Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Слово и словосочетание"

УМК: «Школа России», авт.: В.П Канакина, В.Г. Горецкий.

Цели урока:

  • формирование понятия словосочетание;
  • способствовать развитию умения выделять словосочетание в тексте;
  • развивать умение устанавливать связь слов в предложении, задавая вопрос от одного слова к другому.

Основные понятия: словосочетания, существительное, глагол, прилагательное, предложения.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Организационный момент

Прозвенел звонок.

Начался урок.

Стали ровно, тихо сели.

На меня все посмотрели. 

Приветствие учителя, подготовка рабочих мест.

Проверка домашнего задания

- Откройте тетради.

Прочитайте предложения, назовите антонимы  которые вы встретили в домашней работе. 

Открывают тетради.

Отвечают на вопросы учителя. 

Актуализация знаний

 

 

(Демонстрация экрана)

- Прочитайте стихотворение.

Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный,
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной.

И. Бунин

- О каком времени года идет речь? (осень)

- Напишите элементы слова и слово «осень»

- Образуйте от этого слова имя прилагательное.

- Составьте предложение с этим прилагательным. (устно)

- Посмотрите на мое предложение…

Смотрят на экран, читают стихотворение, отвечают на вопрос.

Пишут элементы слова и слово.

О ОС ОСЕ ОСЕНЬ

ОСЕННИЙ

Составляют предложение

Читают составленные предложения.

Постановка целей и задач урока 

(Демонстрация экрана)

С дерева слетел осенний лист.

- Прочитайте предложение,

-  Запишите в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетания.

Проверка. (Демонстрация экрана с правильными ответами)

- Давайте вспомним из чего состоит словосочетание?

- Назовите тему урока.

– Откройте учебник на стр. 47. Мы продолжаем работу над разделом «Слово и словосочетание».

 

Смотрят, читают, переписывают, подчеркивают, выписывают. 

Отвечают на вопрос. 

Открывают учебник.

Применение знаний и умений в новой ситуации

– На с. 47, найдите упр. 79. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов.

– Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему.

- Запишите название каждого предмета.

На основе упр. 79 сделаем вывод, что же такое словосочетание?

- Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета.  Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47.

– Сочетание слов или словосочетание – это «сложное название», которое более точно,
чем слово, может назвать предмет, действие, признак. Слова в словосочетании связаны по смыслу.     

Работают по учебнику

Отвечают на вопросы

Выполняют задание

Повторяют правило.

Физминутка

Спал цветок (Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки,

слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё)

И вдруг проснулся, (Поморгать глазами)

Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки)

Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны - выдох)

Взвился вверх и полетел. (Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево)

Анализируют информацию и выполняют действия.

Обобщение и систематизация знаний

Откройте с. 48, найдите упр. 81. Прочитайте. Что вы прочитали?

– Прочитайте первое словосочетание. Посмотрите, как обозначена связь слов в словосочетании.

– Обратите внимание, что вопрос записан над стрелочкой, показывающей, от какого слова (главное слово в словосочетании) к какому (зависимое слово в словосочетании) задается вопрос.

– От какого слова поставлен вопрос, какое слово является главным?

– Главное слово в словосочетании графически обозначается знаком «×».

– Какое слово является зависимым?

– Составьте второе словосочетание.

– Определите главное слово.

– Определите зависимое слово.

– При помощи чего устанавливается связь слов в словосочетании.

– Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда глагол «одеть». Составьте предложения с этими глаголами. Запишите их. Аналогично проводится работа с другими словосочетаниями.

Выполняют задание.

Отвечают на вопросы.

Проводят самопроверку.

Контроль усвоения знаний

- Пройдите по ссылке и выполните задание от учителя.

Выполняют задание самостоятельно.

Домашнее задание

Упр. 82. стр. 48. Проводит инструктаж о выполнении домашнего задания.  

Записывают домашнее задание

Рефлексия. Подведение итогов занятия

Устно

- Что такое словосочетание?

Словосочетание – это ...,  связанные....

- Из чего состоит словосочетание?

Словосочетание состоит из ... слова и ... слова.

- От какого слова ставится вопрос?

Вопрос ставится от ... слова к ... слову.

- Как обозначается главное слово в словосочетании?

Главное слово обозначается ... .

- Как обозначается связь главного слова с зависимым?

Связь  главного слова с зависимым обозначается ....

Дополните предложения.

Мне было легко.

Мне было трудно.

Мне было интересно.

Мне нужно повторить.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке.

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на мультимедийной доске.

Размер:
30.93 Kb
Скачали:
10