Конспект урока русского языка в 3 классе "Учимся писать буквы о, ё после шипящих в корнях слов"

УМК: Начальная школа XXI века.

Цели урока:

  • создать условия для закрепления знаний и отработки умений при написании букв о, ё после шипящих;
  • способствовать развитию умения работать по алгоритму;
  • содействовать развитию интереса к русскому языку.

Ход урока

Этап урока

Действия учителя

Действия учащихся

Экспозиция

Настраивает на работу:

- Расскажите, чему вы учились на прошлом уроке русского языка? Скажите, когда под ударением слышим звук [о] после шипящих, всегда ли обозначаем его одной и той же буквой? Каким правилом пользуемся?

- Вчера вы узнали правило, сегодня продолжаем работать с этой темой. Как вы думаете, с какой целью?

Настраиваются на работу.

Рассказывают о том, что учились правильно выбирать букву о или ё после шипящих под ударением. Рассказывают правило. 

Ставят задачи на урок.

Проработка изученного

- В начале потренируемся в РТ на стр. 31, № 1. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Прочитайте стихотворение.

- Впишите пропущенные буквы, применяя новое правило. Прокомментируйте выполнение.

- Как применяли правило? Что делали сначала? Что потом? (в помощь можно предложить посмотреть алгоритм на стр. 112)

- РТ можно закрыть и убрать на край стола. Поработаем с учебником на стр. 114, упр.2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Посмотрите на слова, предположите, на какие два столбика их разделим?

Пригласить к доске двух учеников. 

- Проверим, как вы распределили слова? Совпадает ли то, что записано у доски с записью в тетрадях? Как определили, что в этих словах пишем букву о? В слове пришёл под ударением мы слышим [о], почему написали ё? 

- На следующей странице найдите упр.3. Что требуется по заданию? Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Будьте внимательны! Проверяйте себя.

- Какие буквы были пропущены? Есть ли те, кто вставил букву о? Почему нет? Какое правило использовали?

Находят нужное упражнение. Читают задание.

-Нужно вставить пропущенные буквы.

Читают стихотворение вслух.

Вписывают буквы о и ё в слова. Комментируют выбор буквы.

Рассказывают алгоритм выбора буквы. 

Находят нужный номер в учебнике. Читают задание, определяют, что нужно вставить пропущенные буквы и записать слова в два столбика: с пропущенной буквой о и буквой ё.

Двое работают у доски, остальные – в тетрадях.

Шёлк, шов, шёпот, капюшон, пришёл, крыжовник,

чёрный, шоколад, жёлтый, капюшон, щётк, шоссе

чёлка, причёска.

Отвечают на вопросы, вновь озвучивают правило и алгоритм работы.

Находят упражнение. Определяют, что нужно списать и вставить пропущенные буквы.

Списывают текст.

- Буквы ё и е. Буквы о не было.

Проговаривают правило.

Физминутка

Руки в стороны поставим,

Правой левую достанем.

А потом – наоборот:

Будет вправо поворот,

Раз – хлопок, два – хлопок,

Повернись ещё разок!

Раз, два, три, четыре,

Руки выше, плечи шире!

Опускаем руки вниз

И за парты вновь садись

 

Работа над ранее изученным

- Вернемся к РТ, зеленые тетради можно закрыть. Откройте стр.33, №3. Что нужно сделать? Посмотрите на слова. Во всех словах буква пропущена в корне? В каких еще частях слова? Какое правило работает для выбора буквы в суффиксах? Кто нашел подсказку в задании?(после слов дана рубрика Проверь себя)

- Проверим выполнение. Прочитайте слово, какую букву вставили и почему.

- Найдите № 4. Что нужно сделать? Что значит «графически объяснить свой выбор»? 

- Найдите лишнее в первой строке. Объясните свой выбор. Почему в слове шорты пишем о? Как обозначить графически?

- Во второй строке во всех словах написана буква одна и та же буква. Здесь нет лишних? Подумайте, будьте внимательны! В какой части слова находится эта буква? Как показать графически?

- Так же поработайте с третьей строкой. Почему лишним будет слово сверчок?

- Для чего мы выполняли эти задания из РТ? Что вспомнили?

Открывают РТ. Находят задание. Определяют, что нужно узнать, в какой части слова пропущена буква, вспомнить правило и выбрать букву о или ё.

Рассказывают правило. Находят подсказку в задании. 

Проверяют выполненное задание. 

Читают задание упр.4, определяют, что нужно найти лишнее слово.

- Графически объяснить, значит, выделить часть слова, где находится изученная орфограмма и поставить ударение.

Анализируют слова, сравнивают и выделяют особенности. Объясняют выбор. 

Делают вывод, что вспомнили правила написания букв о и ё не только в корнях слов, но и в суффиксах.

Организационно-связующий этап

- В начале урока мы ставили цели урока. Достигли их? С каким правилом работали? Как вы будете действовать при написании слов, где слышите звук о под ударением после шипящего? С чего начнете?

- Дома вы закрепите знания и выполните упр. 2, стр. 32 РТ

- Наш урок окончен.

Анализируют поставленные цели. Вспоминают правило и проговаривают алгоритм. Определяют, что в начале нужно выделить часть слова, где находится орфограмма.

Записывают домашнее задание.

Размер:
15.51 Kb
Скачали:
3