Урок русского языка 4 в классе "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак"

УМК "Начальная школа 21 века"

Цели:

  • создать условия для организации работы учащихся с правилами написания разделительных Ъ и Ь знаков;
  • определения места орфограммы в слове;
  • обогащение словарным запасом учащихся, работа над развитием речи.

Задачи:

  • путем наблюдения, сравнения ввести правило правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком;
  • способствовать развитию у детей орфографической зоркости, словесно-логического мышления, наблюдательности, памяти;
  • умение рассуждать, анализировать, строить умозаключения; развивать письменную речь;
  • воспитывать любовь к русскому языку, пытливость, любознательность, уважительное отношение друг к другу.

Планируемые результаты:

  • знать правило правописания слов с разделительным твердым знаком и разделительным мягким знаком и уметь пользоваться им при письме;
  • уметь определять место орфограммы в слове.

Оборудование: учебник "Русский язык" 4 класса (авторы С.В. Иванов, А.О. Евдокимова), рабочая тетрадь по русскому языку "Пишем грамотно", раздаточный материал, компьютер, мультимедийный проектор, презентация урока.

Ход урока

Оргмомент. Мотивация к учебной деятельности

Игровое приветствие

Учащиеся поочередно касаются одноименных пальцев рук своего соседа, начиная с больших пальцев и говорят:

  • желаю (соприкасаются большими пальцами);
  • успеха (указательными);
  • большого (средними);
  • во всем (безымянными);
  • и везде (мизинцами);
  • удачи на уроке тебе! (прикосновение всей ладонью)

- Вы передали друг другу тепло и уверенность. А теперь за работу. Вы готовы работать вместе?
- Каким вы представляете наш урок? Чем бы хотели заняться на уроке?

Девиз урока: знаешь - говори, не знаешь - слушай. (Чтение и объяснение)

Чистописание

Загадка: Буквы, значки,
Как бойцы на парад,
В строгом порядке
Построены в ряд.
Каждый в условном
Месте стоит
И называется строй… (алфавит)

- А сколько букв в русском алфавите? (33)
- Сколько гласных букв? (10)
- А согласных? (21)
- А какие буквы не обозначают звука? (ъ, ь)

Историческая справка

Читает ученик: Твердый знак – 28 буква по счету в русском алфавите. До 1917 года эта буква играла важную роль и была одной из самых популярных букв русского алфавита. Например, такие слова как столъ, стулъ и другие писали с твердым знаком. Но после революции 1917 года была проведена реформа русского языка и ъ (твердый знак) стал самый не ненужной буквой алфавита, буква - "лодырь".

Давайте запишем
ЬЬЬ ЪЪЪ (буквы)
ьъ ъь (соединения)

Есть терпенье – … будет и уменье. (дописать пословицу)
- Объясните смысл данной пословицы. Чему она нас учит?
- Какие орфограммы вы увидели в пословице?

Подготовка к работе на основном этапе

- Как вы думаете, почему у нас сегодня такая минутка чистописания? (Потому что мы проходим тему "Разделительный твердый знак и разделительный мягкий знак")
- Какова будет тема нашего урока? ("Разделительный твердый...")
- Поднимите руки, кому уже легко записывать слова с данной орфограммой?

- У кого эта тема еще вызывает затруднение?
- Чему будем учиться на уроке?
- Какие задачи перед собой поставим? (ответы детей)

Словарная работа

Работа со словарем в тетради "Пишем грамотно" (найти и выписать слова с разделительным твердым знаком или разделительным мягким знаком)
- Какие слова записали? (Компьютер, счастье, воскресенье)
- Составьте предложение с данными словами.

Работа со схемой

- Покажите схему, которую составили на прошлом уроке.
- Что она нам рассказывает?
- Расскажите друг другу.

СхемаСхема

Построение проекта выхода из затруднения

Запись слов с использование алгоритма написания разделительного твердого знака и разделительного мягкого знака.

Игра "Замени одним словом"

Работа у доски и в тетрадях:

Метель, пурга – (вьюга)

Сжался, скорчился – (съежился)

Товарищи, приятели – (друзья)

Животное, от которого произошел человек – (обезьяна)

Спуск с горы – (съезд)

Усвоение знаний и способов действий

Самостоятельная работа

Девочки выписывают слова с разделительным ь, мальчики с разделительным Ъ: об…ем, вороб…и, крыл…я, под…ем, терпен..е, от…езд, гост…я, об….явление. (самопроверка с слайда и самооценивание по алгоритму)

Закрепление знаний и способов действий

Работа по учебнику: выполнение упр., стр. по вариантам (1 вариант – 1 абзац, 2 вариант - 2 абзац). Взаимопроверка.

Физкультминутка

Потянулись! Потянулись!
А теперь мы все качнулись!
Потянулись все опять
И попрыгали раз пять.

Ручками похлопали.
Ножками потопали.
Покружились все на месте…
Сели тихо, дружно, вместе.

Работа в парах

Вставить пропущенные буквы и обосновать ее написание:
Мы с товарищем вдвоем шли на лыжах на под…ем,
А потом с горы спускались, раз…езжались и с…езжались.
Об…езжали все пен…ки, доезжали до реки.
Снова лезли на под…ем, чтобы ... вниз потом. (фронтальная проверка)

Применение знаний и способов действий

Работа с метками: листья, муравьи, пальто, колосья, компьютер воробьи.

- Назовите слова, которые увидели.
- Какое слово лишнее? Почему?
- На какие группы можем поделить слова?

Работа в группах
Группа 1
Записать четыре слова с ъ в первый столбик и четыре слова с ь во второй столбик

Группа 2

С помощью приставок образуйте и напишите однокоренные слова.

Образуйте однокоренные словаОбразуйте однокоренные слова

Группа 3
Образуй новые слова с помощью ъ или ь
СЕЛИ, ПЮТ, СеМКА, КОЛЯ
_________________________

Группа 4

Найди и исправь все ошибки. Запиши предложения.
Девочька села напинек и села пирожок. _______________
Семъя села обедать. _________________
Колья не захотел есть суп. ________________

Группа 5
Образовать слова с ъ

Образуйте слова с ЪОбразуйте слова с Ъ

Обобщение и систематизации знаний. Итог урока

Что хотите сказать об уроке? Закончите предложение:

  • Я узнал...
  • Я запомнил…
  • Я смог…

Рефлексия учебной деятельности

Закрась предложение:

Я усвоил все.

Я понял, но не все.

Я не усвоил материал.

Домашняя работа. Выставление отметок

с. 23, упр. 1, тетрадь "Пишем грамотно"

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!