Конспект урока русского языка в 3 классе "Обобщение знаний о падежах"

Цель урока: обобщение знаний о падежах имен существительных.

Задачи:

  • закрепить знания о падежах имен существительных;
  • отрабатывать умения определять падеж имен существительных;
  • развивать познавательную активность, интерес к предмету.

Ход урока

Организационный момент

Ребята, наш девиз:
"Внимательно слушай! Запоминай!
Активно на уроках отвечай!"

Минутка чистописания

  • Юю (начертить ровную строку на доске)
  • Юрий Гагарин – первый космонавт. (записываю сама)

Актуализация знаний

- Ребята, мы продолжаем свое путешествие по стране "Падежи", сегодня в помощники мы возьмем группу слов, называющие космические обьекты, а также технические изобретения для доставки человека в космос.
- Назовите свои слова-существительные. (называют слова космос, ракета, спутник, солнце, экипаж, орбита, корабль,спутник)

- Подберите однокоренные слова к слову "космос". (Космос - космонавт, космический, космодром. Записываю на доске или выходит ученик)
- Составьте 3 словосочетания и запишите.
- Что такое словосочетание?

- Мальчики со словом "космос", девочки со словом "звезда" или "планета". сущ + прилагат.

  • Бесконечный космос неизвестная планета.
  • Открытый космос новая планета.
  • Холодный космос маленькая планета.
  • Далекий космос.

Зачитывают словосочетания, лучшие записывают в тетрадь, на доске 1 мальчик и 1 девочка.
- Это слова, записанные мной(открываю доску, створка прикрыта экраном). Прочитайте.
Слова на доске:

с экипажем (Т.п) лететь
около луны (Р.п) остановиться
через атмосферу (В.п) пройти
звезда(И.п., нач. форма)
в космос (В.п) выйти полететь
о земле (П.п) думать вспоминать
к кораблю (Д.п) подойти
сквозь Галактику(В.п) пройти

Слова записаны на открытой створке доски слева, временно были прикрыты экраном.

Задания:

  1. Что обьединяет слова? (сущ., какие признаки существительных вы знаете?, в разных падежных формах, есть предлоги, слова связаны с космосом)
  2. Найти "лишнее". (звезда - нач.форма, им.падеж, все в косвенных падежах) и слово без предлога(что такое предлог, для чего нужны предлоги, какую роль выполняют в предложении)
  3. Укажите начальную форму для каждого слова, можно назвать известные орфограммы. (экипаж, звезда, земля, Галактика, корабль)
  4. Указать падежи всех слов, используя карточки – падежи. (1 ученик выходит к доске, остальные сигнализируют карточками с названиями падежей)

- Придумайте, составьте словосочетания по схеме глагол + существительные, используя написанные мной слова- существительные на доске и подбирая, согласуя с ними свои глаголы.
- Произнесите словосочетания, запишите 2 словосочетания в тетрадь. (1 мальчик и 1 девочка пишут на доске)

  • лететь с экипажем (Т.п)
  • подойти к кораблю (Д.п)
  • вспоминать о земле (П.п)
  • выйти в космос (В.п)

Постановка учебной задачи

- Назовите тему урока. ("Определение падежей имен существительных")
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "Падеж"? Назовите эти слова. (ответы учащихся)

Создаю при помощи карточек и магнитов схему с обратной стороны доски слева.
- Определим задачи, в помощь вам опорные слова и схема из карточек на доске.

  1. Искать (существительные)
  2. Устанавливать(связь слов в предложении)
  3. Задавать (падежные вопросы)
  4. Выделять (окончания)
  5. Определять (падеж)
  6. Сравнивать (именительный и винительный падежи)
  7. Использовать (алгоритм для определения падежей)

(Слова записаны с обратной стороны доски справа)

- Итак, предстартовая подготовка к путешествию прошла успешно и мы готовы к космическому полету.

Задание 1
- Перед вами текст, он так и называется "Космическое путешествие", с прикрепленной к нему звездочкой для оценки вами каждого пройденного задания.

Прочитать.

  1. Наш космический корабль опустился на поверхность Луны.
  2. Мы надели скафандры, вышли из корабля, сели в луноход и отправились осматривать поверхность спутника.

- Подчеркнуть в первом и во втором предложениях грамматические основы. (Что входит в состав грамматической основы? В форме какого падежа бывает существительное, являющееся подлежащим в предложении?)

- Найти в этих двух предложениях существительные и определить падеж?

- Приступаем к выполнению задания на листках. (при определении косвенных падежей можно выписать в тетрадь словосочетания, указывая вопрос к существительному. Я на доске, ученики в тетрадях)
- Оцениваем себя! (закрашиваем 1-й лучик)

Физминутка "Я рисую речку"

Оцениваем свое физическое состояние! (закрашиваем 2-ой лучик)

Применение знаний и умений

Задание 2

Работа с предложением.

Рассказать друг другу алгоритм определения падежей имен существительных. 1 пара вслух перед классом. (можно по схеме)
- Оцените себя! (закрашиваем 3-й лучик)

Задание 3

Выполняем упражнение 78, стр. 44. (учебник)

Прочитайте, письменно ответьте на первый вопрос, ищем существительные, определяем падежи, разбираем слово как часть речи, то есть выполняем морфологический разбор слова: Звездами – сущ., нач.форма - звезда, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п. (разбирает ученик у доски, остальные в тетрадях)
или
Тайны -
В космос –
- Оцените себя! (закрашиваем 3-ий лучик)

Задание 4

Слайд с разбросанными словами или закрытая часть доски.

"Деформированное предложение"

Составьте предложение, запишите в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Определите падежи существительных.

Солнца по орбитам вокруг планеты вращаются

Вокруг Солнца по орбитам вращаются планеты.

к выходу открытый подготовку экипаж начал в космос. (Экипаж начал подготовку к выходу в открытый космос)

- Оцените себя! (закрашиваем 4-ый лучик)

Задание 5

- Определи падеж существительного в словосочетаниях. Найди и выпиши словосочетания с существительными в винительном падеже.

  • Обнаружить (что ?) астероид
  • Слететь с (с чего?) орбиты
  • Увидеть (что?) солнце
  • Высадиться на Луну
  • Возвратиться на (что?) Землю
  • Думать о (о чем?) полете
  • Лететь на (на чем?) корабле
  • Пролететь над (чем?) Землей
  • Приблизиться к (к чему?) Луне
  • Выйти в (куда?, во что?) космос

 

  1. Мечтать о полете ...
  2. Приготовиться к взлету ...
  3. Скучать по товарищу ...
  4. Отправиться в путешествие ...
  5. Подарок для экипажа ...
  6. Вращаться вокруг Луны ...
  7. Пролететь сквозь атмосферу ...
  8. Пролететь мимо астероида ...
  9. Пролететь над планетой ...
  10. Вспомнить о семье ...

- Что помогло вам справиться с заданием? (Знание вопросов падежей, падежных предлогов)

- Оцените себя! (закрашиваем 5-й лучик)

Подведение итогов

- Возвращаемся на Землю, к друзьям. Путешествие придало сил и знаний.
- Дайте оценку своим знаниям, используя сигнальные карточки.
- Для чего нужны знания о падежах, падежных вопросах, падежных окончаниях? (чтобы правильно связывать, согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях)
- Оцените себя, используя сигнальные карточки.

- С какими падежами встретились сегодня?
- Какие падежи оказались сложными для распознавания?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чем испытали затруднения?

Размер:
21.42 Kb
Скачали:
8