УМК: "Начальная школа 21 века"
Педагогическая цель: создать условия для закрепления правописания безударных окончаний глаголов.
Планируемые результаты:
Оборудование: картины о Родине, картина зимнего пейзажа, карточки с глаголами-исключениями, карточки с алгоритмом, карточки с планом исследования, карточки для самопроверки, ноутбук, листы со шкалой самооценки.
- Ребята, возьмитесь за руки. Пусть успешным будет наше сотрудничество. Чтобы решить все проблемы на уроке, мы должны слышать друг друга и помогать друг другу. Пожелаем друг другу удачи!
- Послушайте стихотворение. (Слайды с изображением картин Родины на фоне музыки)
Что это – Родина моя?
Ты спросишь. Я отвечу:
Сначала тропочкой земля
Бежит тебе навстречу.
Потом тебя поманит сад
Душистой веткой каждой.
Потом увидишь стройный ряд
Домов многоэтажных.
Потом пшеничные поля.
От края и до края,
Все это – Родина твоя,
Земля твоя родная.
Чем старше станешь и сильней,
Тем больше пред тобою
Она заманчивых путей
Доверчиво раскроет.
- О чем это стихотворение? (О Родине, о любви к своей Родине, о природе нашей Родины)
- Что значит любить свою Родину? (Быть ее патриотом, защитником, знать историю страны)
- Ребята, как вы думаете, человеку, любящему свою Родину, необходимо знать родной язык? (Да, на этом языке говорили великие люди, такие как Пушкин, Лермонтов)
- Русский язык - часть русской культуры, поэтому мы будем сегодня исследовать язык, чтобы развивать письменную речь.
- На ваших партах сегодня символ нашей Родины – флажок, которым вы будете сообщать о своих достижениях в группе.
- Из стихотворения я выписала на доске слова, прочитайте их и исследуйте.
Спрос…шь, поман…т, увид…шь, стан..шь, раскро…т, бежит
- К какой части речи относятся эти слова?
- Проанализируйте пропущенные орфограммы и их местонахождение и определите тему сегодняшнего урока. (Слайд с темой)
- Какие цели мы поставим перед собой? (Будем исследовать глаголы, чтобы закрепить умение писать их безударные окончания, развивать письменную речь)
- Откройте тетради и запишите число, классная работа и тему урока.
- Скажите, какие задания можно выполнить с этими словами? (Проблемная ситуация. 2 ученика записывают у доски глаголы по спряжениям и комментируют написание окончаний глаголов, остальные пишут в тетрадях)
Определение границ знания и незнания по данной теме
- Возьмите шкалу самооценки и оцените свое умение писать окончания глаголов. (Дети отмечают на шкале уровень своего знания)
- Ребята, с другой стороны листа вы видите этапы урока, на которых вы будете себя оценивать оценкой.
Лингвистический диктант (спряжений)
- Ребята, с чего начнем исследование глагола, чтобы правильно написать его безударное окончание?
- Я называю вам глагол, а вы пишете спряжение цифрами. (1, 2)
Рисуешь, слышишь, читаешь, думаешь, чистишь, пишешь, бегаешь, ходишь, держишь, чертишь. (самопроверка по слайду 1, 2, 1, 1, 2, 1, 1, 2, 2, 2)
- Оцените диктант на листах самооценки.
- Ребята, а какие глаголы не подчиняются основному правилу определения спряжения? Назовите их.
- А я вам предлагаю оживить глаголы
Физкультминутка
Называем глаголы-исключения и выполняем действия: слышать, дышать, гнать , держать, видеть, смотреть, ненавидеть, вертеть, терпеть, обидеть, зависеть. (Слайд)
- Зачем мы повторили глаголыисключения?
- Каким алгоритмом мы будем пользоваться при правописании окончаний глаголов? (Дети проговаривают алгоритм классу, алгоритм лежит у детей на столах)
Алгоритм написания безударных окончаний глаголов
- Давайте исследуем этот алгоритм и подумаем, на каком этапе мы должны вспоминать глаголы- исключения?
