УМК: «Школа России», авт.: В.П Канакина, В.Г. Горецкий.
Цели урока:
Основные понятия: словосочетания, существительное, глагол, прилагательное, предложения.
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Организационный момент |
Прозвенел звонок. Начался урок. Стали ровно, тихо сели. На меня все посмотрели. |
Приветствие учителя, подготовка рабочих мест. |
Проверка домашнего задания |
- Откройте тетради. - Прочитайте предложения, назовите антонимы которые вы встретили в домашней работе. |
Открывают тетради. Отвечают на вопросы учителя. |
Актуализация знаний
|
(Демонстрация экрана) - Прочитайте стихотворение. Лес, точно терем расписной, И. Бунин - О каком времени года идет речь? (осень) - Напишите элементы слова и слово «осень» - Образуйте от этого слова имя прилагательное. - Составьте предложение с этим прилагательным. (устно) - Посмотрите на мое предложение… |
Смотрят на экран, читают стихотворение, отвечают на вопрос. Пишут элементы слова и слово. О ОС ОСЕ ОСЕНЬ ОСЕННИЙ Составляют предложение Читают составленные предложения. |
Постановка целей и задач урока |
(Демонстрация экрана) С дерева слетел осенний лист. - Прочитайте предложение, - Запишите в тетрадь, подчеркните главные члены предложения, выпишите словосочетания. Проверка. (Демонстрация экрана с правильными ответами) - Давайте вспомним из чего состоит словосочетание? - Назовите тему урока. – Откройте учебник на стр. 47. Мы продолжаем работу над разделом «Слово и словосочетание». |
Смотрят, читают, переписывают, подчеркивают, выписывают. Отвечают на вопрос. Открывают учебник. |
Применение знаний и умений в новой ситуации |
– На с. 47, найдите упр. 79. Рассмотрите рисунки. Прочитайте слова и сочетания слов. – Какое название является более точным для каждого предмета – слово или сочетание слов? Объясните, почему. - Запишите название каждого предмета. На основе упр. 79 сделаем вывод, что же такое словосочетание? - Мы с вами обнаружили, что словосочетание дает более точное описание предмета. Проверим наш вывод, прочитав правило на стр. 47. – Сочетание слов или словосочетание – это «сложное название», которое более точно, |
Работают по учебнику Отвечают на вопросы Выполняют задание Повторяют правило. |
Физминутка |
Спал цветок (Закрыть глаза, расслабится, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против неё) И вдруг проснулся, (Поморгать глазами) Больше спать не захотел, (Руки поднять вверх - вдох. Посмотреть на руки) Встрепенулся, потянулся, (Руки согнуты в стороны - выдох) Взвился вверх и полетел. (Потрясли кистями, посмотреть вправо-влево) |
Анализируют информацию и выполняют действия. |
Обобщение и систематизация знаний |
Откройте с. 48, найдите упр. 81. Прочитайте. Что вы прочитали? – Прочитайте первое словосочетание. Посмотрите, как обозначена связь слов в словосочетании. – Обратите внимание, что вопрос записан над стрелочкой, показывающей, от какого слова (главное слово в словосочетании) к какому (зависимое слово в словосочетании) задается вопрос. – От какого слова поставлен вопрос, какое слово является главным? – Главное слово в словосочетании графически обозначается знаком «×». – Какое слово является зависимым? – Составьте второе словосочетание. – Определите главное слово. – Определите зависимое слово. – При помощи чего устанавливается связь слов в словосочетании. – Объясните, когда употребляют в речи глагол «надеть», а когда глагол «одеть». Составьте предложения с этими глаголами. Запишите их. Аналогично проводится работа с другими словосочетаниями. |
Выполняют задание. Отвечают на вопросы. Проводят самопроверку. |
Контроль усвоения знаний |
- Пройдите по ссылке и выполните задание от учителя. |
Выполняют задание самостоятельно. |
Домашнее задание |
Упр. 82. стр. 48. Проводит инструктаж о выполнении домашнего задания. |
Записывают домашнее задание |
Рефлексия. Подведение итогов занятия |
Устно - Что такое словосочетание? Словосочетание – это ..., связанные.... - Из чего состоит словосочетание? Словосочетание состоит из ... слова и ... слова. - От какого слова ставится вопрос? Вопрос ставится от ... слова к ... слову. - Как обозначается главное слово в словосочетании? Главное слово обозначается ... . - Как обозначается связь главного слова с зависимым? Связь главного слова с зависимым обозначается .... Дополните предложения. Мне было легко. Мне было трудно. Мне было интересно. Мне нужно повторить. |
Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на мультимедийной доске. |