Цели урока:
Задачи:
Оборудование: словари пословиц и поговорок, фразеологизмов.
Учебник: Русский родной язык, 2 класс, О.М. Александрова.
Наш урок – урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему!
- Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным.
- В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.
- Ребята, зарубите себе на носу, вам сегодня придется работать, засучив рукава.
- В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело.
- Ручаюсь, в конечном счете вас ждет успех!
- Понятны ли для вас были для высказывания?
- Что такого необычного вы услышали?
- Чуть позже мы узнаем, как называются эти выражения.
- А сейчас давайте попробуем определить, о чем еще мы с вами будем говорить сегодня.
Класс делится на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.
1 группа: руки,страшатся, делают, а, глаза...
2 группа: в доля шутке каждой правды есть...
Дети расшифровывают.
- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Значит, о чем сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)
Работа по учебнику. Знакомство с возникновением пословиц.
Упр. 1, стр. 87
- Прочитайте. Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?
Чтение правила на с. 87.
Пословицы – краткие поучительные изречения. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям
- Многие пословицы появились в глубокой древности.
Выполнение задания на карточке.
Найди и исправь ошибки в русских пословицах.
1 вариант
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.
2 вариант
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Лучше горькая правда, чем сладкая неправда
- Какие пословицы у вас получились?
- Назовите правильный вариант.
Упр. 5 стр 88.
В понедельник я купался,
А во вторник я копал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.
В пятницу я прыгал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я рисовал.
Упр. 7 (с. 91–92). (Коллективная работа)
– Прочитайте текст в первом абзаце. Как вы понимаете его значение? В каких ситуациях вы слышали это устойчивое выражение? (Аналогичная работа проводится со следующими текстами)
– Прочитайте Важную информацию на с. 92. Как мы будем называть эти устойчивые выражения? (Фразеологизмы)
– Учитывается ли значение каждого отдельного слова во фразеологизмах?
– Сравните значение выражений "мыть грязную тарелку" и "быть не в своей тарелке".
– В каком из этих выражений можно заменить одно слово на другое?
– Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Учитель показывает детям фразеологические словари, объясняет устройство словарной статьи, обращает внимание на алфавитный перечень слов в конце словаря)
Упр. 8 (с. 92). Запись в тетради.
Работа в парах
Учитель выкладывает на свободную парту в конце класса или на отдельный стол фразеологические словари. Учащиеся работают в парах, в случае затруднений обращаются к словарю. Учитель оказывает помощь в работе со словарем. Коллективная проверка.
Три пары читают фразеологизмы в каждой отдельной группе, класс корректирует и оценивает выполненное задание.
- Как вы думаете, мы все сегодня смогли сказать о происхождении фразеологизмов? Фразеологизмов очень и очень много. Но и сегодня мы много чего узнали о них.
- Наши исследования по теме "Фразеологии" и "Пословиц" подходит к концу. Мы плодотворно поработали по изучению фразеологизмов и пословиц.
Домашнее задание
Выполнить упражнение 6 с. 91, упражнение 11 на с. 95, ознакомиться с рубрикой "Из истории языка и культуры" с. 97 (По желанию проиллюстрировать один из фразеологизмов)