Конспект урока по русскому языку 2 класс ФГОС: Устаревшие слова

Конспект урока по русскому языку с презентацией "Устаревшие слова" проводится во 2 классе и является ознакомительным в блоке «Как устроен наш язык» УМК «Школа XXI века». Однако, данная тема очень важна в рамках изучения таких понятий как однокоренные слова, этимология слов. 

Урок был составлен для учащихся довольно разнородного по уровню подготовленности класса. Поэтому на протяжении всего урока присутствует дифференцированная работа, разноуровневые задания, работа в парах, что способствует более прочному усвоению материала слабыми учащимися (3 группа) и дает возможность развивать свои способности сильным учащимся (1 группа). Кроме этого применяются элементы здоровьесберегающего, личностно-ориентационного обучения, технологии сотрудничества.

Упражнения, выполняемые на уроке, направлены на то,  чтобы учить детей вслушиваться в речь, сопоставлять, сравнивать, уметь находить родственные архаизмы для современных слов (очи – окно), знакомиться с  этимологией слов, пользоваться словарями.

Урок также интересен тем, что материал, с которым дети знакомятся на уроке, тесно связан с жизнью, он приоткрывает ребятам огромный неизведанный пока ими мир русского языка.

Тема: Устаревшие слова

Цель урока: подвести к пониманию термина «устаревшие слова»

Задачи:

- наблюдать за значением устаревших слов; устанавливать причины «исчезновения» слов (замена синони­мами, исчезновение предметов)

- помочь учащимся осознать социальную, практическую и личностную значимость данной темы;

- способствовать развитию речи учащихся, обогащению их словарного запаса

- воспитывать желание познавать историю своего края, его  прошлое; бережно относиться к культурным ценностям языка.

Тип урока: изучение и первичное  закрепление нового материала

Оборудование: презентация, карточки, словари;

Ход урока:

I. Организационный момент.

Демонстрация слайда 1 (Йозеф Гайдн «Трио № 25 соль мажор» III часть Rondoall’ Ongarese (Presto))

Слова бывают разные,

Слова бывают всякие,

Слова бывают ясные,

твёрдые  и мягкие.

Слова бывают смелые,

упрямые, суровые,

Но непременно дело

Стоит за каждым словом

У каждого слова – своя жизнь, своя судьба.

II. Актуализация  знаний учащихся

1) Повторение знаний о синонимах, антонимах, омонимах, заимствованных словах.

Демонстрация слайда  1

- Какие группы слов вам известны?

Синонимы, антонимы, омонимы, заимствованные слова, исконные слова, родственные слова.

2) Введение в тему урока

- Откройте учебник на странице 82, прочитайте тему урока. К какому блоку  русского языка относится  урок?

- Прочитайте задание к упражнению 1. Что мы выясним?

Выяснить,  почему слова устарели.

- Что мы узнаем, выполнив упражнение 2?

Будем пытаться объяснить значение некоторых слов и работать с толковым словарём.

- Чем мы будем заниматься в упражнении 3?

Будем находить устаревшие слова и определять лексическое значение по толковому словарю.

- Выполнив эти упражнения, что мы узнаем? Чему научимся?

Узнаем, какие слова называют устаревшими, научимся находить их в толковом словарике, узнаем значение устаревших слов.

III. Изучение нового материала

1. Работа с рубрикой «Давай подумаем» с. 82 

Демонстрация слайда 1 (старинный русский город, ярмарка)

Я предложила найти значения слов «десница» и «кольчуга» нашим ученикам Даниилу и Артёму.

Демонстрация слайда 2 (десница, кольчуга)

Десница  (правая рука) — служит символом могущества и силы.  У некоторых народов существовал обычай клясться правой рукой. Подавать свою правую руку служило знаком дружбы. Сажать гостя около себя по правую руку считалось оказанием особенной почести  Левая рука на славянском языке называется шуйца.

Кольчуга -  металлическая сеть для защиты. Использовались разные виды кольчуг - от кольчужной рубахи, которая полностью покрывала тело с головы до ног.

