Конспект урока русского языка во 2 классе на тему "Многозначные и однозначные слова"

Цели урока:

  • обобщить знания о многозначных и однозначных словах;
  • развивать умение отличать однозначные и многозначные слова, определять значение слова для конкретного предложения или текста.

Основные понятия: однозначные слова, многозначные слова.

Планируемые результаты:

  • обучающиеся знают определение понятий "однозначные слова", "многозначные слова";
  • умеют различать многозначные и однозначные слова, знают как правильно использовать их в речи;
  • умеют составлять предложения с многозначными словами.

Оборудование: презентация, карточки с заданиями.

Ход урока

Орг. момент

- Здравствуйте, ребята.
- Проверим нашу готовность на уроке: все принадлежности лежат с краю стола, карточки, которые я раздала, пока не трогаем.
- Итак, начнем наш урок.

Постановка цели и задач урока

- Ребята, чтобы узнать тему нашего урока, посмотрите на слайд.
- Что вы видите? (это ребус)

РебусРебус

- А что нужно с ним сделать? (разгадать его)
- Верно, разгадайте и скажите, о чем, мы будем говорить на уроке.

- Итак, какие слова у вас получились? (однозначное и многозначное слово)
- Значит, о чем мы будем говорить на уроке? (о многозначных и однозначных словах)

- Верно, а вы изучали эту тему? (да)
- Значит, что мы будем делать сегодня обобщать знания или изучать? (обобщить знания)
- Тогда назовите задачу нашего урока. (ответы обучающихся)

- Сегодня у нас необычный урок. Мы отправимся в путешествие в страну "Русского языка".
- На сегодняшнем уроке вы должны будете показать не только свои знания по теме "Многозначные и однозначные слова", но и свою эрудицию, смекалку, сообразительность, потому что вас ждут вопросы и задания.

- Нас ждут необычные станции, которые необходимо пройти, чтобы получить жетончики и в конце урока мы узнаем, кто же оказался самым активным.
- Вы готовы начать урок? (да!)
- Тогда начинаем!

Основная часть

Станция "Разминочная"

- За верный ответ дается 1 жетон. Слушаем вопрос внимательно. Отвечаем по руке, кто первый поднимет руку, того и спрашиваем.
- Кому дается жетончики, откладываем их на край стола, ведь в конце урока они нам понадобятся.

1. Какие слова называются однозначными?
а) Те слова, которые имеют только одно значение.
б) Те слова, которые могут два или более значений схожих по смыслу
в) Те слова, которые имеют несколько разных значений

- Хорошо, ... был первым, поэтому он заслужил жетон.

2. Укажите формулировку, которая не является одним из определений слова "узел".
а) Завитое в петлю или связанное место на нитке или веревке
б) Место, где начинается приток реки
в) Место схождения и пересечения транспортных линий

- ... дала первая правильный ответ, поэтому жетон достается ей.
- Следующий вопрос.

3. Слова, которые имеют больше одного значения:
а) многозначные
б) однозначные
в) слова, близкие по смыслу

- Жетон достается ...

4. Какое слово имеет несколько значений?
а) осень
б) тетрадь
в) коса
г) девочка

- Хорошо, ... дал первым правильный ответ, поэтому жетон достается ему.
- Назовите значения слова магазин.
- Молодцы, основные значения вспомнили, идем дальше.

5. Какое из этих слов не является многозначным?
а) ключ
б) лук
в) мишень

6. Какое сочетание слов употребляется в переносном значении?
а) глубокое озеро
б) глубокое чувство
в) глубокий колодец

- Мы прошли первую станцию. Двигаемся дальше.

"Записная станция"

- Ребята, откройте свои тетради. Запишите число, классная работа.
- Сейчас я вам буду читать лексическое значение слов, а вам необходимо записать это слово. А затем проверим.

Запись слов по их лексическому значению:

  • лиственное дерево с белой корой (береза)
  • первый месяц осени (сентябрь)
  • слово-приветствие при встрече (здравствуйте)
  • слово, близкое по значению слову скоро (быстро)
  • небольшие плоды кустарников и трав (ягоды)
  • инструмент для копания земли с длинной ручкой и широким концом (лопата)

- Прочитайте записанные слова и определите, что их объединяет?
- Сколько значений имеют эти слова?

