Урок русского языка по теме "Обобщение знаний об имени прилагательном"

Цели:

  • Обобщение знаний об имени прилагательном (род, число, антонимы, синонимы).
  • Расширение представлений о богатстве родного языка.
  • Развитие творческих способностей, развитие познавательных интересов.
  • Создание положительной мотивации учения и благоприятной эмоциональной среды.

Ход урока

Организационный момент

Мир цветов очень интересен. Цветки многих растений раскрываются и закрываются примерно в одно и тоже время суток. Эту способность заметили еще в Древней Греции. В Риме на цветниках высаживали растения, цветки которых открывали и закрывали свои венчики в определенное время. Так по цветам можно было определить время дня.

В 18 веке ученый из Швеции Карл Линней подметил, в какой последовательности цветы раскрывают свои венчики, и разработал так называемые цветочные часы.
- Какие части речи в этом словосочетании?

Постановка целей и задач урока

- Сегодня мы будем говорить об именах прилагательных. Вспомним все то, что знаем о них, одновременно узнавая интересное о цветочных часах и цветах.

Актуализация знаний

- Что же такое имя прилагательное?
- Представьте, что мы отправляемся на прогулку по летнему лугу. Какие луговые растения просыпаются раньше всех? Отгадайте.

Есть один такой цветок,
Не вплетешь его в венок.
На него подуй слегка:
Был цветок, и нет цветка! (одуванчик)

Голова на ножке,
В голове горошки (мак)

- Первым очень-очень рано, как только забрезжит рассвет, раскрывают свои алые огоньки мак и солнечные шарики одуванчик.
- Подберите подходящие к этим словам прилагательные.
Мак - красный, высокий, душистый
Одуванчик - ранний, тонкий, белый

- Что общего у всех этих прилагательных? (Мужского рода)
- На какой вопрос все они отвечают? (Какой?)
- Какие имеют окончания эти прилагательные?

- Изменим имя прилагательное высокий по родам.
- Повторим, какие окончания имеют прилагательные разного рода.

Обобщение и систематизация знаний

(Солнечная) день, (луговой) трава, (полевая) василек, (голубая) венчик, (яркий) солнце, (мохнатое) шмель.
Задание: записать словосочетания, раскрыв скобки. Выделить окончания прилагательных. Указать род прилагательных.
- От чего зависит род имени прилагательного? (От рода имени существительного)

Примерно к шести часам утра просыпаются голубые поля льна, бело-фиолетовые цветы картофельного поля, каплями красных точек рассыпается по лугу луговая гвоздика.
Незабываемо льняное поле во время цветения. Голубые цветки льна превращают его в синее море. Набегает ветер и гоняет по полю большие волны. Утреннее солнце открывает цветки льна, а закрываются они лишь вечером.

Задание: выписать словосочетания с именами прилагательными.
- Определите род имен прилагательных.
- Почему в некоторых словосочетаниях определить род нельзя?

- Какие окончания имеют имена прилагательные множественного числа?
- На какой вопрос отвечают?

Контроль усвоения полученных знаний

- К 9 часам утра, когда солнце заливает своими лучами луга, поля, сады, леса раскрывают свои нежные лепестки кисличка в лесу, оранжевые ноготки и бархатцы на клумбах, на водных гладях медленно текущих рек, прудов просыпается прекрасная водная лилия.
Задание: Списать текст, вставив подходящие по смыслу имена прилагательные.

Сколько прелестных цветов пестреет в … траве! Качает головой … колокольчик. Краснеет на … стебле полевая гвоздика. На цветок села … бабочка. Гудят … шмели.
- После полудня те цветки, которые раньше всех проснулись, обычно начинают закрываться. Закрывают свои цветки одуванчики, осоты, лютики. После 5 часов вечера уходит под воду водяная лилия, становится опять зеленым поле льна.

Применение знаний и умений в новой ситуации. Работа с синонимами

Шиповник - родственник розы - царицы цветов. Издавна роза имела великолепную окраску и чудный аромат. Эти цветы называют красивыми, прекрасными, прелестными, изящными, очаровательными.

- Как называют эти прилагательные? Прилагательные синонимы.
- Какие слова называют синонимами?

Задание: назови синонимы.
Цветной - яркий, пестрый.
Нежный - мягкий, ласковый.
Мокрый – влажный.
Низкий – маленький.
Высокий – рослый.

Вывод: синонимы обозначают степень качества.
Задание: запиши слова в таком порядке, чтобы степень качества уменьшалась.

Маленький, небольшой, крошечный.
Большой, огромный, гигантский.
Грустный, веселый, крепкий, мягкий.

- В последней строке записаны слова антонимы.
- Что такое антонимы? Приведите примеры.
Белый - черный. Светлый – темный.

Но есть растения, которые открывают свои цветы только вечером.
Это душистый табак с крупными белыми цветками. Его цветки своим сильным ароматом привлекают множество насекомых.
Ночная фиалка тоже начинает благоухать только после захода солнца. С началом нового дня все повторяется.

Рефлексия учебной деятельности

- Чему был посвящен урок?
- Что запомнилось?
- Что такое имя прилагательное?

- Как оно изменяется?

Домашнее задание
Написать текст–описание цветочного растения с использованием имен прилагательных.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!