Чтобы изготовить кольчугу требовалось несколько килограммов железа, устройство для вытяжки проволоки и терпение для однообразной работы. После изготовления такой доспех мог служить практически вечно — при его повреждении было достаточно залатать кольчугу пригоршней новых колец.

2. Выявление в тексте слов, вышедших из упо­требления.(Фронтальная работа)

- Значение каких слов вам непонятны? (Конюх, кушак,  сафьян, бич)

- Значение  каких слов мы можем объяснить?

Конюх - человек, занятый уходом за лошадьми.

Бич - длинный кнут.

- А значение слов  кушак,  сафьян  вы  узнаете из рубрики «Путешествие в прошлое»

Демонстрация слайда  3 (кушак,  сафьян)

Кушак – широкий пояс.

Сафьян –  тонкая и мягкая козья или овечья  кожа.

- Что такое  сафьянный  бич? (Кнут, сделанный из тонкой кожи)

- Почему мы не используем  в речи слова «десни́ца», «кольчуга», «кушак», «сафьян»? Исчезли предметы, которые так назывались.

- А слова не исчезли. В  каких книгах можно встретить такие  слова?

В сказках, в книгах, рассказывающих  о нашей истории.

3. Работа с рубрикой «Ключ к знаниям»

- Убедитесь в своих предположениях, прочитайте рубрику «Ключ к знаниям».

- Какие слова называются устаревшими?

- Расскажите друг другу,  что такое устаревшие слова  (Работа в парах)

III. Этап усвоения новых знаний

1. Наблюдение за устаревшими словами; выявле­ние причины исчезновения слов из активного словаря.

Упражнение 1

- Закройте учебник, пользуясь закладкой. Я назову  несколько слов, а вы, опираясь на свой жизненный опыт, попробуете дать объяснение.

Демонстрация слайда  4 (кольчуга, кафтан, боярин, терем)

- Кольчуга -…

- Кафтан -…

- Боярин - …

- Терем -…

(Дети строят высказывания)

- Как установить значение неизвестного слова?

Значение неизвестного слова устанавливается по толковому словарю.

- А теперь откройте учебник и прочитайте толкование слов.

Итак, мы узнали, что слова могут устаревать, уходить из употребления. Но они остаются жить в книгах прошлых лет, и мы должны уметь определять их значение. С этой целью учёными создаются словари, в которых толкуются все слова, существующие до нашего времени.

(Демонстрация выставка словарей).

Обратите внимание на выставку словарей. Они помогут вам определить толкование неизвестных вам слов, правильно произносить их. Ведь язык – это наше богатство,  то наследие, которое надо беречь.

2. Наблюдение за словами современного русско­го языка, которые раньше имели другое значение.  (Фронтальная работа)

Упражнение 2

Демонстрация слайда  5 (пирог, мешок, неделя, гости)

Как вы понимаете смысл каждого слова?  Продолжите: «пирог – это…».

Проверьте себя по толковому словарику в учебнике.

Образец для записи: пирог – хлеб для пира; печёное изделие из теста с начинкой. Пирог с капустой.

Мешок – предметы из меха для хранения вещей; предмет из плотного материала, в который кладут что - нибудь.  Мешок крупы.

- А знаете, почему изменилось значение слова «мешок»?

Сначала в старину мешком называли вместилище из меха, затем, когда появились ткани и другие мягкие материалы, мешком стали называть любую сделанную из них тару для хранения сыпучих мелких предметов: мешок муки, крупы, угля и т.д.

Неделя – выходной день, воскресенье;  промежуток времени от понедельника до воскресенья. Прошла целая неделя.

Неделя - древнерусское название воскресения. Происходит от обычая не работать (не делать) в этот день. А  7 дней одной недели называли исконно русским словом седми́ца (семь дней).

День недели «воскресенье» назван в честь воскресения  Иисуса на третий день после распятия. В русском языке слово «воскресенье» перешло в  слово «неделя» и сохранилось.

- Если «неделя»  –  это воскресенье, почему первый день недели называется понедельник? (Первый день после недели – понедельник.)

Гости – люди,  которые занимались торговлей,  купцы; тот, кто кого – то навещает, посещает. Ждать гостей.

