Цели урока:
Задачи:
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
Мотивирование к учебной деятельности |
- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Екатерина Сергеевна. Наш урок я хочу начать с чтения стихотворения Владимира Троицкого. Послушайте его внимательно и ответьте на вопрос: «Какую мысль хотел выразить автор в этих строках?»: «Все уроки, как люди, и похожи, и разны, Если к ним приглядеться с различных сторон. Есть уроки, как светлый и радостный праздник, Есть другие, как страшный, мучительный сон». - И я хочу вам сегодня пожелать хорошего настроения, удачи! |
Здороваются, садятся на свои места
- Когда нам интересно, мы всё понимаем, тогда и урок, как праздник. - Когда у нас всё получается и, когда мы сами хотим узнавать что-то новое! |
|
Актуализация знаний |
- С какой частью речи мы работали на последних уроках? (Глагол) - Сейчас ребята давайте вспомним, что мы уже знаем о глаголе. Блиц – опрос (работа в парах) Глагол – это … Глаголы отвечают на вопросы… Глаголы обозначают … Глаголы изменяются по … В настоящем времени обозначает действие которое … В прошедшем времени обозначает действие которое … В будущем времени обозначает действие которое … Назовите грамматическое значение глагола? Назовите грамматические признаки глагола? |
Отвечают на вопросы.
Глагол обозначает действие.
Форма числа и форма времени. |
|
Выявление места и причины затруднения |
Игра «Третий лишний» - Какое лишнее слово? - Чему будем учиться на уроке? Открываем тетради, пишем число, классная работа. |
Все слова – глаголы, родственные слова. Два глагола в форме настоящего времени. А один глагол в форме прошедшего времени.
Глаголы прошедшего времени.
Будем учиться выделять глаголы прошедшего времени.
|
|
Построение проекта выхода из затруднения |
Постараемся разобраться. Проведем исследовательскую работу. Прочитайте выразительно четверостишье. Уж тает снег, бегут ручьи, В окно повеяло весною… Засвищут скоро соловьи, И лес оденется листвою. - Найдите глагол, обозначающий действие, которое уже прошло. - На какой вопрос отвечает глагол? - Вопрос задаем от существительного к глаголу «В окно что сделало? Повеяло». Как можно назвать время, если действие уже прошло? - Да, путешествуя на машине времени мы побывали в прошедшем времени, коротко его мы будем обозначать –прош.вр. - Работаем дальше. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые происходят в то время, когда мы об этом говорим, т.е. сейчас, сегодня. «Снег что делает? тает» «Ручьи что делают? бегут» - Когда происходит действие? Как можно назвать время, если действие происходит сейчас? Да, теперь мы, путешествуя, открыли настоящее время, коротко его будем обозначать -наст.вр. - Продолжаем путешествие. Найдите глаголы, обозначающие действия, которые произойдут позже, потом, после нашего разговора. На какие вопросы они отвечают? «Соловьи что сделают? засвищут» «Лес что сделает? Оденется» - Как можно назвать время, если действие будет происходить в будущем? - Путешествуя на машине времени мы заглянули в будущее время, кратко обозначаем- буд.вр. Делаем вывод: так что же вы узнали, путешествуя на машине времени А теперь обратимся к учебнику . Прочитаем вывод в учебнике на с. 165 |
Внимательно читают задания и отвечают на вопросы
повеяло
что сделало?
прошлое, прошедшее время
|
|
Физкультминутка |
Видеофизминутка |
|
|
Реализация построенного проекта
Первичное закрепление |
Посмотрите, как радует нас природа! Прочитайте стих. Вот север, тучи нагоняя, - Какое задание можно предложить к тексту? Проверка.
- Какую особенность заметили у всех глаголов прошедшего времени. Это суффикс прошедшего времени глагола. - Сделайте вывод: для чего служит суффикс л? (Образует форму прошедшего времени. Если в глаголе есть –л- . то глагол стоит в форме прошедшего времени. Такой суффикс называется формообразующий суффикс, т. к. образует форму глагола. |
Один из учеников читает стих
Выписать глаголы прошедшего времени. Ставим вопросы и доказываем, что глаголы прошедшего времени. Дохнул, завыл, пришла,рассыпалась,повисла, легла,сравняла,блеснул.
суффикс Л |
|
Самостоятельная работа
Включение в систему знаний и повторение |
Самостоятельная работа с самопроверкой по образцу. Проверим прочность ваших знаний. А теперь вы можете поработать самостоятельно. Допишите суффиксы и родовые окончания глаголов прошедшего времени. Выделите окончания. Желаю успеха. Наступи.. зима. Солнце встава.. поздно. На земле лежа… снег. Берёзки сверка.. серебром. Проведите самопроверку. У кого нет ошибок? Молодцы. Что значит выражение – берёзки сверкали серебром. В каком смысле стоит глагол сверкали? Тест Обвести в кружок букву правильного ответа. 1. Ученики изучал.. глаголы. а) –а б) –о в) м) -и 2. Природа заснул.. крепким сном.. о) –а м) –о н) о) -и 3. Воробей сидел… на ветке. е) –а о) –о л) у) -и 4. Ярко светил.. солнце. з) –а о) –о в) д) -и 5. Ворона каркал… в гнезде. д) –а п) –о р) с) –и 6. Ученик делал… уроки. з) –а и) –о е) к) –и 7. Гости пришл… на урок. з) –а и) –о к) ц) – и |
Работают самостоятельно, записывая упражнения в тетради
ярко блестеть
Выполняют тест |
|
Рефлексия учебной деятельности |
Учитель предлагает детям оценить свое эмоциональное состояние. Ответили ли мы с вами на вопросы, которые поставили себе в начале урока? Как определить род и число глаголов в прошедшем времени? Пригодятся ли вам полученные знания? Покажите мне на руке, как вы поняли сегодняшнюю тему урока |
Отвечают на вопросы |