Конспект урока русского языка 2 класс "Как появились пословицы и фразеологизмы?"

Цели урока:

  • познакомить со значением и происхождением пословиц;
  • способствовать обогащению активного и пассивного словарного запаса.

Задачи:

  • познакомить учащихся с фразеологизмами, учить находить их в речи и правильно употреблять;
  • формировать орфографический навык;
  • развивать умение работать со словарями, дополнительной литературой.

Оборудование: словари пословиц и поговорок, фразеологизмов.

Учебник: Русский родной язык, 2 класс, О.М. Александрова.

Ход урока

Орг. момент

Наш урок – урок секретов.
Сто вопросов – сто ответов.
Отвечай по одному,
И научишься всему!

- Русский язык – необыкновенный язык, и в этом мы сегодня убедимся. Он может быть не только серьезным, но и достаточно веселым, загадочным.
- В этой науке скрывается много различных чудес, и сегодня мы узнаем о некоторых из них.

Актуализация знаний

- Ребята, зарубите себе на носу, вам сегодня придется работать, засучив рукава.
- В случае временной неудачи не падайте духом, а возьмите себя в руки и заново принимайтесь за дело.
- Ручаюсь, в конечном счете вас ждет успех!

- Понятны ли для вас были для высказывания?
- Что такого необычного вы услышали?

Самоопределение к деятельности

- Чуть позже мы узнаем, как называются эти выражения.
- А сейчас давайте попробуем определить, о чем еще мы с вами будем говорить сегодня.

Класс делится на 2 группы. У каждой листок с шифровкой.
1 группа: руки,страшатся, делают, а, глаза...
2 группа: в доля шутке каждой правды есть...
Дети расшифровывают.

- Ребята, как вы думаете, что это такое?
- Значит, о чем сегодня мы будем говорить на нашем уроке? Кто сможет определить тему? (Ответы детей)

Работа над темой урока

Работа по учебнику. Знакомство с возникновением пословиц.

Упр. 1, стр. 87
- Прочитайте. Подумайте, как могли возникнуть эти выражения?

Чтение правила на с. 87.

Пословицы – краткие поучительные изречения. В пословицах отражается народная мудрость, жизненный опыт, знания людей, их наблюдения над поведением и характером человека. Через пословицы мудрость народа передается от отцов к детям

- Многие пословицы появились в глубокой древности.

Выполнение задания на карточке.

Найди и исправь ошибки в русских пословицах.

1 вариант
Делу – время, потехе – минута.
Кашу маслом не измажешь.
Яблоко от яблони рядом падает.

2 вариант
Без труда не вытянешь и щуку из пруда.
Друг познается в воде.
Лучше горькая правда, чем сладкая неправда

- Какие пословицы у вас получились?
- Назовите правильный вариант.

Упр. 5 стр 88.

Каждой пословице найдите паруКаждой пословице найдите пару

Физминутка

В понедельник я купался,
А во вторник я копал.
В среду долго умывался,
А в четверг в футбол играл.

В пятницу я прыгал, прыгал,
Очень долго танцевал.
А в субботу, воскресенье
Целый день я рисовал.

Знакомство с образованием фразеологизмов

Упр. 7 (с. 91–92). (Коллективная работа)

ФразеологизмыФразеологизмы

– Прочитайте текст в первом абзаце. Как вы понимаете его значение? В каких ситуациях вы слышали это устойчивое выражение? (Аналогичная работа проводится со следующими текстами)
– Прочитайте Важную информацию на с. 92. Как мы будем называть эти устойчивые выражения? (Фразеологизмы)

– Учитывается ли значение каждого отдельного слова во фразеологизмах?
– Сравните значение выражений "мыть грязную тарелку" и "быть не в своей тарелке".
– В каком из этих выражений можно заменить одно слово на другое?

– Где можно уточнить значение фразеологизмов? (Учитель показывает детям фразеологические словари, объясняет устройство словарной статьи, обращает внимание на алфавитный перечень слов в конце словаря)

Упр. 8 (с. 92). Запись в тетради.

Разделите фразеологизмы на 3 группыРазделите фразеологизмы на 3 группы

Работа в парах

Учитель выкладывает на свободную парту в конце класса или на отдельный стол фразеологические словари. Учащиеся работают в парах, в случае затруднений обращаются к словарю. Учитель оказывает помощь в работе со словарем. Коллективная проверка.

Три пары читают фразеологизмы в каждой отдельной группе, класс корректирует и оценивает выполненное задание.
- Как вы думаете, мы все сегодня смогли сказать о происхождении фразеологизмов? Фразеологизмов очень и очень много. Но и сегодня мы много чего узнали о них.

Итог

- Наши исследования по теме "Фразеологии" и "Пословиц" подходит к концу. Мы плодотворно поработали по изучению фразеологизмов и пословиц.

Домашнее задание

Выполнить упражнение 6 с. 91, упражнение 11 на с. 95, ознакомиться с рубрикой "Из истории языка и культуры" с. 97 (По желанию проиллюстрировать один из фразеологизмов)

Размер:
116.03 Kb
Скачали:
9