Конспект урока по русскому языку в 3 классе "Употребление многозначного слова в речи"

Цель: организация деятельности обучающихся по закреплению сформированных знаний и умений по теме: "Употребление многозначного слова в речи".

Задачи:

  • закрепление умения отличать однозначные слова от многозначных слов при составление словосочетаний;
  • формировать умения находить слова в прямом и переносном значении при выполнение задания распределения словосочетаний.

Оборудование: учебник, мультимедиа, презентация, карточки для работы в паре, в группе, распечатки ключика.

Ход урока

Организационный этап

- Здравствуйте ребята! Меня зовут Виктория Леонидовна и сегодня урок русского языка у вас проведу я.
- Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и с таким хорошим настроением тихо сядем и начнём урок.
- Прочитайте пословицу: "Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости".

- Как вы ее понимаете? Да, ребята, вы правы каждый день мы чему-то учимся, познаем окружающий мир.
- Как эта цитата связана с уроком русского языка?
- Чтобы вы пожелали себе и своему соседу по парте перед уроком?

Актуализация знаний

- Ребята, к нам сегодня на урок пришел необычный гость, а кто догадайтесь сами.

У отца есть мальчик странный,
Необычный, деревянный,
На земле и под водой
Ищет ключик золотой,
Всюду нос сует свой длинный… (Буратино)

- Да, верно ребята, к нам в гости пришел Буратино. А как вы думаете, для чего он пришел? (ответы детей)
Буратино: Ребята, здравствуйте. Помогите мне спасти Мальвину от Карабаса Барабаса.
- Злой Карабас Барабас запер Мальвину в заколдованном замке. Помогите мне собрать не достающиеся фрагменты пазла и спасти Мальвину. Я надеюсь на вашу помощь.

- При прохождении заданий у нас будут стоять препятствия, вы готовы помочь Буратино? (да)
- Буратино в помощь нам оставил маршрутный лист с заданиями. Как вы выполните задание отмечайте у себя на листочках галочкой.
- За каждое выполненное задание вы будете получать фрагмент пазла. Не забудьте подписать свои листочки.

- Сейчас давайте откроем тетради, запишем число, классная работа. Сели прямо, держим спинки ровно, тетрадки под наклоном.
- У нас будет минутка чистописания. И сегодня мы будем писать заглавную и строчную букву Сс. Давайте посмотрим правильное написание.
- Теперь пишем в своих тетрадях до конца строки. Как закончите обведите ручкой те буквы, которые соответствуют правилам красивого письма.

- Поменяйтесь тетрадями и подчеркните карандашом красивые буквы у соседа по парте.
- Карабас Барабас узнал, что мы помогаем Буратино спасти Мальвину, поэтому он специально не поставил в словах ударения, чтобы вас запутать, давайте вместе поставим правильное ударение в словах.

Сви́тер, свитеро́к, сви́теры, сви́теров, свитера́.

- Давайте попробуем произнести эти слова по слогам. Давайте посмотрим, верно ли мы с вами поставили ударения в этих словах.
- Ребята, за правильно выполненное задание вы получаете фрагмент пазла. Давайте прикрепим его к доске.
- Посмотрите на слайд: Сви́т(е,э)ро(в,ф)

- Карабас Барабас зашифровал слово. Какие буквы пропущены? Почему вы так думаете?
- Какая орфограмма в первом случае?
- Верно! Безударная гласная Е в корне. А как проверить, что пишется буква Е?

- Карабас Барабас специально допустил ошибку при звуковом разборе этого слова. Давайте будем исправлять эту ошибку вместе. Кто нашел?
Сви́теров – слово состоит из 3 слогов: сви-те-ров. Ударение падает на 1-й слог.

с - [с] - согласный, парный глухой, парный твердый
в - [в'] - согласный, парный звонкий, парный мягкий
и - [и] - гласный, ударный
т - [т'] - согласный, парный глухой, парный мягкий

е - [э] - гласный, безударный
р - [р] - согласный, непарный звонкий, парный твердый , сонорный
о - [о] - гласный, безударный
в - [ф] - согласный, парный глухой, парный твердый

- На основе сделанного разбора делаем вывод, что в слове 8 букв и 8 звуков.
- За правильно выполненное задание мы получаем еще один фрагмент пазла. Не забудьте отметить у себя это на листочках.

