Конспект урока русского языка 3 класс "Однокоренные слова"

Цели урока:

  • познакомить учащихся с понятием однокоренные слова
  • соблюдать правила произношения слов с окончаниями -ого, -его;
  • определять основу и окончание слова;
  • определять части основы: корень, суффикс, приставка.

Ход урока

Создание положительного эмоционального настроя

Самый лучший день – сегодня.
Самый лучший отдых – работа.
Самая лучшая работа,
Та которую ты любишь.

Самая большая потребность – общение.
Самое большое богатство – здоровье.
Самый большой дар – любовь.
Сегодня будем учиться любить.

- В начале давайте вспомним правила работы на уроке.

На уроке наши глаза внимательно смотрят и все … (видят)
Уши внимательно слушают и все … (слышат)
Голова хорошо … (думает)

- Я желаю вам плодотворной работы и открыть для себя что-то новое.

Целеполагание

- Сядьте правильно, следите за осанкой, положите тетради наискосок.
- Прежде, чем начнем писать, давайте разомнем наши пальчики.

Пальчиковая гимнастика "Замок"

На двери висит замок
Кто его открыть бы смог?
Постучали тук тук тук
Покрутили крык крык крык
Потянууули и открыыыли!

- Молодцы! А теперь запишите число, классная работа.

Минутка чистописания
Уу. (на доске карточки со словами, составить предложение)

Игра "Потерялись слова"

Ум да разум надоумят сразу.

- Что это? (пословица)
- Как вы ее понимаете? (если человек умный и грамотный, то он найдет ответ на любой вопрос)
- Запишите пословицу в тетрадь, соблюдая правила каллиграфии.

- Давайте эту пословицу возьмем за девиз нашего урока. Прочитаем еще раз пословицу, какие слова имеют одинаковую часть? (ум, разум, надоумят)
- Что мы можем сказать о этих словах?
- Как они называются? (ответы учащихся)

- Может быть вы назовете тему нашего урока?
- Какую цель мы поставим перед собой? (закрепить знания, что такое корень, находить корень в родственных словах)
- Все верно. Давайте выясним, какое же значение имеет слово "Корень". (работа со словарем)

- Где мы можем найти информацию о значении слова? (в толковом словаре)

Работа по теме урока

Стр. 79.
а) Подземная часть растений.
б) Внутренняя часть зуба.
в) Главная значимая часть слова.

Так же как у кустов корень слова есть у слов.

Работа в парах (кластер)

У каждой пары учащихся, соединить линиями, с правильными утверждениями.
- Выберите правильное утверждение.

Корень.
Главная часть предложения.
Общая часть родственных слов.
Значимая часть слова.

Главный член предложения.
Обозначается так:
Служит для образования новых слов.

- Давайте подведем итог. (Работа с правилом)
- Выделите корень в нашей пословице, которую мы записали в тетрадь.

Игра "Однокоренные"

Работа в группах, на столах карточки.
- Записать, только родственные, однокоренные слова

  • 1 гр.: Морозный, холодный, мороз, морозить.
  • 2 гр.: Вода, водный, водичка, водить.
  • 3 гр.: Смелый, храбрый, смелость, смельчак.
  • 4 гр.: Час, часок, часовщик, часть.

Динамическая пауза "Снежинки"

На полянку, на лужок
Тихо падает снежок.
Падают снежинки,
Легкие пушинки.

Полетели, понеслись
И под елку улеглись.
Тихо спят снежинки,
Легкие пушинки.

Но подул вдруг ветерок,
Закружился наш снежок.
Кружатся снежинки,
Легкие пушинки.

Работа по учебнику

Устно разобрать, какие буквы вставим.

Учебно-познавательная игра "Найди родственника"

По всему классу развешаны карточки со словами, дети не меняя положение ног, поворачивая только голову и туловище находят родственные слова.

Гора, сокол, горевать, соколиный, горе, сок, горный.

Вывод: слова похожие по написанию, но разные по смыслу, не являются однокоренными

Игра "Третий лишний"

- Назовите лишнее слово.

  • Желток, железо, желтый.
  • Белый, белка, белить.
  • Циркач, циркуль, цирк.
  • Гром, громкий, громадный.
  • Вода, водитель, подводный.

Работа в группах по карточкам

- Вставить однокоренные слова в текст.
а) У меня встали ... Еще ... назад ходили. А сейчас ... стрелка стоит неподвижно. Нужно, чтобы их починил мастер - ....
Слова для справок: час, часовщик, часы, часовая.

б) ... наловили много ... Крупную рыбу сдали на ... завод. Мелкую ... привезли домой. Бабушка испекла пирог ...
Слова для справок: рыбный, рыбаки, рыбы, рыбешкурыбный.

в) В тайге растет ... ... любимое место многих животных и птиц. Осенью в нем созревает ... орешки.
Слова для справок: кедровник, кедр, кедровые.

г) Осенью мы часто ходим в лес за .... Нас называют - ... Мы нашли целый пень с маленькими ... Это были опята. Ох и вкусный был ... суп.
Слова для справок: Грибниками, грибочками, грибной, грибами.

В однокоренных словах выделить корень. Взаимооценивание.

Итог урока

- Какую цель мы поставили на сегодняшнем уроке?
- Достигли ли мы этой цели?

- Какие затруднения были у вас на уроке?
- Что нужно сделать чтобы эти затруднения не повторялись?

Домашнее задание. Оценка результатов работы учащихся

Размер:
21.89 Kb
Скачали:
12