Конспект урока русского языка в 3 классе "Главные и второстепенные члены предложения"

Цель урока: систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения.

Задачи:

  • Анализировать предложения, выделять существенные признаки и характеризовать предложения.
  • устанавливать связь слов в предложении, называть отличительные признаки.
  • Формирование навыка работы с алгоритмом поиска главных и второстепенных членов предложения.

УМК: "Начальная школа 21 века".

Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.

Ход урока

Мотивация к учебной деятельности

- Добрый день! (приветствие гостей)
- Сегодня нам предстоит хорошо потрудиться. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Итак, начнем урок с хорошим настроением.

- Ребята, что я вам прочитаю?
Дети учатся. В нашем классе учатся умные, талантливые и сообразительные дети.
- Что я вам прочитала?

- Докажите, что это предложения?
- Что общего в этих предложениях? Чем отличаются?
- Какое предложение более выразительное, точное? Почему?

- Прочитайте высказывание: Повторенье - мать ученья.
- Вспомните урок литературного чтения, развития речи. К какому жанру относится данное высказывание? Как понимаете смысл?

- Попробуйте связать смысл пословицы и то, о чем мы говорили в начале урока. Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Какие мы задачи поставим перед собой?

Актуализация знаний

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Я буду зачитывать развернутые определения, а вы отвечать одним словом, без ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием.

- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение, текст?
- Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль?
- Как называется главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении

- Как называется предложение, в котором содержится приказ, просьба?
- Как называется предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член?
- Подлежащее и сказуемое это?

Взаимопроверка

А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы справились с этим заданием. Ошибки исправьте карандашом.

Выявление места и причины затруднения

- Давайте с вами вспомним, все, что мы знаем о предложениях. И составим схему – кластер. Работать будем в паре. Давайте, вспомним правила работы в парах.

Правила работы в паре

  1. Говори тихо и спокойно.
  2. К своим товарищам относись с уважением, внимательно слушай партнера.
  3. Старайся не перебивать товарища, выслушай его до конца.
  4. Делай замечания тактично, не груби.

- Давайте с вами вспомним, все, что мы знаем о предложениях. И составим схему – кластер.

Что такое предложение?

  1. Какие бывают предложения по цели высказывания?
  2. Назовите главные члены предложения?
  3. Что такое подлежащее?
  4. Какой частью речи в предложении бывает подлежащее?
  5. Что такое сказуемое?
  6. Какой частью речи в предложении бывает сказуемое?
  7. Какие бывают предложения по наличию второстепенных членов?
  8. Какие предложения называются распространенными?
  9. Какие предложения называют нераспространенными

- Хорошо, этот кластер нам будет сегодня помогать.
- Ребята, мы с вами повторили все, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдем к практическим заданиям.

Работа по теме урока

Прочитайте данную запись: Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу там растет липа она дарит нам лечебный мед берегите природу леса.

- Можно ли ее назвать текстом?
- Почему? (в тексте есть предложения)
- Попробуем сделать эту запись текстом.

- Что для этого нужно сделать? (определить границы предложения)
- Попробуем прочитать первое предложение. (Лес открывает людям свои тайны)
- Почему, вы считаете это предложением? (это законченная мысль)

- Ребята запишите в тетрадях. Прочитай предложение, дай устно характеристику предложения, выдели главные члены.
- Прочитайте получившееся второе предложение. (Ты давно был в лесу?)
- Третье предложение. (Там растет липа)

- Четвертое предложение. (Она дарит нам лечебный мед)
- Прочитаем весь текст, о чем он?
- Как нужно относиться к лесу, чтобы он нам открывал свои тайны и дарил подарки? (ответы детей)

- А теперь посмотрите на текст, какого предложения по цели высказывания нет? (побудительных)
- В чем особенность побудительных предложений? О чем нам говорят побудительные предложения?
- Давайте попробуем составить побудительное предложение к данному тексту.

- К чему мы будем призывать в этом предложении? (варианты детей)
- По наличию второстепенных членов Какие предложения у нас получились?

Первичное закрепление

- Давай выполним синтаксический разбор предложений. Какие знания нам нужны для этого?
- Повторить что такое дополнение, обстоятельство, определение.

Прием "Найди соответствия"

Разными цветами собери предложения.

Собери предложениеСобери предложение

Повторить алгоритм разбора.

Самостоятельная работа

- Сейчас каждый сам проверит свои знания. Некоторые ребята будут работать по карточкам. (текстовая работа)

- Другие ребята выполнят тест. Все задания непростые. Какие действия необходимо выполнить?
- Обязательно проверьте задания.

Самостоятельная работа по теме "Главные и второстепенные члены предложения"

1. Подчеркни главные члены в предложениях.

Сухая трава побелела от инея. Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.

2. Разбери предложения по членам.
Построил зверек плотину. В лесу протекал тихий ручеек. Широко разлился бобровый пруд.

3. Составь из данных слов предложения. Запиши.
робко, звездочки, первые, на небе, засветились

В строчку запишите цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме "Синтаксис" учащиеся ставят "+" или "-".

  1. Раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания, предложения, текст называется пунктуация
  2. По цели высказывания предложения бывают повествовательные, вопросительные и побудительные
  3. По интонации предложения бывают восклицательные и повествовательные.
  4. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей называется обстоятельство
  5. Грамматическая основа предложения - это подлежащее и сказуемое.
  6. Предложение, состоящее только из грамматической основы, называется распространенным.
  7. Члены предложения, не входящие в грамматическую основу, называются второстепенными.
  8. Предложения, имеющие второстепенные члены называются распространенными.

Подведение итогов

- Спасибо за работу на уроке!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!