Демонстрация слайда 6 (гости)

Раньше слово гости называло людей, занимавшихся торговлей; по старинному обычаю, тех, кто приходит, приезжает издалека, следует накормить, предложить отдохнуть. Поэтому постепенно словом «гости»стали называть не только тех, кто  торговал (торговцев стали называть купцами), но и тех, кто приходил (приезжал) навестить, проведать своих друзей или  родственников. Со временем слово «гости»(тот, кто покупает или продает) было вытеснено словом «купец», но слово «гости» не исчезло из употребления, а стало называть всех, кто приходит с добрыми намерениями.

Демонстрация слайда  7 (иллюстрация к «Сказке о царе Салтане…»)

Пристают к заставе гости:

Князь Гвидон зовёт их в гости,

Их и кормит, и поит,

И ответ держать велит:

«Чем вы,  гости, торг ведёте?

И куда теперь плывёте?

- В каких строках можно заменить слово «гости» словом «купцы»?

В первой.

-Тогда, что вы можете сказать о словах «гости» в значении « купцы» и в значении «людей,кто приходил (приезжал) навестить, проведать своих друзей или  родственников»?

Это омонимы.

Слова связаны с жизнью. Меняется жизнь – меняются и слова.

Жизнь слова очень интересна. Иногда слово живёт в течение нескольких столетий, но живёт с разными значениями.

Демонстрация слайда  8 (баян-инструмент, Баян-поэт, Баян-крейсер)

- Например, слово «баян». Что оно обозначает в нашем языке? Инструмент

Баян – большая гармошка со сложной системой ладов. Он был создан петербургским мастером Стерлиговым. В мастерскую к Стерлигову часто заходили рабочие, строившие крейсер «Баян». Под влиянием их рассказов мастер решил назвать так и свой инструмент. И впервые в 1907 году на афишах было напечатано название - баян, данное новой гармошке.

А в 12 веке слово Баян было именем, так звали древнерусского певца, поэта. В поэме Пушкина «Руслан и Людмила» слово употреблено именно в этом значении:

Демонстрация слайда 9 (Баян-поэт. Иллюстрация)

«Все смолкли, слушают Баяна.

И славит сладостный певец

Людмилу – прелесть и Руслана

И Лелем свитый им венец».

Поэтому слово «баян» прожило в языке три жизни, т.к. в разные времена это слово означало различные предметы.

- Назовите какое значение было самым первым? вторым? третьим?

Первым-поэт. Вторым – крейсер «Баян». Третьим – музыкальный инструмент.

IV. Этап проверки понимания и закрепления изученного материала

1. Работа в группах

Задание 4 группе: отметить  в  толковом  словарике все устаревшие слова (11 слов)

Задание  для 3 группы: «Найди пару». Соедините стрелочками устаревшее слово и слово – синоним.

молвить                         армия

войско                          можно

льзя                               говорить

старец                            еда

чужеземец                    старик

кушанье                        иностранец

хата                               расчёска

гребень                        горевать

тужить                         дом

Задание  для 2 группы: среди устаревших слов найдите и подчеркните многозначные слова.

Рать, кафтан, сусек, мешок,боярин, кольчуга, неделя, молвить, сафьян, кушак, гости,терем,  Баян.

Задание  для 1 группы: подчеркните  в тексте упражнения 3 с.84 устаревшие слова. Уточни значение слов по толковому словарику.

2. Проверка выполнения заданий

Демонстрация слайда 

4 группа Гребень, кликать, ларь, льзя, молвить, наказать, перст, покои, разуметь, рать,  сусек. (11 слов)

Демонстрация слайда 

3 группа

молвить - говорить

льзя - можно

войско - армия

старец-старик

чужеземец – иностранец

кушанье – еда

хата – дом

гребень - расчёска

тужить -  горевать

Демонстрация слайда 

2 группа          

Мешок, неделя, гости, Баян

1 группа

Колобок, амбар, короб, сусек, завалинка.

V. Этап рефлексии

- Какими знаниями, полученными на уроке,  вам бы хотелось поделиться дома?

Закончите фразу «Теперь я знаю…»

Размер:
3.37 Mb
Скачали:
38