Конспект открытого урока русского языка 2 класс "Местоимение как часть речи"

Цель урока: формирование представления учащихся о местоимении как части речи, его роли в предложении.

Планируемые результаты:

  • знать, что такое местоимение, какие слова называют местоимением, на что указывает местоимение;
  • уметь употреблять местоимения вместо существительных;
  • применять правила правописания, находить слова в предложении.

Ход урока

Организационный момент

Здравствуйте, ребята!
Прозвенел и смолк звонок
Начинаем наш урок.
Мы за парты дружно сели,

Друг на друга посмотрели.
Мы друг другу улыбнулись
Сели прямо, подтянулись!
- С таким хорошим настроением мы будем работать на уроке!

- Ребята, сегодня на уроке у нас присутствуют гости, оглянитесь и подарите им свои улыбки, улыбнитесь друг другу и подарите свои улыбки мне.
- Желаю вам успешной работы на уроке. Садитесь.
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. (Сядьте ровно, тетрадь положите с наклоном)

- Кто из вас знает какой праздник отмечала наша страна 12 апреля? (День космонавтики)
- Кто и когда проложил людям дорогу в космическое пространство, совершив полет в истории человечества? (Юрий Гагарин совершил полет в космос 12 апреля 1961 года)

- 12 апреля 2024 года исполнилось 63 года со дня первого полета Юрия Гагарина в космос.
- С того дня прошло 63 года. Сегодня космонавтика развивается стремительно. Возможно, наступит время, когда в космосе сможет побывать любой человек.

- Ребята, а на чем можно совершить полет в космос? (ракета, космический аппарат)
- Сегодня на ракете под названием 2 А класс мы с вами совершим увлекательное путешествие.

Минутка – чистописания "Подготовка к полету"

- Итак, начинаем подготовку к космическому полету с минутки чистописания.
- Послушайте:

Эта буква – это слово,
В путь всегда оно готово.
О себе рассказ начнешь,
Вот ее и назовешь.

- О какой букве-слове идет речь? (Я)
- Пропишем прописную и строчную букву я до конца строки. Напоминаю, космонавт должен быть усидчивым.

- Следим за своей осанкой, космонавты за штурвалом сидят прямо.
- Мы не зря писали именно такое чистописание. Каждый из вас может сказать о себе "я" готов в полет. Но все вместе – это "мы"!

Словарная работа

- Космонавты не боятся проблем, а преодолевают их, делая новые открытия. Итак, в путь, за новыми орфографическими открытиями.
"Поехали!" - с такими же словами Ю.А. Гагарин отправился в первый космический полет.
- Запишем несколько новых словарных слов, поставьте ударение, подчеркните орфограмму: космос, космонавт, ракета.

Актуализация знаний

- Наш полет продолжается.

На доске слова:

1. Ты, сильный, здоровый, отважный. (прилагательные)

- Какая часть речи вам помогла описать качества космонавта? (Имя прилагательное)
- Докажите. (Эти слова отвечают на вопрос "какой?")

2. Летят, отправляются, приземляются, вы. (Глагол)

- Какая часть речи вам помогла описать действие космонавтов? (Глаголы)
- Докажите. (Эти слова отвечают на вопрос "Что делают"?)

3. Солнце, звезда, они, планета. (Имя существительное)

- Докажите. (Эти слова отвечают на вопрос что?)
- Какие слова из данных вы не выбрали? (Ты, вы, они)
- А почему? (Они не относятся ни к одной из групп)

- Верно, а мы употребляем эти слова в речи? (Да)
- Значит они тоже часть речи? (Да)
- Ребята, как вы думаете, какая тема урока будет у нас сегодня? (Ответы детей)

- Сегодня мы познакомимся с новой часть речи.
- Изучая новую часть речи, ставим перед собой вопросы: что обозначает, почему так называется и какую роль играет в речи.
- Ребята, внимание на экран. Давайте прочитаем тексты и сравним их.

