Конспект урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний об имени существительном как части речи"

Цель урока: создать на уроке условия для совершенствования знаний об особенностях имени существительного, для отработки практических навыков в написании и определении существительных.

Задачи урока:

  • формировать умение организовывать совместную учебную деятельность;
  • развивать мышление, память, внимание, речь, пробуждать интерес к предмету;
  • воспитывать чувство коллективизма и ответственности.

Оборудование: учебник "Русский язык" 3 класс (В.Н. Канакина, В.Г. Горецкий), тетради, проектор, презентация, карточки, слова для пословицы, сундук с сюрпризом, Снеговик с письмом и заданиями.

Ход урока

Организационный момент

Итак, русский язык друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс,
Все получится у нас!

Психологический настрой на урок

Пожмите соседу руку,
Улыбнитесь друг другу.
Пожелайте хорошего настроения.

- Давайте вместе постараемся, чтобы наше хорошее настроение сохранилось на весь урок. Поприветствуйте наших гостей.

Работа над девизом урока

- Ребята, посмотрите, пожалуйста, по сторонам соберите, пословицу, она будет девизом нашего сегодняшнего урока. (По периметру класса расклеены слова пословицы)
"Повторенье - мать ученья".
- Как вы понимаете смысл этой пословицы. (Несколько раз повторишь - выучишь. Чтоб выученное не забыть, повторяй!)

Минутка чистописания

- Каждый урок русского языка мы начинаем с минутки чистописания. Откройте свои тетради и запишите сегодняшнее число, классная работа.
- А какая буква попросилась к вам в тетради сегодня, вы узнаете, когда отгадаете загадку.
Заяц, Зяблик, Золотой,
Зуб, Зеленка, и Зимой.

- Что слова объединяет? Может, кто-то отгадает? (буква З)
- Запишите заглавную и строчную букву З з, подружите их, пропишите соединения два раза. А теперь запишите по два буквосочетания с этой буквой.
- Вижу красиво держите спинки и тетрадочки под наклоном. Ручки на локоток, кто справился.

- Дайте информацию об этой букве. (Буква зэ обозначает звук з. Это согласный парный звонкий звук, может быть мягким или твердым, в зависимости от того какая буква стоит рядом)
- Вспомните и запишите три словарных слова на букву З. Чтобы вы не ошиблись, я вам помогу. Загадаю вам загадки, а отгадки и пригодятся вам.

Мы за столиком сидим,
Вкусный... мы едим. (Завтрак)

Словно вихрь, летит, спасаясь
От врага, пугливый... (Заяц)

Он огромный, городской,
Часто он с большой трубой.
Здесь машины собирают
Или нефть перегоняют. (Завод)

- Запишите каллиграфически и грамотно эти слова. Проверьте!
- Если вы не ошиблись покажите мне красную карточку, если же были ошибки - зеленую. Хорошо.

Актуализация опорный знаний учащихся

- Ребята, посмотрите у меня в руках "Корзинка идей", какую тему мы изучали с вами на протяжении нескольких уроков? (Имя существительное)
- Правильно. А давайте соберем все ваши идеи в одну корзинку с названием "Имя существительное". (Дети кладут фишку в корзинку и называют признак существительного)
- Молодцы ребята!

Мотивация учебной деятельности учащихся

- Мы продолжаем урок русского языка. Дети, а для чего нужны нам эти уроки?
- Чему мы учимся на них? (грамотно и красиво писать, правильно выражать свои мысли, давать полные ответы, учимся думать, слышать и понимать учителя и своих товарищей)
- Вы, наверное, догадались, что сегодняшняя тема урока, посвящена имени существительному.

- На уроке мы с вами на уроке вспомним все, что знаем о существительном:

  • обобщим и закрепим знания по теме "Имя существительное";
  • продолжим учиться правильно и четко высказывать свои мысли;
  • будем учиться соблюдать культуру письменной речи;
  • развивать интерес к изучению родного языка;
  • воспитывать любовь к Родине.

- В конце урока мы проверим, исполнятся ли ваши и мои ожидания. (Учитель открывает доску и видит Снеговика с корзинкой)
- Ой, ребята, а кто это к нам пришел? Да это же наш старый знакомый, Снеговик! Корзинка у него какая-то. И письмо для 3 класса, т.е. нам. (В корзинке письмо и задания. Учитель достает письмо и читает)

"Добрый день, дорогие третьеклассники!

