Один ученик работает у доски. Коллективная проверка)
- Обменяйтесь тетрадками с соседом по парте и исправьте ошибки. 1, 2 ошибки – это 4, 3 ошибки – 3, 4 и более – 2.
- Скажите, пожалуйста, возникли ли у вас трудности при выполнении данного задания?
- А сейчас послушаем стихотворение русской поэтесса Агнии Львовны Барто, которое нам прочитает Самира и Магомед.
Заранее, заранее
Все было решено:
У школьников собрание,
Потом у них кино.
Домой придет
Мой старший брат,
Он мне расскажет
Все подряд,
Он объяснит мне,
Что к чему.
А я большая!
Я пойму.
И вот он начал
Свой рассказ:
- Они ползут,
А он им - раз!
А тут как раз
Она ползла,
А он как даст ему
Со зла!
Они ей - раз!
Она им - раз!
Но тут как раз
Ее он спас,
Он был с ней
Заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно я еще мала:
Я ничего не поняла.
- Спасибо, ребята, присаживайтесь. А вам всем я хочу задать вопрос.
- Почему девочка не смогла понять своего брата? (Потому что брат не называл имена героев, а заменял их местоимениями)
- Верно, молодцы, ребята.
- А кто уже догадался и может сформулировать тему нашего урока? (Местоимение. Роль местоимений в речи. Местоимение как часть речи)
- Молодцы, ребята. Мы сегодня будем говорить о роли местоимений в нашей речи. Повторим наши знания.
- А о каких именно местоимениях пойдет речь? С какими местоимениями мы уже знакомы? (С личными)
- Сформулируйте, пожалуйста, цели нашего урока.
- Значит, в течение урока мы определим все признаки этой части речи и заселим жильцами и их признаками наш дом под названием местоимение.
- Давайте вспомним, что же это за часть речи – местоимения? (Местоимение – это самостоятельная часть речи)
- Кто назовет местоимения? (я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Ребята, на какие вопросы отвечают местоимения? (кто? что?)
- Что обозначают местоимения? (Местоимение обозначают предмет. Но не называет его, а только указывает)
- Что еще вы знаете о местоимениях? (Местоимения бывают одушевленные или неодушевленные. Местоимения бывают единственного и множественного числа 1-го, 2-го и 3-го лица. Местоимения 3 лица ед. числа изменяются по родам. Личные местоимения заменяют существительное)
- Я предлагаю вам открыть учебник на с. 52 и проверить правильное ли определение мы с вами дали.
Местоимение - это самостоятельная часть речи, объединяющая слова, которые не содержат конкретного лексического значения, не называют предметы, признаки или количество, а лишь указывают на них: ты, он, они, наш, каждый, некоторый, ничей, сколько
- Назовите личные местоимения. (Я, мы, ты, вы, он, она, оно, они)
- Какова их роль в речи. (Они указывают на предмет, но не называют его)
- Ребята, давайте выполним с вами упр. 109.
- Ответьте на вопрос почему их называют личными? (Указывают на лицо. Местоимения указывают на предмет, а указывая на предмет, мы указываем на определенное лицо)
- Назовите личные местоимения, которые указывают на того, кто говорит. (я, мы)
- К кому или к чему обращаются с речью. (ты, вы)
- О ком или о чем говорят. (он, она, оно, они)
- Ребята, скажите, пожалуйста, а в каких еще случаях помимо указанного вами, мы употребляем местоимение "Вы"? (Когда обращаемся к незнакомому человеку. Когда обращаемся к взрослому человека)
- Верно, ребята, мы должны проявлять уважение к взрослым людям. Ведь уважение - это общечеловеческая ценность, которая является одной из главных составляющих человеческой личности.
- Ребята, а сейчас я предлагаю вам встать и выйти из-за парт. Давайте отдохнем.
Я иду, и ты идешь, (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
Я пою, и ты поешь (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
Мы идем, и мы поем (шагают на месте, руками показывают на себя и на друзей)
Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
Очень дружно мы живем (ладонь в кулак, большой палец вверх)
Раз, два, три. (хлопки в ладоши внизу, на уровне груди, над головой)
- Молодцы, а теперь тихо садитесь на свои места.
Игра "Ты – редактор"
Работа в парах.
- Ребята, сейчас мы с вами на время станем редакторами и проведем конкурс "Самый внимательный редактор". (Чья пара быстрее найдет и исправит ошибки в предложениях)
- Возьмите карточки № 2. Вам необходимо заменить повторы слов личными местоимениями.
- В первых двух предложениях подчеркнуть главные члены предложения. Подчеркнуть местоимения. Вместо какой части речи употребили местоимения?
По небу плыли серые тучи. Тучи цеплялись за верхушки старых сосен и сеяли на землю холодный мелкий дождь.
Угрюмо шумело озеро. Озеро накатывало на отлогий берег волну́ за волно́й.
Волны набегали на влажный песок. Волны оставляли после себя грязную пену, щепки и поломанные стебли увядшего камыша́.
- Молодцы, ребята, вы быстро справились с заданием.
- Как подчеркнули местоимения? (Одной чертой)
- Почему? (играет роль подлежащего в предложении)
- Молодцы, ребята. Личное местоимение, стоящее в именительном падеже, является в предложении подлежащим.
- Но местоимение может быть и второстепенным членом предложения, если стоит в одном из косвенных падежей.
- Я предлагаю вам следующее задание. Вам предстоит быть очень внимательными.
- Давайте проверим наши знания, выполнив упр. 114 самостоятельно в тетрадках.
- Вам необходимо заменять грамматические признаки местоимений, представленных в скобках на местоимения.
- Я приму на проверку 5 тетрадей. (Пока учитель проверяет тетради, дети выполняют задание в карточках № 3)
Двое учащихся получают индивидуальные карточки с заданием. В первом задании вам необходимо вставить на место точек подходящие местоимения, указать их лицо. Во втором задании заметить существительные местоимениями.
Игра "Открой секрет"
- Возьмите карточку № 3.
Задание: перед вами слова. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните. (Сверка с доской)
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
- Поднимите руки те, кто выполнил задание верно. Молодцы, ребята!
- Ребята, вы сегодня хорошо потрудились. Как вы думаете, справились ли мы с целью урока?
- Что мы повторяли и узнали сегодня на уроке?
- Местоимения заменяют существительное.
(Читает учитель)
- Возьмите карточку № 4. Выполните тест.
- Если согласны - "+", не согласны - "-".
- Сверьте свои ответы. У кого нет ни одной ошибки, поднимите руки. А теперь те, у кого 1-2 ошибки.
- Хорошо, молодцы, ребята. Я подготовила для вас шуточные вопросы. Будьте внимательны и постарайтесь ответить.
- Когда руки бывают местоимениями? (когда они вы - мы – ты)
- Какие два местоимения портят дорогу? (я – мы)
- Какое местоимение одинаково читается слева направо и справа налево? (оно)
- За каким местоимением спряталась буква и получилось название животного? (за-я-ц)
Выставление оценок.
Домашнее задание
Упражнение № 110. Необходимо отгадать загадки. Выписать местоимения, а рядом записать имена существительные, вместо которых употреблены эти местоимения.