УМК: "Школа России".
Цель: создать условия для формирования умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.
Задачи:
Дидактические средства:
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Мотивация к учебной деятельности |
Приветствие. Всем, всем, всем добрый день! Прочь с дороги наша лень! Не мешай учиться, Не мешай трудиться!
Проведём орфоэпическую разминку. Поиграем в игру «Доскажи словечко». 1. Посмотрите на картинку, что это? Скажем с ударением 2. Я читаю, вы внимательно слушаете и повторяете за мной. 3. Я читаю, вы внимательно слушаете и повторяете за мной. 4. Я читаю, вы внимательно слушаете и повторяете за мной 5. Вот он по дороге едет И глядит на светофор. Вы подскажете мне, дети, Как зовут его? 6. Я читаю, вы внимательно слушаете и повторяете за мной 7. Посмотрите на картинку прочитаем с ударением. А что такое щавЕль? - Молодцы! - В каком словаре можно посмотреть правильность ударения и произношения, откроем учебник на странице 133. Запомните и говорите по-русски правильно |
Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей.
1) бАнты 2) кафЕ 3) квартАл 4) тУфля 5) ШофЁр 6) хвОя 7) ЩавЕль (растение)
- В орфоэпическом словаре.
|
Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии |
Какое сегодня число? Найдем орфограммы и подчеркнем их. Будем опираться на алгоритм, прочитаем его хором: 1. Прочитай слово. 2. Поставь ударение. 3. Найди орфограмму. 4. Обозначь ее.
- Скажем с ударением: клАссная - На какой слог падает ударение? - Какая орфограмма в этом слове? - Открываем тетради и записываем дату, классная работа. Обозначаем все орфограммы, как на доске. - Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? - Молодцы. А еще правильно и красиво писать. - Давайте прочитаем девиз письма. - Посмотрите, какую букву мы будем писать. - Старайтесь соблюдать форму, размер букв. Писать с наклоном вправо. Соблюдайте правила посадку. Приступим к словарной работе. Сначала запишем слово «Словарь»: На доске записаны слова, вам нужно вставить пропущенную букву и записать в тетрадь. Словарь: Обл...ко, ...дежда, ...ктябрь, ...сина, ...тец, п...льто, п...нал. Я ЧИТАЮ СЛОВА НА ДОСКЕ - Проверим. Кто пойдёт и впишет буквы. Работаем по алгоритму, все обозначают в тетрадях ударение и орфограмму при письме. - Ставим ударение, обозначаем ударение. - В каком словаре можем проверить написание? (На стр. 134 Название Орфографическом) - Поднимите руку у кого нет ошибок. - Посмотрите в словарик. У кого ошибки - Заглядывайте чаще в словарик. - Молодцы! |
2 марта Классная работа
Третье: - На первый слог Т – прописная буква в начале предложения е-непроверяемая гласная буква в корне слова ь – разделительный мягкий знак Работа: а- непроверяемые безударная гласные в корне слова.
Грамотно и красиво писать
Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь Каждый день мы узнаём что- то новое.
Букву Пп. пишут. - Словарь: о’блАко, Оде’жа, Октя’брь, Оси’на, Оте’ц, пАльто’, пИна’л. - Буквы записывают в слова, вставляют, выделяют орфограммы.
Орфографическом словаре |
Постановка проблемы |
- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Мы в гостях у Снеговика. Он предлагает нам карту России. (Экран выключается. На доску вывешивается карта России) - Что можно найти на карте? - Найдите на карте г. Москву, оз. Байкал, республику Марий Эл, р. Волга, Чёрное море. (Слова написаны на доске) - Предположите, какая тема урока? - Эти понятия являются географическими названиями. - Тема урока: Заглавная буква в географических названиях. - Предположите задачи урока Мы будем: - узнать .. (что?) - научится ... (чему?) - понять ... (что?)
|
названия городов, рек, гор, озёр и т.д.
Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр.
Какие слова пишутся с большой буквы Отличать имена собственные и нарицательные Как пишутся имена собсвенные. |
Проектирование и фиксация нового знания |
- Сейчас будем работать в парах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по пять названий. 1 группа: городов. 2 группа: сёл и деревень. 3 группа: морей и рек. - Какие названия вы записали? - Объясните, как нужно писать слова такой группы.
|
Волгоград, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Саратов. Колпачки, Кривая Музга, Лошки, Чернышково. Волга, Лена, Иртыш, Чёрное море, Байкал. Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные |
Реализация построенного проекта |
Физкультминутка - А теперь не много отдохнем, у нас физкультминутка для глазок, смотрим на слайд и на меня и выполняем упражнение. - Мы пришли в «Лес заданий». - Откройте учебник на стр. 60, найдите упр. 102. Прочитайте задание. (Один ученик работает у доски) Проверка. |
- Выполняют. |
Первичное закрепление |
- Мы у «Переправы». Перед нами мостик, но некоторые дощечки поломались. Чтобы перебраться на другой берег нам нужно починить его. - Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием) - Составьте предложение с любым именем собственным, запишите в тетрадь - Читая книгу, я увидела, что слово земля написано с маленькой буквы, а потом заметила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? - Посмотрите на экран , выберите заглавную или строчную букву. Запишите. |
Выполняют задание.
Моя мама Оксана поехала вчера в Краснодар к родственникам.
Планета Земля, плодородная земля (почва), звезда Солнце, яркое солнце (свет, тепло, излучаемое этим светило), юбка солнце (крой) |
Самостоятельная работа |
Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву. В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов. - Объясните, как записали одинаково звучащие слова. Проверьте. |
- Выполняют задание. В Азии есть река Тигр. В лесах живёт тигр. Ребята приехали в город Л.ьвов. В Африке живёт много Л.ьвов. |
Рефлексия учебной деятельности
|
Вот и подошло к концу наше путешествие. Подведем итог. - Какая была тема урока? Где мы побывали? - Какие задачи мы перед собой ставили? - Чему научились? - я узнал(а) … - мне было интересно … - мне было трудно … - Я поставлю 5 (имя), потому что, я поставлю 4 (имя), потому что… - Откройте дневники, запишите дом. задание: изобразить пословицу с географическими названиями. - Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали. Урок окончен! |
- Заглавная буква в географических названиях» Ответы учащихся
Выполняют.
Слушают.
Записывают.
Приготавливаются к следующему уроку. |