Цели урока:
Ну-ка, все проверь дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадь?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку "пять"?
Минутка чистописания
Учитель: Итак, сегодня буквы:
Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А все вместе – буква... (И)
Целый день енотка Рая
В ручейке белье стирает,
Моет, поласкает
И домой таскает.
Наплескается в ручье –
Превратится в букву… (Е)
- Какие буквы будем писать? Какое соединение между ними?
- А теперь эти буквы надо правильно вставить в слова?
- Внимательно посмотрите на задание, что вы видите? Что же нужно сделать? (подобрать букву)
Б…реза, дер…во, д…ревня
- Как же нам поступить в такой ситуации?
- Как выбрать правильные буквы?
- Слова береза и деревня – словарные. А как поступить со словом дерево? (Нужно подобрать проверочное слово)
- Все, что мы сейчас с вами проделали должно натолкнуть вас на мысль о теме нашего урока.
- Как вы думаете, что же мы с вами будем искать? (орфограмму)
Учитель: Итак, мы с вами определили, какими умениями надо владеть, чтобы обнаруживать безударный гласный в корне слов, как поступать, если он есть, как проверить себя.
- А теперь посмотрим, как вы справитесь с заданием. Попробуйте самостоятельно сформулировать задание. (Найти безударные и ударные гласные в корне слов)
- Сейчас мы с вами работаем по вариантам:
Запишите их в столбик, выделив орфограмму.
На доске слова: моряк пилил лепил снежный звериный море лепка снег пила зверь.
Учащиеся записывают слова по группам, выделяя ударение в корне.
– Проверим, как вы справились с заданием. Вы хлопаете, если утверждение верно.
- В слове звериный в корне гласный в слабой позиции.
- Напишу в корне слова море букву О. (гласный в сильной позиции, он ударный)
- Снег и снежный слова не родственные.
- В слове лепка проверочное слово для слова лепил.
- Слово пилил проверю словом лепил.
Групповая работа
Учитель: Продолжаем нашу работу. Итак, мы выяснили, чтобы проверить безударный гласный, нужно уметь подбирать родственные слова.
- А вот, что это за слова мы с вами сейчас вспомним.
Задание для группы 1: подобрать однокоренные слова к слову снег.
Задание для группы 2: дописать сказку, подобрав родственные слова к слову дом.
В давние времена верили, что их … охраняли …, духи … очага. В одном … жил веселый … Кузя. "Я хозяйственный, я …!" – говорил про себя Кузя и с радостью выполнял работу по …. Берег и любил Кузя свой маленький ….
Игра "Один - много"
Запишите слова в тетрадь, вставив в корни слов нужную буквы, подберите проверочное слово, изменив форму слова.
Ск_ла, гр_за, св_ча, стр_на, в_сло, сл_ны, с_сна, сл_ва, тр_ва, с_стра.
Игра "Письмо"
Учитель: Из страны, где живут нехочухи, нам пришло письмо, а в нем что-то не так. Кто поможет разобраться?
- Что нужно сделать? (исправить ошибки)
- Правильные варианты слов записать в тетрадь.
Привет, рибята! А в нашей строне наступила зема. Мы липили сниговика, а еще сделали кармушку для птиц. Желаем вам харашо учиться и не балеть.
Подведение итого урока. Работа с листом самооценки.