Урок русского языка с использованием здоровье сберегающих технологий "Имя прилагательное. Род имен прилагательных"

Программа "Школа России", 3 класс.

Цель урока: обобщение знаний об имени прилагательном как части речи

Задачи:

  • учить правильно определять род имен прилагательных и писать родовые окончания;
  • совершенствование умений распознавать род имен прилагательных;
  • способствовать сохранению и укреплению здоровья учащихся через физкультминутки, отдых для глаз, релаксацию.

Ход урока

I. Организационный момент

Учитель:
Долгожданный дан звонок -
Начинается урок.
На вас надеюсь я, друзья.
Мы хороший дружный класс
Все получится у нас!

- Руки? (на месте)
- Ноги? (на месте)
- Локти? (у края)
- Спина? (прямая)

II. Разминка для пальцев

- Девочки и мальчики, разминаем пальчики! (массаж пальцев рук - каждый палец разминается от основания вверх)
Этот пальчик - дедушка,
Этот пальчик - бабушка,
Этот пальчик - папа,

Этот пальчик - мама,
Этот пальчик - Я.
Вот и вся моя семья.

- Разогрейте ручки.

Игра "Массажер"

- Пальцы рук связаны с мозгом и внутренними органами. Будем массировать каждый палец, старайтесь уделить внимание каждому суставчику, тщательно его растирая.
Массаж большого пальца повышает деятельность головного мозга, указательного - улучшает работу желудка, среднего - кишечник и позвоночник, безымянного - печени, мизинец помогает работе сердца.

- Встряхните руки, словно сбрасываете с них капельки воды.

III. Чистописание

- Сели правильно, проверили расположение учебных принадлежностей к уроку. (Дети проговаривают)
Я тетрадь свою открою
И наклонно положу

Я, друзья, от вас не скрою -
Ручку я, вот-так держу,
Сяду прямо, не согнусь,
За работу я возьмусь.

Запишите дату и вид работы.

На доске записаны слова: солнце, морозный, снежный, декабрь
- Прочитайте слова. Какие орфограммы встречаются в этих словах?
Запишите эти слова и составьте цепочку из этих букв: лозжие лозжие лозжие.

Определение темы и целей урока

- Какие части речи вы знаете? (На доске и вокруг класса расположены карточки с именами прилагательными и существительными)
- Прочитайте слова, сформулируйте тему урока. (Имя прилагательное)
- Запишите тему урока в тетрадь.

Повторение

- Что такое имя прилагательное?
Чтение стихотворений учениками:

1. Имя прилагательное - часть речи увлекательная!
Чей? Какой? Какой еще?
Уточняет, украшает, образ всем нам создает!
Веселится и ликует Морфологии народ!

2. У существительных подчас,
Не жизнь, а просто скука
Ни цвета нет у них без нас,
ни запаха, ни звука!

Но, если нас к ним приложить,
Им веселее станет жить.
Вот громкий стук,
Вот желтый шар,

Вот сокрушительный удар
Вот звонкий колокольчик,
А вот и сладкий пончик!

Словарно-орфографическая работа

- С какой частью речи связано имя прилагательное в речи?
- Выйдите все из-за парт, найдите кто быстрее в классе имена прилагательные.

- Подобрать к именам существительным имена прилагательные, составьте словосочетания. (Слова развешаны по стенам класса, на шкафах, и дети, поворачиваясь, их ищут)
Осенняя погода, меховая шапка, дорогой товарищ, теплый шарф, глубокий овраг, душистый запах, новые сапоги.
- Запишите слова, обменяйтесь тетрадями и выполните взаимопроверку.

Зрительная гимнастика

Расширение поля зрения.
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем - правый глаз, за левым - левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе.

Свести их и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места. Вращаем правый пальчик по часовой стрелке, а левый - против и следим за ними глазками. Закрыть глаза и сосчитать до 10.

- А сейчас минутка отдыха. Сядьте поудобнее и расслабьтесь.
Упражнение в распознавании рода имен прилагательных

- Кто у нас самый внимательный? Скажите, какими продуктами питается Джерри? Полезные они или вредные?
- Посмотрите на доску и выберите из словосочетаний только полезные продукты. (Один у доски)

Свежий майонез, горячее молоко, горький лук, томатный кетчуп, хрустящие чипсы, рыбный суп, куриная сосиска, сочное яблоко, шоколадный батончик, жареный картофель, спелая ягода, молочная каша.