Злая Снежная Королева заколдовала меня. Ее чары развеются, когда вы откроете этот сундук. Чтобы его открыть, вам нужно выполнить все задания. За каждое выполненное задание вы получите ключик от замка на сундуке. Я очень надеюсь на вашу помощь"

- Ребята, вы готовы помочь Снеговику открыть сундук? (да)
- Тогда поторопимся. А для того чтобы мы быстро и правильно выполняли задания, я предлагаю составить кластер, то есть схему, по которой будем работать.
- Итак, давайте с вами вспомним, что мы заем об имени существительном? (вывешиваю в центре " Имя существительное")

- Какие есть признаки у имени существительного? (Постоянные и непостоянные)
- Давайте вспомним, что мы знаем о постоянных признаках существительного:

  • Имя существительное обозначает предмет.
  • Имена существительные бывают собственные и нарицательные.
  • Отвечают на вопросы кто? что?
  • Бывают одушевленные и неодушевленные.
  • Имеют род: мужской, женский, средний.
  • Имя существительное изменяется по числам: может быть в единственном и множественном числе.
  • Имя сущeствительное изменяется по падежам.
  • В предложении может быть главным и второстепенным членом.

- Молодцы ребята! Давайте же начнем выполнять задания.

Формирование способов практических действий

Работа в группах

- Ребята, сегодня нам предстоит работать как самостоятельно так в парах и группах. Давайте вспомним правила работы в группах.

- Один говорит - все слушают.

Говори только по делу.

Помогай товарищам.

Если не понял - переспроси.

- Работаем на результат! Задания оценивать будем так:

  • если все правильно сделано, то на карте рисуем красный круг,
  • если же вы немного ошиблись – пусть появится синий кружок.

- Каждое выполненное задание наклеиваем в оценочный листок.

Первое задание "Ну-ка ниточку распутай"

- У вас на партах лежат карточки желтого и зеленого цвета.
- Объединитесь в группы по цвету карточек, прочитайте слова и сделайте вывод, по какому признаку вы объединились, что общего у вас? (Дети делают вывод: у нас слова, которые обозначают собственные имена сущ. и они пишутся с большой буквы. Наши слова - это нариц., им.сущ. они пишутся с маленькой буквы)

- Молодцы! Присядьте за парты. Достаньте карточку голубого цвета. На ней в столбик записаны нарицательные существительные, вам нужно через черточку написать подходящие по смыслу собственные имена существительные.
- Если вы справились, поменяйтесь карточкой с соседом и проверьте друг друга. (Один ученик ищет пары у доски)

Город, пес, страна, девочка, река.
- Назовите город, что вы записали; название страны…

- Оцените свою работу. Приклейте карточку.
- Хорошо! Вот вам ключ от первого замка. Открываем первый замок. (Ребенок снимает первый замок с сундука)

Второе задание "Разбери-ка"

- Запишите в два столбика одушевленные и неодушевленные имена существительные.
Победа, мужчина, Родина, солдат, защитник, праздник, воин, Отечество.

- Какие вопросы вам помогли справиться с заданием? (Кто? Что?)
- Какой праздник будем отмечать очень скоро? (23 февраля - День защитника Отечества)

- Наши мальчики, тоже будущие защитники Родины. Они вырастут смелыми, сильными, мужественными, надежными и преданными защитниками нашей страны.
- Всем нам надо любить и беречь свою Родину. Сверьте выполненное задание со слайдом.
- Оцените свои знания. Приклейте карточку. Получите второй ключик и откройте замок.

Третье задание "Просей слова через сито"

А о чем же мы будем говорить подскажет стихотворение-подсказка.

Женский род запомню я
И скажу: "Она - моя".
И запомню род мужской

И опять скажу: "Он - мой".
Средний род: "Оно - мое"
Это правило - твое!

- Вспомнили? Хорошо!
- На партах у вас карточки с зелеными таблички. Вам нужно определить род имени существительного и напротив каждого слова в нужной ячейке поставить плюсик.
- Работаем по вариантам. От первого варианта на доске для проверки выполнит задание..., от второго ...

- Проверяем. У кого все правильно - нарисуйте красный кружочек, если же есть ошибки - то синий.
- Поработаем устно. Внимание на экран, задания становятся сложнее.
- Молодцы, ребята! Получите третий ключ. Открываем третий замок!

Физкультминутка

- Это задание Снежная Королева зашифровала. Нам предстоит отгадать, о чем пойдет речь? Посмотрите внимательно на слайд и найдите отличие.

(у мячей разный цвет; большой - один, а маленьких - много)
- О чем будем говорить, догадались? (О единственном множественном и числе существительного)

Четвертое задание "Пропусти слово через свиток"

Свиток - это полоса бумаги, свернутая в трубу.
- Читаете существительное и называете его число. Готовы?
- Выполните задания на карточке желтого цвета. Проверьте друг у друга.

