УМК: "Школа России" (3-я четверть).
Раздел: Имя существительное.
Цель: создать условия для развития умений распознавать собственные и нарицательные имена существительные, определять значения имен собственных.
Образовательные ресурсы: учебник с. 15–17, схема "Имя существительное".
Прозвенел звонок – начинается урок,
настройтесь на урок!
- Проверим готовность к уроку.
Чистописание
На доске запись: ж жо же жв жу.
- Прочитайте, что можете сказать?
- Выполните письмо по образцу.
- Молодцы, все постарались во время минутки чистописания
На доске запись: земля, дом, Россия, семья.
- Ребята, что можете сказать об этих словах? (если дети не могут ответить, спросить к какой части речи относятся)
- Вспомните и скажите что такое имя существительное?
- Что еще можете рассказать об имени существительном как части речи?
- Почему некоторые слова пишутся с заглавной буквы?
Работа с правилом, схемой
- Прочитайте 2 раза, проговорите. (с опорой на текст правила)
Учебник с. 15-16.
Упражнение 22
Собственные и нарицательные имена существительные, устный разбор, письмо с объяснением орфограмм (индивидуальная помощь некоторым детям, возможно в парах со слабым учеником)
Упражнение 23
- Прочитайте задание, у кого есть вопросы?
Записать слова в два столбика (выбранные буквы писать зеленой ручкой), взаимопроверка.
Названия художественных произведений, авторы (упр. 24, 25) работа с правилом на с. 16
- Прочитайте 2 раза, проговорите (с опорой на текст правила)
Коллективная работа (упражнение 25)
Физкультминутка
1. Имена собственные (упр. 26) упражнение 26. (самостоятельная работа)
Возможна индивидуальная помощь детям (в виде наводящих вопросов, подбадривании)
2. Собственные и нарицательные имена существительные
- В предложенных списках имен существительных укажите собственные и нарицательные. (см. приложение)
3. Занимательный материал. Знакомство с фразеологизмом "ганнибалова клятва" Что такое фразеологизмы?
- Какие вы можете назвать? (Знакомство со значением фразеологизма)
Предлагает назвать употребленные в тексте собственные имена существительные
- Чему учились на уроке? (ответы учащихся)
- Оценит свою работу на уроке. Почему?
- Какой вид работы понравился больше?
- Что получилось хорошо?
- Над чем следует поработать?
Домашнее задание
Упражнение 27. Учитель проверяет соответствующие записи в дневнике.