УМК: Начальная школа XXI века.
Цели урока:
Этап урока |
Действия учителя |
Действия учащихся |
Экспозиция |
Настраивает на работу: - Расскажите, чему вы учились на прошлом уроке русского языка? Скажите, когда под ударением слышим звук [о] после шипящих, всегда ли обозначаем его одной и той же буквой? Каким правилом пользуемся? - Вчера вы узнали правило, сегодня продолжаем работать с этой темой. Как вы думаете, с какой целью? |
Настраиваются на работу. Рассказывают о том, что учились правильно выбирать букву о или ё после шипящих под ударением. Рассказывают правило. Ставят задачи на урок. |
Проработка изученного |
- В начале потренируемся в РТ на стр. 31, № 1. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Прочитайте стихотворение. - Впишите пропущенные буквы, применяя новое правило. Прокомментируйте выполнение. - Как применяли правило? Что делали сначала? Что потом? (в помощь можно предложить посмотреть алгоритм на стр. 112) - РТ можно закрыть и убрать на край стола. Поработаем с учебником на стр. 114, упр.2. Прочитайте задание. Что нужно сделать? Посмотрите на слова, предположите, на какие два столбика их разделим? Пригласить к доске двух учеников. - Проверим, как вы распределили слова? Совпадает ли то, что записано у доски с записью в тетрадях? Как определили, что в этих словах пишем букву о? В слове пришёл под ударением мы слышим [о], почему написали ё? - На следующей странице найдите упр.3. Что требуется по заданию? Прочитайте текст. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Будьте внимательны! Проверяйте себя. - Какие буквы были пропущены? Есть ли те, кто вставил букву о? Почему нет? Какое правило использовали? |
Находят нужное упражнение. Читают задание. -Нужно вставить пропущенные буквы. Читают стихотворение вслух. Вписывают буквы о и ё в слова. Комментируют выбор буквы. Рассказывают алгоритм выбора буквы. Находят нужный номер в учебнике. Читают задание, определяют, что нужно вставить пропущенные буквы и записать слова в два столбика: с пропущенной буквой о и буквой ё. Двое работают у доски, остальные – в тетрадях. Шёлк, шов, шёпот, капюшон, пришёл, крыжовник, чёрный, шоколад, жёлтый, капюшон, щётк, шоссе чёлка, причёска. Отвечают на вопросы, вновь озвучивают правило и алгоритм работы. Находят упражнение. Определяют, что нужно списать и вставить пропущенные буквы. Списывают текст. - Буквы ё и е. Буквы о не было. Проговаривают правило. |
Физминутка |
Руки в стороны поставим, Правой левую достанем. А потом – наоборот: Будет вправо поворот, Раз – хлопок, два – хлопок, Повернись ещё разок! Раз, два, три, четыре, Руки выше, плечи шире! Опускаем руки вниз И за парты вновь садись |
|
Работа над ранее изученным |
- Вернемся к РТ, зеленые тетради можно закрыть. Откройте стр.33, №3. Что нужно сделать? Посмотрите на слова. Во всех словах буква пропущена в корне? В каких еще частях слова? Какое правило работает для выбора буквы в суффиксах? Кто нашел подсказку в задании?(после слов дана рубрика Проверь себя) - Проверим выполнение. Прочитайте слово, какую букву вставили и почему. - Найдите № 4. Что нужно сделать? Что значит «графически объяснить свой выбор»? - Найдите лишнее в первой строке. Объясните свой выбор. Почему в слове шорты пишем о? Как обозначить графически? - Во второй строке во всех словах написана буква одна и та же буква. Здесь нет лишних? Подумайте, будьте внимательны! В какой части слова находится эта буква? Как показать графически? - Так же поработайте с третьей строкой. Почему лишним будет слово сверчок? - Для чего мы выполняли эти задания из РТ? Что вспомнили? |
Открывают РТ. Находят задание. Определяют, что нужно узнать, в какой части слова пропущена буква, вспомнить правило и выбрать букву о или ё. Рассказывают правило. Находят подсказку в задании. Проверяют выполненное задание. Читают задание упр.4, определяют, что нужно найти лишнее слово. - Графически объяснить, значит, выделить часть слова, где находится изученная орфограмма и поставить ударение. Анализируют слова, сравнивают и выделяют особенности. Объясняют выбор. Делают вывод, что вспомнили правила написания букв о и ё не только в корнях слов, но и в суффиксах. |
Организационно-связующий этап |
- В начале урока мы ставили цели урока. Достигли их? С каким правилом работали? Как вы будете действовать при написании слов, где слышите звук о под ударением после шипящего? С чего начнете? - Дома вы закрепите знания и выполните упр. 2, стр. 32 РТ - Наш урок окончен. |
Анализируют поставленные цели. Вспоминают правило и проговаривают алгоритм. Определяют, что в начале нужно выделить часть слова, где находится орфограмма. Записывают домашнее задание. |