Цель урока: обобщение знаний о падежах имен существительных.
Задачи:
Ребята, наш девиз:
"Внимательно слушай! Запоминай!
Активно на уроках отвечай!"
Минутка чистописания
- Ребята, мы продолжаем свое путешествие по стране "Падежи", сегодня в помощники мы возьмем группу слов, называющие космические обьекты, а также технические изобретения для доставки человека в космос.
- Назовите свои слова-существительные. (называют слова космос, ракета, спутник, солнце, экипаж, орбита, корабль,спутник)
- Подберите однокоренные слова к слову "космос". (Космос - космонавт, космический, космодром. Записываю на доске или выходит ученик)
- Составьте 3 словосочетания и запишите.
- Что такое словосочетание?
- Мальчики со словом "космос", девочки со словом "звезда" или "планета". сущ + прилагат.
Зачитывают словосочетания, лучшие записывают в тетрадь, на доске 1 мальчик и 1 девочка.
- Это слова, записанные мной(открываю доску, створка прикрыта экраном). Прочитайте.
Слова на доске:
с экипажем (Т.п) лететь
около луны (Р.п) остановиться
через атмосферу (В.п) пройти
звезда(И.п., нач. форма)
в космос (В.п) выйти полететь
о земле (П.п) думать вспоминать
к кораблю (Д.п) подойти
сквозь Галактику(В.п) пройти
Слова записаны на открытой створке доски слева, временно были прикрыты экраном.
Задания:
- Придумайте, составьте словосочетания по схеме глагол + существительные, используя написанные мной слова- существительные на доске и подбирая, согласуя с ними свои глаголы.
- Произнесите словосочетания, запишите 2 словосочетания в тетрадь. (1 мальчик и 1 девочка пишут на доске)
- Назовите тему урока. ("Определение падежей имен существительных")
- Какие ассоциации вызывает у вас слово "Падеж"? Назовите эти слова. (ответы учащихся)
Создаю при помощи карточек и магнитов схему с обратной стороны доски слева.
- Определим задачи, в помощь вам опорные слова и схема из карточек на доске.
(Слова записаны с обратной стороны доски справа)
- Итак, предстартовая подготовка к путешествию прошла успешно и мы готовы к космическому полету.
Задание 1
- Перед вами текст, он так и называется "Космическое путешествие", с прикрепленной к нему звездочкой для оценки вами каждого пройденного задания.
Прочитать.
- Подчеркнуть в первом и во втором предложениях грамматические основы. (Что входит в состав грамматической основы? В форме какого падежа бывает существительное, являющееся подлежащим в предложении?)
- Найти в этих двух предложениях существительные и определить падеж?
- Приступаем к выполнению задания на листках. (при определении косвенных падежей можно выписать в тетрадь словосочетания, указывая вопрос к существительному. Я на доске, ученики в тетрадях)
- Оцениваем себя! (закрашиваем 1-й лучик)
Оцениваем свое физическое состояние! (закрашиваем 2-ой лучик)
Задание 2
Работа с предложением.
Рассказать друг другу алгоритм определения падежей имен существительных. 1 пара вслух перед классом. (можно по схеме)
- Оцените себя! (закрашиваем 3-й лучик)
Задание 3
Выполняем упражнение 78, стр. 44. (учебник)
Прочитайте, письменно ответьте на первый вопрос, ищем существительные, определяем падежи, разбираем слово как часть речи, то есть выполняем морфологический разбор слова: Звездами – сущ., нач.форма - звезда, нариц., неодуш., ж.р., мн.ч., Т.п. (разбирает ученик у доски, остальные в тетрадях)
или
Тайны -
В космос –
- Оцените себя! (закрашиваем 3-ий лучик)
Задание 4
Слайд с разбросанными словами или закрытая часть доски.
"Деформированное предложение"
Составьте предложение, запишите в тетрадь. Найдите грамматическую основу. Определите падежи существительных.
Солнца по орбитам вокруг планеты вращаются
Вокруг Солнца по орбитам вращаются планеты.
к выходу открытый подготовку экипаж начал в космос. (Экипаж начал подготовку к выходу в открытый космос)
- Оцените себя! (закрашиваем 4-ый лучик)
Задание 5
- Определи падеж существительного в словосочетаниях. Найди и выпиши словосочетания с существительными в винительном падеже.
- Что помогло вам справиться с заданием? (Знание вопросов падежей, падежных предлогов)
- Оцените себя! (закрашиваем 5-й лучик)
- Возвращаемся на Землю, к друзьям. Путешествие придало сил и знаний.
- Дайте оценку своим знаниям, используя сигнальные карточки.
- Для чего нужны знания о падежах, падежных вопросах, падежных окончаниях? (чтобы правильно связывать, согласовывать слова в словосочетаниях и предложениях)
- Оцените себя, используя сигнальные карточки.
- С какими падежами встретились сегодня?
- Какие падежи оказались сложными для распознавания?
- Что у вас получалось сегодня лучше всего?
- В чем испытали затруднения?