Выявление места и причины затруднения

- Карабас Барабас зашифровал слово. Поможем Буратино его отгадать?
- Давайте попробуем вместе расшифровать слово, которое спрятал Карабас Барабас.
- Что у вас получилось? Давайте проверим.

- Верно, многозначные. За это задание вы получаете еще один фрагмент пазла. А что бывает многозначным?
- Правильно, слова. Может уже кто-то догадался какая тема нашего урока?

Построение проекта выхода из затруднения

- Тема урока: "Употребление многозначного слова в речи".
- Но для того, чтобы начать изучать тему, что нам нужно для этого поставить цель урока.
- Цель урока - научиться правильно употреблять многозначные слова в речи.

- А для достижения нашей цели необходимо составить план. Но злой Карабас Барабас специально убрал первые слова предложений.
- Кто попробует восстановить план?

План:

  1. Вспомнить что такое многозначные слова.
  2. Узнать чем отличаются многозначные слова от других слов.
  3. Научиться правильно употреблять многозначные слова в речи. Называют тему урока, ставят цель и план урока.

Открытие новых знаний

- Ребята, как вы понимаете значение слова многозначные слова? Кто хочет попробовать объяснить?
- Верно ребята, давайте ознакомимся с понятием. Но как вы видите наше определение стоит не в последовательности. Кто хочет исправить?

Многозначные слова - это слова, имеющие несколько лексических значений

- Ребята, давайте прочитаем слова со слайда: язык, игла.

- Предлагаю немного поработать со словами. Посмотрите на слайд. У слова язык имеется два значения.

- Язык - как орган, находящийся во рту и знаковая система для обмена информацией. А может быть вы знаете другие его значение, о которых я вам еще не говорила?

- Игла - приспособление для шитья, особый "лист" хвойного дерева, колючки животного (ежа, дикобраза). Ребята, а какие вы знаете еще многозначные слова?

- Как вы уже узнали, в русском языке имеются слова многозначные, также кроме многозначных слов есть и однозначные. Как вы думаете, что это за слова?

Однозначные слова - это слова, имеющие одно лексическое значение, то есть обозначающие только один предмет, признак, действие

Например: сантехник, тигр, медведь. Такие слова имеют только одно значение.
- Ребята, а какие вы знаете однозначные слова?
- Давайте разберем два предложения. Кто прочитает?

  • Андрей любил звонить в свой маленький колокольчик.
  • Пчела перелетала с одного колокольчика на другой.

- Ребята, давайте посмотрим внимательно на предложение.
- В первом предложении о чем говориться? Колокольчик чем является?
- Я предлагаю вам посмотреть значение этого слова в словаре Ожегова. Давайте ознакомимся с понятием.

Колокольчик

  1. Звонок в форме небольшого колокола.
  2. Травянистое растение с лиловыми или тёмно-голубыми цветками, похожими на маленькие колокола.

- Т.е в первом предложении колокольчик как инструмент, а во втором как цветок.
- Что мы можем сказать о слове колокольчик? Какое оно?
- Буратино не может отличить многозначные слова от однозначных. Давайте поможем ему. Но для начала давайте вспомним правила работы в паре.

Правила работы в паре:

  1. Говори тихо и спокойно.
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнёра.
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
  4. Делай замечания тактично, не груби.
  5. В случае, когда проблему решить не удается, обратись к учителю.

- Ваша задача распределить слова в два столбика и записать их. Однозначные и многозначные.
- Для начала давайте прочитаем вместе эти слова, всем ли вам они понятны?

Слова для справок: иней, троллейбус, валенки, кувшин, кран, машина, соль, лук.
Однозначные: иней, троллейбус, валенки, кувшин.

Многозначные: кран, машина, соль, лук.
- Как выполните задание, покажите знак готовности.
- Давайте проверим, верно ли мы выполнили задание. За правильно выполненное задание вы получаете пазл.