- Этот алгоритм поможет вам правильно исследовать глаголы, для развития письменной речи.
Работа в парах в печатной тетради
- Ребята, приступаем к закреплению грамотного письма при написании окончаний глаголов. Эту работу мы выполнять в парах.
- Откройте печатные тетради на уроке № 56 стр. 49. Прочитайте еще раз тему нашего урока. Ознакомьтесь с заданием к упр. 1 и определите цель парной работы. Что нам важно помнить о глаголе при выполнении этой работы.
- Когда пара закончит работу, поднимет ладошки в паре. Самопроверку выполните по карточкам, которые я вам раздам в процессе работы и оцените себя.
- Если пара будет испытывать затруднения, поднимите руку.
Работа в группах
- Вы внимательно исследовали глаголы в парах, а теперь поделитесь своими знаниями при работе в группах. Выберите консультанта в группе.
За двумя зайцами погон…шься - ни одного не пойма…шь.
Руки с полки не протян…шь, так и ложки с полки не достан…шь.
За чужим погон…шься - свое потеря…шь.
Береги землю родимую, как мать любимую.
Человек без родины - соловей без песни.
Одна у человека родная мать, одна у него и Родина.
Кто за Родину горой, тот и герой.
Своя земля и в горсти мила.
Жить - Родине служить.
- Предлагаю вам рассыпанные пословицы. Посмотрите на части пословиц и определите цель задания. (Дети озвучивают цель работы)
- Когда группа справится с заданием, возьмется за руки и поднимет флажок. (Проверка: группы озвучивают по 1 пословице с пропущенными окончаниями и поясняют 1 пословицу о Родине. Самооценка)
Исследовательская работа в группах
- Исследовательскую работу мы проведем в парах.
- Откройте учебники на изучаемой теме, урок 56. Найдите упр. 3 стр. 141, прочитайте задание.
- Что будете исследовать и для чего?
- Кто сможет предложить план нашего исследования?
- Выполнив исследование, проверите и оцените себя.
Работа с картиной и подбор глаголов
(Звучит музыка "Зима", появляется картина родной природы)
- Обратите внимание на картину родной природы.
- Какие чувства вы испытываете?
- А вы постарайтесь передать отношение к красоте родной природы с помощью слов.
- Представьте сейчас, что вы вошли в этот лес.
Работа в группах по подбору глаголов
- Подберите 4 глагола, передающие ваше ощущение, настроение, чувства, эмоции от увиденного и поставьте во 2 лице ед. числа и запишите в тетрадь. (Проверка и самооценка)
- Чтобы письменная речь ваша была грамотной, постарайтесь исследовать каждый глагол по алгоритму.
- Ребята, пока вы записывали слова, я подготовила для вас предложение.
Снежное покрывало (?) все поле покрывало (?)
- Определите часть речи подчеркнутых слов, обоснуйте свой ответ. (Обсуждение в группах, ответы учащихся)
Подбор однокоренных слов к глаголам. Работа в группах в соревновательной форме
- К глаголам смотреть и держать подберите как можно больше однокоренных глаголов. Победит та группа, которая больше и правильно подберет глаголы.
Смотреть – пересмотреть, присмотреть, подсмотреть, осмотреть, посмотреть.
Держать – придержать, передержать, сдержать, поддержать, задержать, одержать, подержать.
Проверка: дети каждой группы зачитывают подобранные однокоренные глаголы.
- Над какой темой мы работали на уроке?
- Достигли ли мы целей урока при исследовании глагола?
- Ребята, вы получили карточки с д/з по выбору: упр. 2, 3 стр. 49-50 (печатная тетрадь) или упр. 1 стр. 140 в учебнике.
- Какое умение мы оценивали в начале урока?
- Давайте оценим умение писать безударные окончания глаголов еще раз. Если ваша самооценка не изменилась, обведите + на шкале, а если изменилась, то поставьте новый +.
- Поставьте себе оценку с обратной стороны листа.
- Вы сегодня на уроке добились хороших результатов. Возьмите группой флажок и поднимите его. Спасибо вам за урок!