- Обменяйтесь тетрадями, сейчас мы с вами проверим, как вы справились с этим заданием. Возьмите ручку другого цвета и отмечайте "+" или "–" возле написанного слова.
- Посчитайте, сколько + получилось и запишите это число ниже под словами. Обменяйтесь обратно тетрадями.

- Поднимите руки у кого 5 и более плюсиков. (учитель дает этим детям 5 жетонов)
- У кого 4 плюсика. (4 жетона)

- А теперь у кого 3 и менее плюсика. (3 жетона)
- Молодцы! А нас ждет следующая станция.

"Станция цветная"

- Что дано на слайде? (конверты)
- Верно, даны два конверта, но почему же станция так называется, как вы думаете? (предположения детей)

- Итак, ребята, перед нами желтый и зеленый конвертики. Нам необходимо выбрать один из конвертов и выполнить задания, которые даны в конвертах.
- Сейчас вы сами выберите либо желтую, либо зеленую карточку. (дети выбирают карточку зеленого или желтого цвета)
- Приступайте к выполнению заданий.

Карточка из желтого конверта

1. Подчеркни многозначные слова: вертолёт, спорт, груша, ключ, учебник, телевизор, труба.

2. Выбери строчку, в которой записаны слова, имеющие два значения.
а) Парта, иголка, ладонь.
б) Парта, луг, ладонь.
в) Иголка, звезда, нос.

Карточка из зеленого конверта

1. Разделите слова на 2 группы и запиши в два столбика: 1 – однозначные, 2 - многозначные:
Книга, ключ, шорты, фломастер, язык, корень, рис, арбуз, тарелка, человек, осень, лисички.

Ответ
Однозначные: книга, шорты, фломастер, рис, арбуз, человек, осень.
Многозначные: язык, корень, тарелка, лисички.

2. Запишите предложение, в котором выделенное слово имеет переносное значение.
а) От крыльев самолета падала тень.
б) Орел расправил могучие крылья.
в) На крыльях радости Андрей шел домой со школы.

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. (Учитель дает им по 2 жетона)
- У кого возникли ошибки? (1 жетон)
- Молодцы, ребята. Идем дальше.

Станция "Спортивная"

- Сейчас мы с вами выполним физкультминутку по видео, необходимо повторять движения.

Станция "Распределительная"

- Ребята, вам необходимо распределить слова по столбикам: слова близкие по значению и слова противоположные по значению.
Жарки – горячий, близкий – далекий, плохо - хорошо, жара - мороз, красный -алый, чуткий – отзывчивый, завтра – сегодня, экзамен – испытание.
- Выполняем работу в парах, а затем проверим.
- Итак, сверьтесь со слайдом, правильно ли выполнили работу.

Слова близкие по значению

Слова противоположные по значению

Жаркий - горячий

Красный - алый

Чуткий - отзывчивый

Экзамен - испытание

Близкий - далекий

Плохо - хорошо

Жара - мороз

Завтра - сегодня

- Поднимите руку, у кого нет ошибок. (получают по 2 жетона)
- Поднимите руку у кого возникли ошибки. (1 жетон)

"Станция творческая"

- Попробуйте составить 3 предложения с данными словосочетаниями: кисть винограда, кисть руки, кисть для рисования.
- Работу выполняем в парах. (учитель спрашивает у каждой пары по одному предложению и дает жетончики тем, кто смог составить предложение)

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Ребята, какую цель урока ставили? (обобщить знания о многозначных и однозначных словах)
- Верно, добились ли мы нашей цели? (да)
- Ребята, что вы собирали на протяжении урока? (жетоны)

- Давайте их посчитаем и выясним кто же был самым активным на уроке.
- У кого получилось больше 14 жетонов? Поднимите руку.
- Вы большие молодцы, вот вам в качестве награждения раскраски. (Учитель дает раскраски в виде медальки)
- У кого получилось от 6 до 13 жетонов? (...)
- У кого получилось 5 и менее жетонов? (...)
- Эти раскраски раскрасите дома, а сейчас оценим урок голосованием:

  • поднимите руки те, кто считает, что урок был ярким, интересным, нам все удалось;
  • кто считает, что не все было хорошо, не все удалось, поднимите руку;
  • кто считает, что сегодня не наш день, урок был неинтересным, скучным, поднимите руку.

- Молодцы, ребята, спасибо вам за урок. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!