Цель урока: систематизация знаний о главных и второстепенных членах предложения.
Задачи:
УМК: "Начальная школа 21 века".
Тип урока: урок обобщения и систематизации полученных знаний.
- Добрый день! (приветствие гостей)
- Сегодня нам предстоит хорошо потрудиться. Трудность всегда преодолевается, если человек все делает с хорошим настроением, с хорошими мыслями. Итак, начнем урок с хорошим настроением.
- Ребята, что я вам прочитаю?
Дети учатся. В нашем классе учатся умные, талантливые и сообразительные дети.
- Что я вам прочитала?
- Докажите, что это предложения?
- Что общего в этих предложениях? Чем отличаются?
- Какое предложение более выразительное, точное? Почему?
- Прочитайте высказывание: Повторенье - мать ученья.
- Вспомните урок литературного чтения, развития речи. К какому жанру относится данное высказывание? Как понимаете смысл?
- Попробуйте связать смысл пословицы и то, о чем мы говорили в начале урока. Попытайтесь сформулировать тему урока.
- Какие мы задачи поставим перед собой?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа.
- Я буду зачитывать развернутые определения, а вы отвечать одним словом, без ошибок старательно записывать в тетрадях в строчку через запятую. А потом проверим, как вы справились с этим заданием.
- Как называется раздел науки о языке, в котором изучается словосочетание, предложение, текст?
- Слово или несколько слов, которые выражают законченную мысль?
- Как называется главный член предложения, который обозначает то, о чем говорится в предложении
- Как называется предложение, в котором содержится приказ, просьба?
- Как называется предложение, в котором есть хотя бы один второстепенный член?
- Подлежащее и сказуемое это?
Взаимопроверка
А теперь обменяйтесь тетрадями и проверьте, как вы справились с этим заданием. Ошибки исправьте карандашом.
- Давайте с вами вспомним, все, что мы знаем о предложениях. И составим схему – кластер. Работать будем в паре. Давайте, вспомним правила работы в парах.
Правила работы в паре
- Давайте с вами вспомним, все, что мы знаем о предложениях. И составим схему – кластер.
Что такое предложение?
- Хорошо, этот кластер нам будет сегодня помогать.
- Ребята, мы с вами повторили все, что мы знаем о предложении. А теперь давайте с вами от теории перейдем к практическим заданиям.
Прочитайте данную запись: Лес открывает людям свои тайны ты давно был в лесу там растет липа она дарит нам лечебный мед берегите природу леса.
- Можно ли ее назвать текстом?
- Почему? (в тексте есть предложения)
- Попробуем сделать эту запись текстом.
- Что для этого нужно сделать? (определить границы предложения)
- Попробуем прочитать первое предложение. (Лес открывает людям свои тайны)
- Почему, вы считаете это предложением? (это законченная мысль)
- Ребята запишите в тетрадях. Прочитай предложение, дай устно характеристику предложения, выдели главные члены.
- Прочитайте получившееся второе предложение. (Ты давно был в лесу?)
- Третье предложение. (Там растет липа)
- Четвертое предложение. (Она дарит нам лечебный мед)
- Прочитаем весь текст, о чем он?
- Как нужно относиться к лесу, чтобы он нам открывал свои тайны и дарил подарки? (ответы детей)
- А теперь посмотрите на текст, какого предложения по цели высказывания нет? (побудительных)
- В чем особенность побудительных предложений? О чем нам говорят побудительные предложения?
- Давайте попробуем составить побудительное предложение к данному тексту.
- К чему мы будем призывать в этом предложении? (варианты детей)
- По наличию второстепенных членов Какие предложения у нас получились?
- Давай выполним синтаксический разбор предложений. Какие знания нам нужны для этого?
- Повторить что такое дополнение, обстоятельство, определение.
Прием "Найди соответствия"
Разными цветами собери предложения.
Повторить алгоритм разбора.
- Сейчас каждый сам проверит свои знания. Некоторые ребята будут работать по карточкам. (текстовая работа)
- Другие ребята выполнят тест. Все задания непростые. Какие действия необходимо выполнить?
- Обязательно проверьте задания.
Самостоятельная работа по теме "Главные и второстепенные члены предложения"
1. Подчеркни главные члены в предложениях.
Сухая трава побелела от инея. Лужи затянул тонкий ледок.
К вечеру небо просветлело.
2. Разбери предложения по членам.
Построил зверек плотину. В лесу протекал тихий ручеек. Широко разлился бобровый пруд.
3. Составь из данных слов предложения. Запиши.
робко, звездочки, первые, на небе, засветились
В строчку запишите цифры от одного до восьми. В зависимости от правильности услышанного утверждения по теме "Синтаксис" учащиеся ставят "+" или "-".
- Спасибо за работу на уроке!