Физминутка

- Я предлагаю вам выполнить физкультминутку вместе со мной.

- Я буду вам называть слова, если они многозначные, вы встаете, если однозначные, то сидите. Давайте потренируемся.

  1. Ручка - встают.
  2. Парта - сидят.
  3. Колокольчик - встают.
  4. Лёд - сидят.
  5. Линейка - встают.

Первичное закрепление

- Чтобы забрать предпоследний пазл у Карабаса Барабаса нам необходимо выполнить задания в группе. Какие правила работы в группе вы знаете?

Правила работы в группе:

  • Думай, слушай, высказывайся.
  • Говори спокойно ясно, только по делу.
  • Уважай мнение других.
  • Записывай идеи.
  • Не спрашивай у учителя, спрашивай у группы.
  • В группе равные возможности успеха.

- Сейчас один от группы подойдет ко мне и вытянет свое слово. Далее я раздам вам листочки с этим словом, ваша задача написать несколько значений к вашему слову.

1 группа - ножка

2 группа - нос

3 группа - кисть

4 группа - лист

5 группа - коса

- Как закончите покажите знак готовности. Сейчас первая группа будет выступать, слушаем внимательно.
- Вы получаете еще один пазл. Не забудьте отметить это задание у себя на листочках.

Самостоятельная работа с проверкой по эталону

- Ребята, у нас с вами остался последний пазл. Давайте выполним задание и получим последний элемент.

Тест

1. Как называются слова, которые имеют одно лексическое значение?
а) однозначные
б) многозначные

2. Как называются слова, которые имеют два и больше значений?
а) многозначные
б) однозначные

3. Укажите строку, где записаны только многозначные слова.
а) тигр, игла, дуб
б) соль, лук, нос

4. В каком словаре можно узнать, является слово однозначным или многозначным?
а) словообразовательном
б) толковом

5. Какое из слов является однозначным?
а) ключ
б) математика

- Поменяйтесь работами со своим соседом по парте и поставьте +, если ответ верный, - неверный. Затем поставьте оценку по критериям на доске.
- После того, как проверили работу, можете вернуть ее.

Критерии оценивания:

"5" – без ошибок.

"4" - 1 ошибка.

"3" - 2 ошибки.

"2" - 3 и более.

- Ребята, у кого все верно, хлопните раз, у кого были ошибки, не хлопаем. Все ли справились с заданием?
- Соберите, пожалуйста карточки с тестом и передайте на с конца парты, на первую парту.
- Вы справились со всеми заданиями. Давайте сложим весь пазл в одну картинку. Что у нас получилось?

- Ключик, верно. Посмотрите на доску. Что вы видите? Верно, заколдованную дверь с замком.
- Чтобы нам открыть дверь нужно произнести волшебное заклинание.

На стене висит замок.
Кто его открыть бы смог?
Мы замочком повертели,
Мы замочком покрутили,
Мы замочком постучали,
Постучали и открыли.

- Ребята, спасибо вам, что вы спасли меня от злого Карабаса Барабаса. В награду я хочу вам отдать золотой ключик.
- Он вам всегда поможет попасть в мою страну, когда у вас возникнут трудности. Используйте его только по назначению.

Рефлексия

- Какая была цель урока?
- Достигли ли мы ее?
- Со всеми ли мы заданиями справились?
- Все ли пункты плана мы с вами выполнили?

- Давайте вернемся к нашей пословице. Какие сегодня знания вы приобрели?
- Чему научились на уроке?
- В знак благодарности Буратино и Мальвина передали вам ключики.

- Но ключики не имеют цвета. Раскрасите ключики соответствующим цветом если:

  • Желтый - на уроке все получилось.
  • Зеленый - были затруднения.
  • Красный - ничего не понял.

- Покажите мне свои ключики. Вижу, что у всех ключики желтые, это означает, что вы хорошо поработали на уроке.

Домашняя работа

- Запишите домашнее задание. Дома вам необходимо найти два многозначного слова и также разобрать как мы с вами делали в группах.
- Чтобы ваша работа была более творческой, можете нарисовать картинку к своему слову.

Размер:
61.68 Kb
Скачали:
4