УМК: "Школа России".
Тема: "Ономастика".
Цель: познакомить обучающихся с понятием ономастика.
Учебные задачи: формировать стремление к саморазвитию; желание открывать новые знания, проявлять самостоятельность в информационной деятельности.
Оборудование: презентация, карточки самооценки, альбомный лист, карандаши.
- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На ваших партах лежат карточки настроения. Покажите, какое у вас сейчас настроение. (Показывают карточки настроения)
- Очень хорошо. Раз у всех прекрасное настроение, то мы можем приступать к уроку. О чем же сегодня мы поговорим? Ребята, об этом вы узнаете, разгадав ребус. (Решают карточки с ребусом)
- Какое слово у нас получилось? (Ономастика)
- Посмотрите, знакомо ли вам это слово? (На доске)
- Я думаю, что после сегодняшнего урока вы будете с легкостью отвечать на вопрос "Что такое ономастика?" и познакомитесь с другими не менее интересными терминами, которые имеют отношение к именам собственным.
- В русском языке есть много разделов, с которыми вам предстоит познакомиться. О них вы будете узнавать в разных классах. Об одном из разделов мы поговорим сегодня. Называется он ономастика.
- Ономастика, по-другому ономатология, в переводе с греческого "онома" - имя, название. Предположите, что изучает этот раздел.
- Имена, названия!
- Вы правы, ономастика изучает имена собственные: названия людей, рек, озер, городов и т.д.
- Сегодня мы поговорим о названиях магазинов, по-научному это называется эмпоронимы.
- Прочитайте задачи урока. (на слайде)
- Ребята, скажите, куда вы заходите с родителями, а может быть, даже самостоятельно, когда вам нужно купить продукты, одежду, школьные принадлежности?
- Примерные ответы детей: в супермаркеты, в магазины.
- А как вы узнаете, что это магазин и что именно в нем продается?
- Есть название. Кто помнит названия, которые встречаются в нашем городе? (ответы детей)
- Как вы думаете, зачем вообще давать названия торговым предприятиям?
- Чтобы знать, что там продается. Чтобы мы захотели туда зайти и купить что-то.
- То есть название магазина должно вам подсказать, что продается, а еще как-то вас привлечь.
- А что привлекательного, запоминающего вам встречалось? (ответы учащихся)
- Названия магазинов бывают разные. В них могут быть элементы английского алфавита. Магазины могут давать имена или называть именами сказочных героев. Могут быть использованы разные уменьшительно-ласкательные суффиксы. Некоторые называют магазины используя рифмовки.
- Также в названиях могут использоваться, шрифты, символы (@, $, &) т.д. (примеры названий записываются на доске)
- Встречали ли вы названия магазинов с элементами английского алфавита? Назовите.
- А магазины с именами сказочных героев?
- А названия-рифмовки?
- Попробуйте вспомнить названия магазинов, в которых встречаются уменьшительно- ласкательные суффиксы, например: "Кош-ечк-а".
- Хорошо, а кто-нибудь видел названия, которые написаны разными размерами букв, где-то большие буквы, а где-то маленькие. Встречались вам такие названия? Кто поможет мне и сможет их назвать?
- Посмотрите, какие разные названия у магазинов. Изучая их, мы можем увидеть, какие названия магазинов чаще выбирают в нашем городе. По ним можно увидеть языковую картину нашего города и познакомиться с созданием разных наименований.
- Сейчас я вас проверю, внимательно ли вы меня слушали. Кто запомнил, что изучает ономастика?
- Какие основные функции выполняют названия магазинов?
- Как могут быть образованы названия магазинов? (примерные ответы детей: с помощью суффиксов, называться именами или сказочными персонажами, могут быть использованы английские символы и т.д.)
- Молодцы, ребята!
- Покажите карточки с вашим настроением.
- Послушайте задание, которое вам предстоит выполнить. Когда будете гулять по городу, обратите внимание на названия детских магазинов. Дома нарисуйте, пожалуйста, город детских магазинов. Всем дайте названия. Рисунки принести на урок.
- Всем спасибо!