- Определите род имени прилагательного.
Проверка.
- Как определяется род прилагательного? (по имени существительному) Какие словосочетания вы не стали записывать? Почему? (Один ученик вычеркивает лишнее)

Физминутка

Стоя:
Хлоп руками! Топ ногами!
Головой туда - сюда!
А теперь сильней локтями

Поработаем, друзья!
А теперь остановитесь
И в кого-то превратитесь.
Дети изображают названных животных. Слоненок. Тигренок. Зайчонок. Лисица.

Сидя:
- Для глаз. (по Базарному)
- Для хорошей работы головного мозга. (Потереть носик ладошкой, потереть влево 5-10 раз, вправо - 5-10 раз)
- Что вы знаете о лисице?

Прием, направленный на снятие усталости.
- Сейчас я расскажу вам что-то интересное…
Рассказ учителя о лисице. Показ слайдов.

Лисица степная или корсак
Корсак - очень мелкая, тускло окрашенная лисичка. Летняя шубка окрашена в желто-серые, красновато-желто-серые или песчаные тона. Зимой мех желтовато-серого цвета, становится густым, мягким и шелковистым.

Корсак - степная лисицаКорсак - степная лисица

Хвост пушистый, серо-бурый; сверху заметен черноватый налет низ хвоста - светлый. Кончик его - темный, почти что черный. Наиболее красивой шубка становится в конце ноября - в начале февраля.

Длина тела корсака - 50 - 60 см, а хвоста - 25 - 35 см; высота - 28 - 30 см. Вес - 2,5 - 5 кг. Продолжительность жизни колеблется от 3 до 6 лет в природных условиях, и до 12 - в неволе.

Корсак приносит немалую пользу, истребляя много вредных грызунов. Занесен в международную Красную книгу.

Опишите животное при помощи прилагательных, составьте словосочетания (имя существительное + имя прилагательное). Запишите.

- Сядьте за парты, поменявшись местами. Прием "Выбрасывание усталости".
- Скиньте усталость!

- Какой темой объединены слова на доске? (Солнце, морозный, снежный, декабрь)
- С наступлением холодов у людей повышается заболеваемость простудного характера. Что нужно сделать, чтобы укрепить свой организм? (Нужно заниматься спортом, закаливанием, употреблять больше витаминов)

- Но ведь не всегда можно купить дорогостоящие витамины в аптеке. Где же взять нам витамины? (Можно употреблять в пищу витамины с огорода)
Эти витамины берегут нас от всяких болезней.
Все: Чем больше их в пище, тем пища полезней.
Учащиеся читают стихи

Ученик:
Нам справиться с насморком,
гриппом, ангиной
Помогут не чипсы,
А те витамины,

Что в ягодах, фруктах
живут, в овощах,
В сырах, творогах,
в молоке и борщах...

Ученик:
Чтоб были хорошими
зубы и зренье,

Чтоб волосы, кожа
была - загляденье,
Должна быть еде наша
разнообразной.

Ученик:
По цвету - зеленой,
и желтой, и красной...
От горького лука -
до сладкой малины...
И с пищей получим
мы все витамины.

- Назовите имена прилагательные, которые встретились в тексте стихов.

Вывод: Каждый день человек должен получать достаточное и разнообразное питание, потому что для хорошего здоровья нужны не только белки, углеводы, жиры, но и витамины, которые поддерживают наш иммунитет. Правильное разнообразное питание - основа крепкого здоровья.
- Запись вывода в тетрадь (под диктовку). Обозначить прилагательные.

Домашнее задание
Звучит песня "От улыбки". Споем любимую песню и запишем домашнее задание.

Итог урока
- Назовите тему сегодняшнего урока. Чему учились на уроке?

Самооценка личная

Ребята, попробуйте сами оценить свою работу.

  1. Своей работой на уроке я доволен / не доволен
  2. За урок мое настроение стало лучше / стало хуже
  3. Материал урока мне был понятен / не понятен

Жизнь дана на добрые дела! Берегите себя!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!