  1. Гагарин совершил первый полет в космос. Гагарин стартовал на корабле-спутнике "Восток". Гагарин пробыл в космосе 108 минут.
  2. Он совершил первый полет в космос. Он стартовал на корабле-спутнике "Восток". Он пробыл в космосе 108 минут.

- Какое слово повторяется в этих предложениях? Какое слово можно заменить местоимением?
- Вместо какого слова употреблено слово: он?

- Гагарин – он.
- Гагарин - какая часть речи?

- Значит слово "он" место какой части речи заняло? (Место имени существительного)
- Как называется эта часть речи? (местоимение)
- Местоимения заменяют существительные, чтобы не было повторов одних и тех же слов, чтобы текст был более красивым и правильным.
- Прочитайте и запишите предложение: Она совершила космический полет.

- Слово "она" – новая часть речи, местоимение.
- Задайте вопрос: Кто? – она. Мама? Девочка?
- Ребята, а если женщина совершила космический полет?

- Какой из предметов совершил полет? Имя существительное – женщина.
- Делаем вывод...

Местоимение указывает на предмет, но не называет его

- Ребята, а вы знаете, как зовут первую в мире женщину- космонавта? (Валентина Терешкова)
- Для того чтобы запустить нашу ракету в космос, необходимо ввести код. Для этого откроем учебник на стр. 101 и зачитав правило узнаем, какие еще бывают местоимения.
- Прочитаем правило.

- Ребята, какие еще местоимения вы узнали? (Ответы обучающихся)
- Для лучшего запоминания запомните стихотворение.

Я и мы, ты и вы,
Он, она, оно, они -
Все слова отличные,

Важные и личные.
Это без сомнения,
Все местоимения.

Физминутка

1, 2, 3, 4, 5 (ходьба)
В космос мы лети опять (ладони рук образуют купол ракеты)
Я отрываюсь от земли, (подняться на носки)
Мы долетели до луны (покружиться вокруг себя)

Закрепление

- Продолжаем наш полет. Внимание на экран.
- Давайте, прочитаем текст и вставим вместо пропусков местоимения.
- Спиште первое предложение, вставив вместо пропуска подходящее местоимение.

... нашел на звездном небе созвездия. ... имеют свои названия. Проще всего найти созвездие Большой Медведицы, ... похожа на ковш. ... хочу стать космонавтом. А ... кем хочешь стать?

- "Я" на какой вопрос отвечает? (Кто)
- Значит в предложении будет являться каким членом? (Подлежащим)
- Подчеркните грамматическую основу. Укажите над словами части речи.

- Ребята, давайте дадим характеристику данному предложению. (по цели высказывания – повеств., по типу интонации – невоскл., по наличию членов предложения - распространенное)
- Совершим остановку на планете "Найди-ка" и выполним упр. 176 на стр. 103.

- Ребята, а мы с вами приближаемся к планете Земля. Спишите текст, заменив выделенное слово местоимением.
- Земля – удивительная планета во Вселенной! Земля приспособлена для жизни людей и всего живого.

- Недолго мы побывали в космосе, идем на снижение. Для мягкой посадки выполним следующее задание: я буду показывать вам слова, вам необходимо записать их название, а в скобках указать, каким местоимением их можно заменить.

- Работаем по образцу: Ракета (она), солнце (оно), космос (он), звезды (они), планета (она), корабль (он), Гагарин (он).

Подведение итогов. Рефлексия

- Сегодня мы познакомились с новой частью речи. Как она называется? (Местоимение)
- У вас на столе лежат ракеты, на которых в любой момент можно отправиться в путь. Только необходимо помнить код, а кодом у нас являются местоимения. Запишите их на ракете.

- Если вам все было на уроке понятно, то закрасьте окно – иллюминатор зеленым цветом. Если возникли трудности, то красным цветом.
- Мне бы очень хотелось, чтобы в нашем классе чаще звучало местоимение Мы.
- Спасибо за урок! Успехов вам и хорошего настроения!

Размер:
19.9 Kb
Скачали:
8