Цели и задачи:
- обобщить и систематизировать знания учащихся об имени существительном;
- закрепить орфографические навыки; повторить категории существительного;
- развивать навыки самоконтроля, внимания и аккуратности;
- воспитать интерес к русскому языку.
Тип урока: Обобщение и закрепление материала.
Метод: Словесный, частично-поисковый.
Оборудование: Опорная схема, таблицы, тест-карточки, оценочный лист.
Ход урока
1. Орг. момент. Подготовка учащихся к уроку
а) деление подгруппы на две команды по 6 человек.
б) сообщение темы и цели урока.
2. Теоретический опрос с использованием опорной схемы.
3. Игра «Собери урожай»
Карточки с названиями овощей и фруктов разложить в 3 корзины. (Каждая из них соответствует 1, 2 и 3 склонениям).
Овощи и фрукты: капуста, морковь, свекла, груша, огурец, помидор, картофель, слива, апельсин, дыня.
4. Аналитические упражнения.
а) Распределительный диктант.
Записать слова в три колонки в соответствии с родом: день, земля, словарь, зима, весна, пальто, лето, ключ, стол, журнал, заря, мышь.
б) Графический диктант.
Закрепим знания об одушевленных и неодушевленных именах существительных, выполнив графический диктант.
Плюсом обозначим одушевленные, а минусом-неодушевленные.
1) Человек 1) тетрадь
2) Мальчик 2) книга
3) Девочка 3) пальто
4) Рыба 4) стул
5) Кошка 5) расческа
6) Собака 6) мороз
7) Муравей 7) газета
8) Воробей 8) звезда
9) Корова 9) дерево
в) Игра «Четвертый-лишний»
Собственные и нарицательные существительные. Какое слово лишнее в каждом ряду. 1) Саша, попугай, мальчик, писатель; 2) город, Астана, страна, река; 3) газета, остров, Мурка, республика; 4) гора, озеро, океан, Алатау.
г) Творческий диктант.
Учитель диктует слова в единственном числе, учащиеся записывают эти слова во множественном числе и наоборот:
сугроб- глаза- туман- руки- мороз- ноги- дождь- волосы- гроза- пальцы-
д) Таблица по падежам.
Учащиеся, пользуясь таблицей склоняют существительные: подруга, шкаф, окно по падежам.
И.п. кто? что?
Р.п кого? чего?
Д.п. кому? чему?
В.п. кого? что?
Т.п. кем? чем?
П.п. о ком? о чем?
5. Итоговая часть.
Тестовые задания
1) Впишите пропущенные слова.
Если к имени существительному можно поставить слова он, мой, то существительное относится к________________________________ роду.
Если к имени существительному можно поставить слова__________, то существительное относится к женскому роду.
Если к имени существительному можно поставить слова оно, моё, то существительное относится к________________________________ роду.
2) Соедините линиями существительные и названия рода, к которому они относятся.
Существительные мужского рода море, стол
Существительные женского рода книга, лёд, поле
Существительные среднего рода ночь, мел, день
3) Выбрать правильный ответ.
1. Что обозначает имя существительное?
а) действие б) предмет в) признак г) количество
2. Укажите существительное среднего рода:
а) клятва б) юноша в) место г) чертеж
3. Определите существительное І-го склонения:
а) земля б) письмо в) площадь г) бассейн
4) Выбрать правильный ответ.
1) Существительные в Р.п. отвечают на вапросы кого? что?
а) да б) нет
2) Существительные женского рода в В.п. имеют оеончание –у, -ю.
а) да б) нет
6. Обобщение.
7. Комментирование оценок.
8. Домашнее задание