Урок русского языка во 2 классе "Слово, предложение и текст в речевом общении"

Цель урока: формирование знаний учащихся о предложении и тексте.

Задачи:

  • Учить различать особенности предложения, текста.
  • Учить озаглавливать и правильно составлять текст.
  • Развивать устную и письменную речь.

Характеристика этапов урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Самоопределение к деятельности

1. Приветствует.

- Здравствуйте, ребята! Меня зовут Виктория Владиславовна, сегодня я у вас проведу урок русского языка. Садитесь.

2. Осуществляет психологический настрой учащихся на работу.

- Как сказал Николай Александрович Бердяев «Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и по истине волшебный русский язык».

- Как вы понимаете данное высказывание?

Разминка пальчиков перед работой.

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик прыг в кровать,

Этот пальчик прикорнул,

Этот пальчик аж уснул,

Этот пальчик давно спит.

Встает солнышко и встают наши пальчики

Приветствуют учителя. 

 

Отвечают на вопрос.

Актуализация знаний

Проводит словарную работу.

- Начнем наш урок с минутки чистописания.

- Откройте тетради, запишите сегодняшнее число.

Четырнадцатое сентября. 

- Запишите эти слова в тетрадь и поставьте нужную букву: д_ревня, ул_ца, т_традь, т_пор, с_нтябрь, _ктябрь, н_ябрь, к_ртина. 

- Поставьте ударение, подчеркните сомнительную гласную.

- Составьте одно предложение, используя данные слова.

- Давайте проверим со слайдом.

- Давайте сделаем вывод. Какая орфограмма объединяет все слова?

2. Проводит игру «Докажи словечко» по теме урока.

- Из звуков или букв образуются … (слова), из слов - … (предложение). А что может получится из нескольких предложений? (Текст)

- Представьте себе такую картину: жил-был текст, все предложения в нем строго знали свое место. Но однажды предложения развеселились и стали играть в салочки.

- Кто знает, что такое игра «Салочки». 

- Осаленные предложения так и застыли на месте. Что же делать? Текст рассыпался.

- Сегодня мы с вами будем волшебниками, будем возвращать жизнь тексту.

 

Слушают учителя.

Выполняют задание. 

 

Деревня, улица, тетрадь, топор, сентябрь, октябрь, ноябрь, картина.

Выполняют задание.

 

- Непроверяемая гласная в корне слова.

 

- Игроки разбегаются, во́да их догоняет и пытается дотронуться рукой - осалить.

Постановка учебной задачи

Побуждает учащихся к формированию темы и цели урока.

Вовлекает учащихся в определении последовательности действий на уроке.

- Какова тема нашего урока?

Цель урока: ...

Задачи:

Мы повторим…

Мы узнаем…

Мы научимся…

Организовывает оценивание деятельности обучающихся.

На партах вы видите карты успеха.

После каждого задания, вы будете отмечать свои успехи.

Плюс – вы справились и поняли задания.

Минус – возникли проблемы при выполнении задания.

- «Слово, предложение и текст в речевом общении».

- закрепить знания о предложении и тексте.

Мы повторим, что такое текст.

Узнаем, что такое заголовок.

Научимся озаглавливать текст. 

Слушают критерии оценивания.

 

Открытие нового знания

Организует наблюдение над языковым материалом.

- Сегодня мы с вами волшебники, сейчас нам нужно вернуть жизнь тексту.

- Откройте учебник на странице 21. Давайте прочитаем что нам хочет сказать профессор Самоваров.

-Теперь прочитаем текст на слайде. Это является текстом, почему? Что еще можно с ним сделать?

Что такое заголовок? 

Урожай

Наступил сентябрь. Люди убирают урожай. На полях собирают капусту, морковь и другие овощи. Из этих даров люди делают заготовки на зиму.

- А теперь давайте составим логическую цепочку. Из чего состоят слоги? Из чего состоит слово? Верно. Из чего состоит предложение? А из чего состоит текст?

- Могли бы вы сейчас ответить, какой компонент нам в речи совсем не нужен?

- Молодцы, все верно.

- Повторим, что такое заголовок?

- Отметьте свои достижения в карте успеха. 

Динамическая пауза

Летит по небу единорог

У него большой огромный рог

Он мечтает о конфете

Чтоб раздать всем детям.

Семья – группа людей, состоящая из родителей, детей, внуков и ближних

родственников, живущих вместе. 

Слушают учителя. 

Открывают учебник и читают по ролям. 

Отвечают на вопрос.

- Озаглавить.

- Заголовок – это краткое обозначение темы или основной мысли текста. 

- Из букв. Из слогов.

- Из слов.

- Из предложений. 

- Все компоненты нужны. 

