Цель:
Задачи:
Организация начала урока
- Добрый день. Я рада видеть вас сегодня на уроке.
Итак, русский язык, друзья!
На вас надеюсь, как всегда!
Мы хороший, дружный класс
Все получится у нас!
Девиз нашего урока: "Новый день – новые знания".
- Предлагаю не терять драгоценное время, а начать работу.
- А сейчас красиво сели, спинки выпрямили, ноги поставили прямо на пол, локти не свисают с парты.
- Откройте тетради, запишите дату "11 марта", "Классная работа".
сон сом сор сок
- Прочитайте слова!
- Что общего у этих слов?
- Уберите из слов гласную и по два раза на одной строке напишите сочетания букв.
- Какие сочетания вы написали? Проверим! (сн см ср ск)
Словарная работа
- Отгадайте загадку:
Что за Мастер? Крепкий Мастер!
Полено развалил на части.
Стальная Голова
Поколола нам дрова.
И в деревнях до сих пор
Мастер славится … (топор)
- Рассмотрите рисунок. Что такое топор?
- Подберите родственные слова к слову топор. Поставьте ударение.
ТОПОР, ТОПОРик, ТОПОРище.
- Что обозначают эти слова?
- Прочитайте с выделением корней.
- Как пишутся безударные гласные в корне топор?
- Прочитайте с выделением корней.
Без ТОПОРа по ДРОВа не ХОДят. КРЕПкую ДРУЖбу и ТОПОРом не разРУБишь.
- Объясните смысл пословиц. Когда так говорят?
- Спишите с выделением корней.
- Укажите над именами существительными число.
Актуализация знаний
- Посмотрите на слайд, давайте назовем этих лесных обитателей. (Заяц, ворона, сорока, снегирь)
- Какая орфограмма встречается в этих словах?
- Поставим пропущенные буквы в словах.
- Что общего у всех этих слов?
- Что такое имя существительное?
- Какие существительные называют одушевленными? неодушевленными?
- А как называются слова, обозначающие имена, фамилии, отчества людей, клички животных, названия стран, городов, рек?
- Верно! Имена собственные.
- Ворона, сорока, снегирь – как назвать их одним словом?
- Запишите в тетрадь, выделите орфограммы.
- Кто остался?
- Кто он?
- Запишите в тетрадь, выделите орфограммы.
- Прочитайте слова: Конфета, альбомы, книга, конфеты, альбом, книги.
- Что общего между этими словами?
- Разделите данные слова на 2 группы. Посоветуйтесь с соседом. Запишите в тетрадь.
- Как разделили?
- Какие имена существительные вы отнесли к первой группе, какие ко второй?
- Кто догадался, какая у нас сегодня будет тема урока?
- Какую цель поставим перед собой?
Цель: продолжение работы над изменением имен существительных по числам.
- Для достижения цели нам необходимы задачи, давайте их сформулируем.
Задачи:
- Давайте составим план урока, посмотрите на доску.
План
- Ребята, я сегодня несла вам в конвертах слова, разбитые на 2 группы, но, когда подходила к школе уронила их и все слова перепутались. Помогите мне, пожалуйста, вернуть все. Конверт со словами: вьюги, морозы, снежинки, метель, сугробы, иней, зима, снеговик.
- На какие 2 группы и по какому признаку вы разбили бы эти слова?
- Давайте сделаем это задание вместе. (На доску крепятся слова под надписями ед.ч и мн.ч)
- Записывайте слова в тетрадь, не забывайте выделять орфограммы.
Физкультминутка
Первичное закрепление материала
- Сейчас мы с вами поиграем. Игра называется "Наоборот". Я буду называть имена существительные в форме множественного числа. А вам надо их назвать в форме единственного числа.
Леса - …, снежинки - …, вьюги - …, лоси - …, морозы - …, кабаны - …, зяблики - …, брюки - …
- Какое слово вызвало затруднение?
- В русском языке существуют слова, которые используются только в форме единственного или только в форме множественного числа. Одно из таких слов – "брюки".
- Откройте страницу шестьдесят четвертую. Прочитаем правило. (Имя), читай.
- Давайте выполним сто одиннадцатое упражнение. (Имя), прочитай слова.
- Молодец, спасибо.
- (Имя), прочитай первое задание.
- Давайте определим все ли слова изменяются по числам.
- Санки? Тетрадь? Солнце? Ножницы? Доска? Торты? Футбол? Стаканы? Банты? Молоко? Снежинка? Метро? Очки? Творог? Весы?
- Хорошо, (Имя), читай следующее задание. (Имя), выходи к доске, запишем первую группу слов те, которые изменяются по числам.
- Верно записали?
- Молодцы.
- Дальше, вторая группа те, которые употребляются только в единственном числе. (Имя), выходи к доске.
- И последняя группа те, которые употребляются только во множественном числе.
- Все верно?
- Молодцы!
Подведение итогов
- Наш урок подходит к концу, давайте запишем домашнее задание. Откройте дневники, записывайте: с. 64 правило, упр. 112.
- Вам нужно прочитать поговорки, объяснить их значение устно. Записать их в тетрадь и над каждым именем существительным написать число.
- Итак, ребята, как изменяются имена существительные?
- Все ли имена существительные изменяются по числам?
Рефлексия
- Вы сегодня молодцы!
- Продолжите предложения:
- Спасибо за работу! Урок окончен, до свидания.