Цели урока:
Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа,
Та которую ты любишь.
Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
Сегодня будем учиться любить.
- В начале давайте вспомним правила работы на уроке.
На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова хорошо … (думает)
- Я желаю вам плодотворной работы и открыть для себя что-то новое.
- Сядьте правильно, следите за осанкой, положите тетради наискосок.
- Прежде, чем начнем писать, давайте разомнем наши пальчики.
Пальчиковая гимнастика "Замок"
На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали тук тук тук
Покрутили крык крык крык
Потянууули и открыыыли!
- Молодцы! А теперь запишите число, классная работа.
Минутка чистописания
Уу. (на доске карточки со словами, составить предложение)
Игра "Потерялись слова"
Ум да разум надоумят сразу.
- Что это? (пословица)
- Как вы ее понимаете? (если человек умный и грамотный, то он найдет ответ на любой вопрос)
- Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.
- Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока. Прочитаем еще раз пословицу, какие слова имеют одинаковую часть? (ум, разум, надоумят)
- Что мы можем сказать о этих словах?
- Как они называются? (ответы учащихся)
- Может быть вы назовете тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой? (закрепить знания, что такое корень, находить корень в родственных словах)
- Все верно. Давайте выясним, какое же значение имеет слово "Корень". (работа со словарем)
- Где мы можем найти информацию о значении слова? (в толковом словаре)
Стр. 79.
а) Подземная часть растений.
б) Внутренняя часть зуба.
в) Главная значимая часть слова.
Так же как у кустов корень слова есть у слов.
Работа в парах (кластер)
У каждой пары учащихся, соединить линиями, с правильными утверждениями.
- Выберите правильное утверждение.
Корень.
Главная часть предложения.
Общая часть родственных слов.
Значимая часть слова.
Главный член предложения.
Обозначается так:
Служит для образования новых слов.
- Давайте подведем итог. (Работа с правилом)
- Выделите корень в нашей пословице, которую мы записали в тетрадь.
Игра "Однокоренные"
Работа в группах, на столах карточки.
- Записать, только родственные, однокоренные слова
На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Падают снежинки,
Легкие пушинки.
Полетели, понеслись
И под елку улеглись.
Тихо спят снежинки,
Легкие пушинки.
Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Легкие пушинки.
Работа по учебнику
Устно разобрать, какие буквы вставим.
Учебно-познавательная игра "Найди родственника"
По всему классу развешаны карточки со словами, дети не меняя положение ног, поворачивая только голову и туловище находят родственные слова.
Гора, сокол, горевать, соколиный, горе, сок, горный.
Вывод: слова похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными
Игра "Третий лишний"
- Назовите лишнее слово.
Работа в группах по карточкам
- Вставить однокоренные слова в текст.
а) У меня встали ... Еще ... назад ходили. А сейчас ... стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ....
Слова для справок: час, часовщик, часы, часовая.
б) ... наловили много ... Крупную рыбу сдали на ... завод. Мелкую ... привезли домой. Бабушка испекла пирог ...
Слова для справок: рыбный, рыбаки, рыбы, рыбешкурыбный.
в) В тайге растет ... ... любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревает ... орешки.
Слова для справок: кедровник, кедр, кедровые.
г) Осенью мы часто ходим в лес за .... Нас называют - ... Мы нашли целый пень с маленькими ... Это были опята. Ох и вкусный был ... суп.
Слова для справок: Грибниками, грибочками, грибной, грибами.
В однокоренных словах выделить корень. Взаимооценивание.
- Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы этой цели?
- Какие затруднения были у вас на уроке?
- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не повторялись?
Домашнее задание. Оценка результатов работы учащихся