Технологическая карта урока русского языка в 3 классе на тему «Прошедшее время глагола»

Цели урока:

  • продолжить знакомить учащихся с изменением глаголов по временам;
  • знакомиться с изменением глаголов прошедшего времени.

Задачи:

  • Знать морфологические признаки глагола в прошедшем времени
  • Уметь находить глаголы в прошедшем времени в тексте, отличать их от формы инфинитива и глаголов настоящего и будущего времени.

Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивирование к учебной деятельности

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Наш урок я хочу начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?»:

«Все уроки, как люди, и похожи, и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие, как страшный, мучительный сон».

- И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи!

 

Здороваются, садятся на свои места

 

- Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок, как праздник.

- Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое!

Актуализация знаний

- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол) 

- Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе.

Блиц – опрос (работа в парах)

Глагол – это …

Глаголы отвечают на вопросы…

Глаголы обозначают …

Глаголы изменяются по …

В настоящем времени обозначает действие которое …

В прошедшем времени обозначает действие которое …

В будущем времени обозначает действие которое …

Назовите грамматическое значение глагола?

Назовите грамматические признаки глагола?

Отвечают на вопросы.

 

 

Глагол обозначает действие.

 

Форма числа и форма времени.

Выявление места и причины затруднения

Игра «Третий лишний»
- Тему сегодняшнего урока нам подскажет игра « Третий лишний».
Прочитайте слова:
Читает, читаю, читал.
- Что общего и чем различаются эти слова?

- Какое лишнее слово?
- Кто назовёт тему урока?  

- Чему будем учиться на уроке?

Открываем тетради, пишем число, классная работа. 

 

Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол в форме прошедшего времени.

 

Глаголы прошедшего времени.

 

Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.

 

Построение проекта выхода из затруднения

Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье. 

Уж тает снег, бегут ручьи,

В окно повеяло весною…

Засвищут скоро соловьи,

И лес оденется листвою.

- Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло.

- На какой вопрос отвечает глагол?

- Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло».

Как можно назвать время, если действие уже прошло?

- Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –прош.вр.

- Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня.

«Снег что делает? тает»

«Ручьи что делают? бегут»

- Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас?

Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -наст.вр.

- Продолжаем путешествие.

Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают?

«Соловьи что сделают? засвищут»

«Лес что сделает? Оденется»

- Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем?

- Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.вр.

Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени

А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с. 165 

 

Внимательно читают задания и отвечают на вопросы

 

 

 

 

 

 

повеяло

 

что сделало?

 

 

 

прошлое, прошедшее время

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Физкультминутка

Видеофизминутка

 

Реализация построенного проекта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Первичное закрепление

Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих.

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница-зима,
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей вокруг холмов.
Брега с недвижною рекою
Сравняла пухлой пеленою;
Блеснул мороз, и рады мы
Проказам матушки-зимы. 

- Какое задание можно предложить к тексту?

Проверка. 

 

- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени.

Это суффикс прошедшего времени глагола.

- Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола.

Один из учеников читает стих

 

 

 

 

 

Выписать глаголы прошедшего времени.

Ставим вопросы и доказываем, что глаголы прошедшего времени.

Дохнул, завыл,  пришла,рассыпалась,повисла,

легла,сравняла,блеснул.

 

суффикс Л

Самостоятельная работа

 

 

 

 

 

 

 

 

Включение в систему знаний и повторение

Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу.

Проверим прочность ваших знаний.

А теперь вы можете поработать самостоятельно.

Допишите суффиксы и родовые окончания глаголов прошедшего времени. Выделите окончания. Желаю успеха.

Наступи.. зима. Солнце встава.. поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка.. серебром.

Проведите самопроверку.

У кого нет ошибок? Молодцы.

Что значит выражение – берёзки сверкали серебром.

В каком смысле стоит глагол сверкали? 

Тест

Обвести в кружок букву правильного ответа.

1. Ученики изучал.. глаголы.

а) –а  б) –о   в)      м) -и

2. Природа заснул.. крепким сном..

о) –а   м) –о    н)     о) -и

3. Воробей сидел… на ветке.

е) –а    о) –о   л)    у) -и

4. Ярко светил.. солнце.

з) –а   о) –о    в)    д) -и

5. Ворона каркал… в гнезде.

д) –а    п) –о    р)    с) –и

6. Ученик делал… уроки.

з) –а   и) –о  е)   к) –и

7. Гости пришл… на урок.

з) –а и) –о к)   ц) – и 

Работают самостоятельно, записывая упражнения в тетради

 

 

 

 

 

 

 

ярко блестеть

 

 

 

 

 

 

Выполняют тест

Рефлексия учебной деятельности

Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние.

Ответили ли мы с вами на вопросы,

которые поставили себе в начале урока?

Как определить род и число глаголов в прошедшем времени?

Пригодятся ли вам полученные знания?

Покажите мне на руке, как вы поняли сегодняшнюю тему урока

Отвечают на вопросы

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!