Конспект урока русского языка в 4 классе "Местоимение как часть речи"

Цель урока: создать условия для ознакомления с особенностями местоимения как части речи.

Планируемые результаты:

  • формирование представлений о местоимении, как части речи;
  • распознавать местоимения среди других частей речи;
  • знакомство обучающихся с ролью местоимений в речи, их особенностями;
  • овладение нормами русского литературного языка, развитие умения распознавать местоимения в тексте, правильно употреблять их.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, карточки с таблицей "Знаю - хочу узнать - узнал", карточки с заданиями, учебник.

Ход урока

Организационный момент

Учитель: Наш урок мне бы хотелось начать со стихотворения.

Учите русский годы к ряду
С душой, с усердием, с умом!
Вас ждет великая награда -
И та награда в нем самом!

- Что хотел сказать поэт? (Нужно учить русский язык)
- Для чего надо учить русский язык? (Для того, чтобы быть грамотным. Если мы будем учить русский язык, то узнаем много нового, полезного)

Актуализация опорных знаний

Учитель: Прочитайте текст и скажите, какая ошибка в нем допущена.

Сова – хищная птица. Сова считается лучшим охотником. Сова имеет мощные когти и чуткие уши.

- О какой птице говорится в данном тексте? (о сове)
- Какая речевая ошибка допущена в этом тексте? (Повтор слова "сова")
- Как исправить эту ошибку? (Заменить слова "сова" другими словами)

- Каким словом можно заменить слово сова? (Птица, она)
- Какой текст получится? Прочитайте.

Сова – хищная птица. Она считается лучшим охотником. У птицы мощные когти и чуткие уши.

- Какой частью речи является слово "сова"? (именем существительным)
- Вместо какой же части речи мы употребили слово она? (вместо имени существительного)
- К какой части речи относится это слово? (Местоимение)

- Как вы думаете, о какой части речи мы будем говорить? (о местоимении)
- Сформулируйте задачи урока. (Вспомнить, что такое местоимение; узнать особенности местоимений, научиться распознавать местоимения в речи, выяснить какова роль местоимений в речи)

- У вас на партах лежат карточки с таблицей. Прочитайте названия столбцов. ("Знаю – хочу узнать – узнал")
- Вспомните, что мы уже знаем о местоимении и заполните первый столбец.
- Проверяем. Что мы уже знаем о местоимении.

Местоимение – это самостоятельная часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его. Есть личные местоимения я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

Открытие нового знания

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

Работа по учебнику

- Открываем учебник на с. 51. Прочитаем, что мы узнаем и чему будем учиться, изучая этот раздел. Заполните, пожалуйста, второй столбец вашей таблицы "хочу узнать".
- Оказывается, слово местоимение произошло от двух греческих слов анти (вместо) и онима (имя).

Работа по теме урока

- Послушайте загадки. Отгадайте их. Запишите местоимения, которые услышите, а рядом имена существительные. Вместо которых употреблены эти местоимения.

Он в самом омуте живет,
Хозяин глубины.
Имеет он огромный рот,
А глазки чуть видны. (он – сом)

Она, как змейка, в траве мелькает,
Хвостом виляет.
Хвост оборвет – другой наживет. (она - ящерица)

Она тонка, она мала,
Но велики ее дела!
И без нее бы все вокруг
Портные были б, как без рук. (она - игла)

Мы ходим ночью, ходим днем,
Но никуда мы не уйдем. (мы - часы)

Ты весь мир обогреваешь
И усталости не знаешь,
Улыбаешься в оконце,
А зовут тебя все… (ты – солнце)

- Какова роль местоимений в речи? (Указывают на предмет, но не называют его)
- У вас на парте лежат карточки со словами, приготовьте их.
- Вам необходимо поднять карточку с тем словом, которое является ответом на мой вопрос: Как бы вы сказали про себя, используя местоимение? (Я)

- Про друга? (он)
- Про подругу? (она)

- Про детей? (они)
- Как бы вы обратились к другу? (ты)
- Если вы говорите от лица людей, какое местоимение нужно использовать? (мы)

- Если мы говорим о солнышке? (оно)
- А ко всем, сидящим здесь? (вы)

Работа в парах
- Предлагаю вам провести небольшое исследование двух предложений по плану.

  1. Ребята, вы сегодня хорошо поработали на уроке!
  2. Мария Ивановна, Вы прекрасно выглядите!

План исследования:

  • Прочитайте предложения.
  • Найдите в них местоимения.
  • Подумайте, на какое количество людей указывают эти местоимения.
  • Сделайте вывод.

Вывод: местоимение вы можно использовать в двух случаях:

  1. Указывая на множество людей или предметов;
  2. Эта вежливая форма обращения к старшим по возрасту и положению, а также к незнакомым людям.

Физминутка

Если я назову местоимение, то вы хлопаете в ладоши, а если нет, то топаете.
Я, красивый, друзья, мы, ты, солнечный, убежать, он, она, и, вы, зимний, прыгать, оно.

Закрепление изученного материала

Игра "Открой секрет"

Задание: Перед вами слова, запишите их в тетрадь. В каждом слове спряталось местоимение, найдите его и подчеркните.

Тыква, короны, ворона, агроном, выставка, ягода, пластырь, выбор, мыло, понимание.

Игра "Узнай местоимение"

- В каком местоимении одна буква, но два звука?
- Какие два личных местоимения мешают движению по дорогам?

- Сколько личных местоимений в слове "семья"?
- Первый слог – личное местоимение, второй – звук, который издает лягушка, вместе – овощ.
- Вновь обратимся к нашей таблице. Что нового вы узнали сегодня на уроке? Заполните третий столбец.

Таблица изученного на урокеТаблица изученного на уроке

- Используя информацию в таблице, составим кластер.

Кластер "Местоимения"Кластер "Местоимения"

Рефлексия

Графический диктант

- Я читаю утверждение, а вы ставите знак "+", если согласны с ним, и знак "-", если не согласны.

  1. Местоимение – часть речи.
  2. Здесь записаны только местоимения: мы, он, ох, она, они, ты.
  3. Он – это местоимение.
  4. Местоимения не называют предмет и не указывают на него.
  5. Личные местоимения заменяют имена существительные.

- Ребята, перед каждым из вас лежат карточки со знаками препинания. Оцените свою работу.
- Кто хорошо работал, часто поднимал руки и правильно отвечал, достиг целей – тот прикрепляет на доску восклицательный знак, а кто мало отвечал и не всегда правильно, не всех целей достиг – тот прикрепляет вопросительный знак.

- Подойдите к доске и прикрепите нужный знак. Не переживайте, на следующих уроках мы продолжим работать над темой "Местоимение".

Итог урока

- Наш урок заканчивается, подведем итоги урока.
- Итак, что же такое местоимение?
- Назовите личные местоимения?

Домашнее задание

Заменить повторы слов личными местоимениями. Вместо какой части речи употребили местоимения?
Записать исправленные предложения. Подчеркнуть местоимения.

Лиса - хищное животное. Лиса поедает мышей, зайцев, диких уток. Иногда хищница таскает кур и цыплят в деревнях. Главная пища лисы - лесные мыши. Этим лиса приносит пользу. Ведь лесные мыши вредят хлебным растениям.

Размер:
28.02 Kb
Скачали:
23