Урок русского языка "НЕ с глаголами. Значение частицы НЕ. Употребление частицы НЕ с глаголами"

Тип урока: закрепления знаний и способов действий.

Цель:

  • продолжить ознакомление учащихся с правописанием частицы НЕ и правилами ее написания с глаголами;
  • развивать речь учащихся при изменении текстов;
  • содействовать развитию умения работать самостоятельно и коллективно.

Предметные УУД:

  • умение распознавать глаголы в тексте;
    умение правильно писать частицу не с глаголами;
    умение правильно списывать слова, предложения, текст и проверять написанное.

Методы и формы работы:

Методы: наглядный, частично-поисковый, контроля.
Формы: индивидуальная, фронтальная, работа в паре.

Ход урока

Орг. момент

Вот звонок нам дал сигнал.
Поработать час настал.
Так что время не теряем
И работать начинаем.

- Проверим готовность к уроку. Все ли принадлежности лежат на парте?
- Садитесь, откройте тетради и запишите число и классная работа.

Чистописание

- Вспомните правила посадки при письме и пропишите сочетание не
- Как называется эта часть речи? (частица)
- Оцените свою работу цветным кружком на полях.

Актуализация знаний и мотивация

- Составьте слово из букв: ЛАЛОГГ. (глагол)
- Вы догадались, по какой теме мы сегодня будем работать на уроке? (НЕ с глаголами)
- Мы продолжим упражняться в правильном употреблении и написании частицы не с глаголами.

- Как же пишется частица не с глаголами?
- Какое значение она придает словам? (отрицательное, противоположное)

Правописание частицы НЕ с глаголамиПравописание частицы НЕ с глаголами

Графический диктант

- Сейчас мы вспомним все, что узнали о глаголе на прошлых уроках и выполним графический диктант.
- Если вы согласны с моим утверждением ставим +, если нет – .

  • Глагол – самостоятельная часть речи.
  • Глагол отвечает на вопросы Кто? Что?
  • Глаголы изменятся по временам.
  • Существует 2 времени глагола.
  • Глаголы изменяются по числам.
  • В настоящем времени глаголы изменяются по родам.

Самоконтроль: + - + - + -

Запись под диктовку

- Запишите под диктовку пословицы: В решете воды не удержать. Кто не работает, тот не ест. Правда в огне не горит и в воде не тонет. Расстояние дружбе не мешает.
- Какие орфограммы встретились в пословицах?
- Разберите существительное в решете как часть речи (1 чел. выполняет с обратной стороны доски)

Самоопределение в деятельности

- Назовите в пословицах глаголы с частицей не.
- Устно замените глаголы с отрицательной частицей синонимами.
Не удержать - (уронить), не работает - (бездельничает), не ест - (голодает), не горит - (затухает), не тонет - ( выплывает), не мешает - (помогает).

- Сделайте вывод: Какое значение помогает создать частица НЕ? (Она помогает создать противоположное значение)

Работа с учебником по теме урока

Упр. 163 стр. 90. (самостоятельное выполнение с коллективной проверкой)

Физминутка

- Я называю глаголы с частицей не, а вы выполняете действия наоборот.

Не качайтесь, не кружитесь,
Не тянитесь, не шагайте.
Не моргайте, не шепчите и не спите.
А теперь вы просыпайтесь
И за дело принимайтесь.

- Продолжим работать по теме урока. Работа в паре. Упр. 164 стр. 91.
Не рисуйте на парте! Не выкрикивайте с места! Не разговаривайте на уроке! Не слушайте подсказки!
- Что общего у этих предложений? (Они по цели высказывания побудительные, а по интонации - восклицательные)

Словарная работа

- Отгадайте загадку:

Всюду, всюду мы вдвоем,
Неразлучные идем.
Мы гуляем по лугам,
По зеленым берегам,

Вдоль по улице шагаем,
Но чуть вечер за порог,
Остаемся мы без ног,
А безногим – вот беда! –

Ни туда и ни сюда!
Что ж, полезем под кровать,
Будем там тихонько спать,
А когда вернуться ноги,
Вновь поскачем по дороге. (ботинки)

- Какое значение у этого слова? (Ботинки - обувь на шнурках, молнии, пуговицах и т.п., закрывающая ногу по щиколотку)
- Запишите слово в тетрадь, поставьте ударение, подчеркните непроверяемую гласную.
- Выполните звуко-буквенный анализ слова. (1 чел. у доски с обратной стороны)

Самопроверка с самооценкой на полях
- Составьте распространенное предложение со словом ботинки. (*Выполните синтаксический разбор предложения)
Самостоятельная работа в тетрадях "Мои достижения"

Упр. 166 стр. 91. Взаимопроверка.

Подведение итогов урока

  • Над закреплением какой орфограммы мы сегодня работали на уроке?
  • Что нужно помнить о правописании частицы не с глаголами?
  • Что на уроке вам показалось трудным?
  • Что было интересно выполнять?

Давайте прочитаем все хором пожелания друг другу!

Не ругайтесь,
Не дразнитесь,
Не стоните,
Не деритесь,
Не кричите,
Не спешите,
Вместе - не-
Не напишите!

- Посмотрите на выполнение заданий в тетради и оцените свою работу на уроке, показав мне карандаш соответствующего цвета. (зеленый, желтый или красный)

  • Добавить в Словарь
    • Новый список слов для Русский -> Русский...
    • Создать новый список слов...
  • Копировать
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!