Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи.
Планируемые результаты:
Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с таблицей "Знаю - хочу узнать - узнал", карточки с заданиями, учебник.
Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.
Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда -
И та награда в нем самом!
- Что хотел сказать поэт? (Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного)
Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.
Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.
- О какой птице говорится в данном тексте? (о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? (Повтор слова "сова")
- Как исправить эту ошибку? (Заменить слова "сова" другими словами)
- Каким словом можно заменить слово сова? (Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.
Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.
- Какой частью речи является слово "сова"? (именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? (вместо имени существительного)
- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)
- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение; узнать особенности местоимений, научиться распознавать местоимения в речи, выяснить какова роль местоимений в речи)
- У вас на партах лежат карточки с таблицей. Прочитайте названия столбцов. ("Знаю – хочу узнать – узнал")
- Вспомните, что мы уже знаем о местоимении и заполните первый столбец.
- Проверяем. Что мы уже знаем о местоимении.
Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Есть личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
Работа по учебнику
- Открываем учебник на с. 51. Прочитаем, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел. Заполните, пожалуйста, второй столбец вашей таблицы "хочу узнать".
- Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти (вместо) и онима (имя).
- Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите местоимения, которые услышите, а рядом имена существительные. Вместо которых употреблены эти местоимения.
Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (он – сом)
Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет – другой наживет. (она - ящерица)
Она тонка, она мала,
Но велики ее дела!
И без нее бы все вокруг
Портные были б, как без рук. (она - игла)
Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (мы - часы)
Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (ты – солнце)
- Какова роль местоимений в речи? (Указывают на предмет, но не называют его)
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их.
- Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)
- Про друга? (он)
- Про подругу? (она)
- Про детей? (они)
- Как бы вы обратились к другу? (ты)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)
- Если мы говорим о солнышке? (оно)
- А ко всем, сидящим здесь? (вы)
Работа в парах
- Предлагаю вам провести небольшое исследование двух предложений по плану.
План исследования:
Вывод: местоимение вы можно использовать в двух случаях:
Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.
Игра "Открой секрет"
Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.
Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.
Игра "Узнай местоимение"
- В каком местоимении одна буква, но два звука?
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?
- Сколько личных местоимений в слове "семья"?
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ.
- Вновь обратимся к нашей таблице. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Заполните третий столбец.
- Используя информацию в таблице, составим кластер.
Графический диктант
- Я читаю утверждение, а вы ставите знак "+", если согласны с ним, и знак "-", если не согласны.
- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу.
- Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак.
- Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой "Местоимение".
- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
- Итак, что же такое местоимение?
- Назовите личные местоимения?
Домашнее задание
Заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения?
Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.
Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.