Урок русского языка во 2 классе по теме "Правописание слов с безударным гласным звуком в корне слова"

Цель урока: создать условия для формирования у учащихся представлений о способах проверки безударного гласного звука в корне.

Предметные результаты:

  • учащиеся научатся правописанию слов с безударными гласными, находить орфограммы в указанных учителем словах, подбирать родственные (однокоренные) слова и формы слов с целью проверки изученных орфограмм в корне слова;
  • получат возможность научиться применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов.

Основные понятия: корень слова, однокоренные слова, форма слова, орфограмма, проверочное слово, проверяемое слово.

Оборудование: компьютер, презентация к уроку.

Ход урока

Самоопределение к учебной деятельности

- Ребята сейчас у нас урок русского языка. Сегодня к нам на урок пришли гости.

Я очень хочу, чтобы вы улыбнулись,
Работаю нашей довольны остались.
Пусть этот урок нас порадует всех,
И каждый из вас ощутит свой успех.

- Нам сегодня в очередной раз предстоит прикоснуться к тайнам русского языка. Проверьте свою готовность к уроку.
- У вас на партах пенал, тетрадь, учебник, карточки с заданием.
- Итак, начинаем нашу работу.

Каллиграфическая минутка

- Запишите число и классная работа.
- Отгадайте загадку.

Во дворе замерзли лужи
Целый день поземка кружит
Стали белыми дома.
Это к нам пришла… (Зима)

- После какого времени года наступает зима?
- Какие зимние месяцы вы знаете? Назовите их по порядку.
- Как можно охарактеризовать зиму? Она какая? (Холодная, снежная, красивая)

- Давайте напишем слово зима очень красиво. Пропишите 1 раз с маленькой буквы, от начала строки.
- Поставьте ударение в слове. Выделите корень. Какую орфограмму нашли в корне слова? (Безударная гласная -и- в корне слова)
- Подчеркните орфограмму. Можно проверить ее написание? (Можно)

- Как? (Изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы на эту гласную упало ударение)
- Проверка? (зИмы, зИмний, зИмушка)
- Молодцы!

Этап выявление места и причины затруднений

- Итак, мы сейчас повторяли алгоритм проверки безударной гласной в корне слова. Еще раз повторим алгоритм.

  1. Ставлю ударение.
  2. Выделяю корень.
  3. Нахожу орфограмму в слове.
  4. Подбираю проверочное слово.

- Как вы думаете, над чем мы будем работать сегодня? (На уроке мы будем учиться подбирать проверочные слова)
- Тема сегодняшнего урока нам знакома или нет? (Знакома)

- Как вы думаете, что мы должны будем повторить на уроке? (Мы должны повторить правописание безударных гласных в корне слова)
- Как можно проверить безударный гласный звук?
- Повторите правило. (Чтобы проверить безударный гласный звук в корне слова надо изменить форму слова или подобрать однокоренное слово, чтобы гласный стал ударным)

Этап построения проекта выхода из создавшейся ситуации

- Откройте учебник на стр. 100, упр. 155.
- Какими способами можно подобрать проверочное слово для слова с безударным гласным в корне?

Работа на доске и в тетрадях: вставленные буквы пишем ручкой с зеленой пастой. Для проверки безударного гласного звука в корне нужно изменить форму слова или подобрать однокоренное слово.

- Чтобы быстро и правильно работать, нам нужно составить алгоритм выполнения задания.
- Смотрим на задание в учебнике.

  1. Прочитать слово.
  2. Поставить ударение.
  3. Выделить корень слова.
  4. Найти и подчеркнуть безударную гласную в корне.
  5. Подобрать проверочное слово: изменяю форму слова или подбираю однокоренное слово.

- Выполним в упражнение под цифрой 1.

Гнезда - гнездо, весла - весло, пчелы - пчела, сестры - сестра, ведра - ведро, слезы - слеза. (Учащиеся работают у доски по цепочке)

- Чем похожи все проверочные слова? (Тем, что в них есть буква е)
- Прочитайте в рубрике "Обратите внимание!", на что нужно обратить внимание. (Если под ударением в корне пишется буква е, то без ударения в формах это же слова и в однокоренных словах пишется буква е: слезы – слеза)

- Поработаем в парах, применяя наш алгоритм на практике. (Вставленные буквы пишем ручкой с зеленой пастой)
- Когда идет работа в парах, какого девиза мы придерживаемся?

Девиз: "Умеешь сам – научи другого"

На доске четыре слова и у детей на партах карточка:

гр…за
сл…ды
стр…жи
гр…чи

- Вставьте пропущенную букву. И докажите, что ваш ответ верный. (Дети работают в паре. Потом один учащийся из пары читает слово и опираясь на алгоритм доказывает, что буква вставлена верно)

Физминутка

- Молодцы! Хорошо поработали. Нужно немного отдохнуть.

Продолжение работы

- На доске предложение. Но есть проблема. В одном из слов потерялась буква. Прочитайте и вставьте пропущенную букву, используя проверочное слово, которое есть в предложении. Запишите предложение.

На берегу растет с..сна, а рядом с нею сосны.

- Поменяйтесь тетрадками и проверьте, как записал сосед, если он ошибся, то аккуратно исправьте простым карандашом.

Подведение итогов

- Ребята, сегодня на уроке мы говорили о безударной гласной в корне слова и способах ее проверки.
- Какую опасность на письме представляют безударные гласные? (Можно допустить ошибку в слове)

– Что нужно уметь делать, чтобы не допустить ошибку при написании слов с безударным гласным? (Нужно уметь правильно подбирать проверочные слова)
- А почему важно уметь правильно писать слова? Где нам может пригодиться умение грамотно писать?
- Послушайте историю, которая произошла с друзьями.

Дима написал своему другу Пете записку: "Приходи с мечом вечером, сыграем". Старшая сестра Димы Оля ходила в магазин, что расположен рядом с тем домом, где живет Петя, и передала записку.

- Ну как? – спросил Дима вернувшуюся сестру.
- Отнесла. Сказал, что к шести часам вечера придет.

В шестом часу Дима собрал ребят своей улицы.
- Ребята, пошли на площадку, сыграем в футбол.

- А мяч есть?
- Есть! Сейчас Петька принесет, я ему написал записку, он обещал.

Ровно в шесть часов пришел Петя. Но вместо мячика в руках у него было оружие – длинный деревянный меч.

- Удалось ребятам поиграть в футбол? А почему так получилось? Что Дима сделал неправильно?
- Этот случай еще раз доказывает нам, как важно быть грамотным человеком.
- Я желаю вам, чтобы вы и дальше так активно и хорошо работали, и, с каждым днем приобретали необходимые знания, которые не дадут вам попасть в досадное положение.

Рефлексия

- Подведем итоги нашего урока.
- У нас есть волшебный мешочек. Собираем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке.
- Поделитесь, пожалуйста, с нами тем, чему вы научились на уроке.

Учащиеся говорят о том, что они положат в волшебный мешочек.

  • Я научился…
  • Я разобрался…
  • Я наконец - то запомнил…

Домашнее задание

- На стр. 101, упр. 157. Запишите слова в 2 группы. В 1 группу слова с буквой "а", во 2 группу слова с буквой "о".
- Я очень довольна сегодняшним уроком и вашей работой.
- Урок закончен. Спасибо за работу!

Размер:
19.59 Kb
Скачали:
1
Добро пожаловать!

Благодарим за посещение нашего ресурса