Повторяют.

 

 

Первичное закрепление

Предлагает выполнить упражнение по конкретизации первичных знаний.

- Откроем рабочую тетрадь на странице 14. Прочитайте упражнение 19.

- Можно ли эти предложения назвать текстом? 

Объясните, как их превратить в текст. 

- Порядок предложений обозначьте цифрами.

- А текст вы запишите дома.

Отметьте свои достижения в карте успеха.

Какой вывод мы можем сделать?

Открывают рабочую тетрадь. 

- Нет. Так как это отдельные предложения, не связанные по смыслу.

- Нужно расположить их в правильной последовательности.

Слушают учителя.

Самостоятельная работа с самопроверкой

Организует закрепление знаний с учащимися.

- Возьмите карточки «Самостоятельная работа».

Прочитайте задание.

- Свяжите слова по смыслу. Запишите предложения.

Реке, на, начался, ледоход. Льдина, вот, показалась, большая. Ней, плыл, на, зайчишка. 

- Молодцы! Проверьте работу своего товарища по парте. Если задание выполнено  правильно, поставьте рядом со словосочетанием «+», если не верно «-».

Организует оценивание.

- Кто не допустил ошибок, поднимите правую руку. Какой вывод мы можем сделать из этого задания?

Отметим свои достижения в карте успеха.

 

Самостоятельно выполняют задание. 

- На реке начался ледоход. Вот показалась большая льдина. На ней плыл зайчишка.

Проводят взаимооценивание. 

Отвечают на вопросы. 

Проводят самооценку.

Включение в систему знаний, повторение

Проводит работу с изученным материалом.

- Сейчас мы поработаем в группах, нам нужно разделиться на 6 групп.

Ваша задача озаглавить текст.

«Гроза»

Чёрные тучи затянули небо. В воздухе царит тишина. Вдруг налетел порыв ветра и волной прошёлся по траве. Небо разрезала молния. Миг, и раскат грома оглушает округу. По земле застучали крупные дождевые капли, которые сменил частый дождь.

«Ёжик»

Осенью Юра и Маша в саду нашли маленького ёжика. Ребята принесли его домой и посадили в большую коробку. Дети кормили ёжика кусочками белого хлеба, поили тёплым молочком. Всю морозную зиму питомец крепко спал. Ребята ждали прихода весны. Однажды в тёплый апрельский день их колючий друг проснулся. Дети очень обрадовались!

«В горах»

Вы были в горах? Высокие пики покрыты ледяными шапками. Чуть ниже среди больших камней виднеются островки снега. Рядом лежит ковёр из пёстрых цветов и зелёной травы. С вершин с шумом несётся горная речка. Потоки холодной воды перепрыгивают через камни. Удивительное зрелище!

«Кораблик»

Наступил тёплый апрель. Выдался ясный день. С крыш падает частая капель. На клёне надулись почки. На буграх зацвела мать-и-мачеха. Пушистые сугробы снега исчезли. Весело бежит звонкий ручей. У Никиты в руках кораблик. Он спустил его на воду. Быстро мчит кораблик.

«Дождь»

Лето. Ярко светит солнце. Вдруг пошёл дождь. Ребятишки выбежали из дома на улицу. Весело шлёпали они по мокрой траве и лужам босыми ногами. Ловили руками капли дождя. Вода стекала до самых плеч. Всюду видны фонтаны брызг.

«Берёзы»

За деревней большое поле ржи. По краю поля вьётся просёлочная дорога. Вдоль дороги выстроились в ряд белоствольные берёзы. От деревьев тянутся длинные тени. В берёзовой посадке слышны голоса птиц. А в траве прячутся красивые подберёзовики.

- Давайте проверим. Отметьте свои достижения в карте успеха.

 

Слушают учителя. 

Выполняют задание.

 

Проверяют по презентации.

Отмечают свои достижения.

Рефлексия деятельности

Акцентируют внимание на конечных результатах учебной деятельности обучающихся на уроке.

- Какая была тема урока?

- Каковы были задачи нашего урока и все ли мы их решили?

Текст состоит из:

а) предложений;

б) звуков;

в) слов.

Текст – это:

а) отдельные предложения;

б) группа предложений, расположенных в определенной последовательности и связанных по смыслу.

По заглавию можно определить:

а) сколько предложений в тексте;

б) тему текст;

в) автора текста.

- Вы сегодня большие молодцы.

- Встаньте те, кому понравилось наш урок и те, у кого стоят все плюсы в нашей карте успеха.

- Спасибо за урок. Урок закончен. До свидания!

Отвечают на вопросы. 

Выполняют задание.

Слушают учителя.

Выполняют задание.

Размер:
35.4 Kb
Скачали:
15