Цель урока: создать условия для формирования знаний обучающихся об изменении родовых окончаний у глаголов в прошедшем времени.
Задачи:
Планируемые результаты:
- Здравствуйте, ребята! Я рада видеть вас на уроке русского языка и желаю вам успешной и продуктивной работы!
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (глагол)
- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. (заполнение таблицы)
Часть речи |
На какие вопросы отвечает? |
Что обозначает? |
Какие бывают времена? |
Глагол |
|
|
|
- Прочитайте слова: прилетел, прилетела, прилетело.
- Что общего у этих слов? (Глаголы прошедшего времени. Прошедшее так как отвечает на вопросы…, и суффикс Л)
- А чем они отличаются? Окончаниями. Выделите их.
- Подберем к каждому из слов имя существительное, подходящее по смыслу.
- Определите род у имен существительных и у глаголов. Почему не получилось выполнить это задание?
- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке мы будем говорить?
- Подумайте, в каком времени глаголов мы можем определить род глагола?
- Как будет звучать тем урока? (Род глаголов в прошедшем времени)
- Какую цель мы поставим перед собой сегодня на уроке? (Узнать как изменяются глаголы прошедшего времени по родам)
Задачи
- Итак, проведем исследование на уже известных нам словосочетаниях.
- Вы уже определили что самолет – м.р., чайка – ж.р., облако – ср.р.
- И что вы заметили в окончаниях глагола? Изменяются ли они? (ответы учащихся)
- Какой вывод можно сделать?
- Изменяются ли по родам глаголы прошедшего времени?
- А как узнать какое окончание поставить?
- Они согласуются в роде с именем существительным, с которым они связаны.
Окончания глаголов в прошедшем времени часто стоят в слабой позиции, т.е. являются безударными
- Нужно запомнить, что и ударные и безударные окончания глаголов всегда пишутся одинаково.
- В мужском роде всегда окончание нулевое. В женском роде – всегда А. В среднем роде – всегда О.
- Это поможет вам не ошибаться в написании безударного окончания глаголов нужно обратить внимание на род глагола.
- Мы провели наблюдение над глаголом прошедшего времени в единственном числе, а изменяются ли по родам глаголы прошедшего времени, когда они стоят во множественном числе?
- Поставим существительные в форму множественного числа и проверим будет ли меняться окончание глаголов.
- Выделите окончания глаголов. Какой вывод можно сделать?
- Можно ли определить род глаголов прошедшего времени во множественном числе? (Нельзя)
- Откройте учебник. (Правило. Взаимопроверка)
Возврат к цели и задачам урока.
Мои достижения на уроке
Пункт плана |
+\- |
Я знаю, что такое распространенное и нераспространённое предложение. |
|
Я умею составлять распространенные и нераспространённые предложения. |
|
Я умею распространять нераспространенное предложение. |
|
3 + - веселый смайлик.
2 + - думающий смайлик.
1-0 + - грустный смайлик.