Карточка с заданиемКарточка с заданием

Пятое задание "Узнай с первого взгляда"

- Ребята, сколько падежей в русском языке? На какие вопросы они отвечают?
- Возьмите карточки белого цвета. Прочитайте словосочетания, определите падеж имени существительного и запишите его в таблицу.

Словосочетание

Падеж

Проверка

Дал маме

 

 

Спит в берлоге

 

 

Белеют облака

 

 

Увидеть дорогу

 

 

Беседовать с другом

 

 

Сварить из малины

 

 

Обменяйтесь карточками с соседом по парте. Проверим.

Слайд "Проверь себя"Слайд "Проверь себя"

- Не забываем рисовать кружочки. Дети, открываем 5 замок. Нам надо поторопиться, у нас еще замок.
- Если мы выполним шестое задание, мы откроем последний замок.

Задание "Собери-ка"

Прочитайте слова и составьте предложение.

Составь предложение из словСоставь предложение из слов

- Найдите в этом предложении имена существительные, поставьте сверху плюсик.
- Подчеркните подлежащее и сказуемое. Что вы можете сказать о подлежащем, какой частью речи оно выражено?
- Есть еще имя существительное в предложении? (Да)

- Каким членом предложения оно будет? (второстепенным)
- Делаем вывод: Имена существительные в предложении могут быть как главным и второстепенным членом предложения.

Проверка работы. Рефлексия

- Ребята, мы выполнили все задания Снежной Королевы, но сундук закрыт. Наверно что-то не так. Может кодовое слово надо составить? (учитель крутит ключи, дети замечают буквы на обратной стороне, из которых составляют слово "Знания")

- Кто составил слово?
- А для чего нам нужны знания? (Чтобы грамотно писать)
- О каких орфограммах мы говорили, когда изучали тему "Имя существительное?"

  1. Мягкий знак на конце имен существительных после шипящих.
  2. Правописание собственных имен существительных.
  3. Кавычки при написании собственных имен существительных.

- Правильно, ребята! Вот сейчас и проверим, как вы научились применять свои знания в жизни. За это задание тоже можно получить красный кружок и улучшить свой результат.
- Наш урок подходит к концу. Сейчас мы должны определить знатоков темы "Имя существительное".

- Посчитайте баллы по вашим листам оценивания. За красный кружочек вы получаете 2 балла, за синий - 1 балл.
- Поднимите руки у кого 10-12 баллов, эти ребята получают оценку 5, у кого от 6до 9 – оценку 4, если меньше 5 баллов - оценка 3.

- Но что же делать с сундуком?
- Давайте подойдем к сундуку и попробуем его открыть вместе. Ведь, что одному не под силу, то по плечу коллективу. (Дети подходят к сундуку, осторожно открывают, а оттуда вылетают разноцветные гелиевые шары, ученики получают по шарику)

- Ура! Мы победили чары Снежной Королевы.
- Теперь наш Снеговик сможет добраться до Северного полюса, чтобы дорога у него была легкой, давайте подарим ему снежинки.
- Дети, которым сегодня было все понятно, работать на уроке было легко - прикрепите возле Снеговика снежинку с улыбкой.

- Ребята, что испытали незначительные трудности, но все справились с заданиями, подарите Снеговику снежинку в форме звезды.
- А тот, кому было очень тяжело, много ошибался - принесите нашему гостю снежинку в форме ежа.
- Теперь наш Снеговик отправится на Северный полюс, а мы все с нетерпением ждем прихода весны. Своими яркими красками она нас сегодня порадовала.

- Домашнее задание у вас будет необычное. Мы с вами уже проводили исследовательскую работу и знаем, что существительное - это самая употребляемая часть речи.
- Я предлагаю вам прочитать стихотворения Афанасия Афанасьевича Фета "Это утро, радость эта…" или "Шепот, робкое дыхание" и посчитать сколько существительных в этих стихотворениях.
- Я вас уверяю, вы будете очень удивлены. Желающие могут выучить наизусть.

- Ребята, вам понравился наш урок?
- Что больше всего вас впечатлило?
- Где было очень трудно?

- Свой ответ начните со слов на слайде.

  • Я научился…
  • Мне было интересно…
  • Мне было легко…
  • Я теперь знаю…
  • Мне было неинтересно…
  • Мне было трудно…

- Спасибо всем за урок. Мы молодцы!

Размер:
195.05 Kb
Скачали:
12