Конспект урока русского языка 2 класс "Заглавная буква в географических названиях"

УМК: "Школа России".

Цель: создать условия для формирования умения писать с заглавной буквы собственные имена существительные, обозначающие географические названия.

Задачи:

  • способствовать формированию умения выделять из речи имена собственные, обозначающие географические названия, писать их с заглавной буквы;
  • закрепление каллиграфических навыков, развитие орфографической зоркости.

Дидактические средства:

  • для учителя: учебник, 2 кл, Русский язык, презентация, карточки для работы в паре, карточки для самостоятельной работы, рефлексия
  • для обучающегося: учебник 2 кл., письменная тетрадь.

Ход урока

Этап

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация к учебной деятельности

Приветствие.

Всем, всем, всем добрый день!

Прочь с дороги наша лень!

Не мешай учиться,

Не мешай трудиться!

 

Проведём орфоэпическую разминку. Поиграем в игру «Доскажи словечко».

1. Посмотрите на картинку, что это? Скажем с ударением

2. Я читаю, вы внимательно слушаете и  повторяете за мной.

3. Я читаю, вы внимательно слушаете и  повторяете за мной.

4. Я читаю, вы внимательно слушаете и  повторяете за мной

5. Вот он по дороге едет

И глядит на светофор.

Вы подскажете мне, дети,

Как зовут его?

6. Я читаю, вы внимательно слушаете и  повторяете за мной

7. Посмотрите на картинку прочитаем с ударением.

А что такое щавЕль?

- Молодцы!

- В  каком словаре можно посмотреть правильность ударения и произношения, откроем учебник на странице 133.

Запомните и говорите по-русски правильно

Приветствуют. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей. 

    

1) бАнты 

2) кафЕ 

3) квартАл 

4) тУфля 

5) ШофЁр 

6) хвОя 

7) ЩавЕль (растение) 

 

- В орфоэпическом словаре.

 

 

 

 

Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии

Какое сегодня число?

Найдем орфограммы и подчеркнем их. Будем опираться на  алгоритм, прочитаем его хором:

1. Прочитай слово.

2. Поставь ударение.

3. Найди орфограмму.

4. Обозначь ее.

 

- Скажем с ударением:  клАссная

- На какой слог падает ударение?

- Какая орфограмма в этом слове? 

- Открываем тетради и записываем дату, классная работа.

Обозначаем все орфограммы, как на доске.

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком?

- Молодцы. А еще правильно и красиво писать.

- Давайте прочитаем девиз письма.
«Каждый день жизни прибавляет частицу мудрости». Как вы понимаете её смысл?

- Посмотрите, какую букву мы будем писать.

- Старайтесь соблюдать форму, размер букв. Писать с наклоном вправо. Соблюдайте правила посадку.   

Приступим к словарной работе.  Сначала запишем слово «Словарь»: На доске записаны слова, вам нужно вставить пропущенную букву и записать в тетрадь.

Словарь: Обл...ко, ...дежда, ...ктябрь, ...сина, ...тец, п...льто, п...нал.

Я ЧИТАЮ СЛОВА НА ДОСКЕ

- Проверим. Кто пойдёт и впишет буквы. Работаем по алгоритму, все обозначают в тетрадях ударение и орфограмму при письме.

- Ставим ударение, обозначаем ударение.

- В каком словаре можем проверить написание? (На стр. 134 Название Орфографическом)

- Поднимите руку у кого нет ошибок.

- Посмотрите в словарик. У кого ошибки - Заглядывайте чаще в словарик.

- Молодцы!

2 марта Классная работа

 

Третье:

- На первый слог

Т – прописная буква в начале предложения

е-непроверяемая гласная буква в корне слова

ь – разделительный мягкий знак
Классная: «К» пишем с прописной буквы, так как она стоит в начале предложения. Удвоенная согласная  эс.

Работа:

а- непроверяемые безударная  гласные в корне слова.

 

Грамотно и красиво писать

 

Учимся грамотно писать, узнаём правила письма. Развиваем речь

Каждый день мы узнаём что- то новое.

 

Букву Пп. 

пишут. 

- Словарь: о’блАко, Оде’жа, Октя’брь, Оси’на, Оте’ц, пАльто’, пИна’л. 

- Буквы записывают в слова, вставляют, выделяют орфограммы. 

 

Орфографическом словаре

Постановка проблемы

- Сегодня мы отправляемся в путешествие за новыми знаниями. Мы в гостях у Снеговика. Он предлагает нам карту России.

(Экран выключается. На доску вывешивается карта России) 

- Что можно найти на карте? 

- Найдите на карте г. Москву, оз. Байкал, республику Марий Эл, р. Волга, Чёрное море. (Слова написаны на доске) 

- Предположите, какая тема урока? 

- Эти понятия являются географическими названиями. 

- Тема урока: Заглавная буква в географических названиях. 

- Предположите задачи урока

Мы будем:

- узнать .. (что?)

- научится ... (чему?)

- понять ... (что?)

 

  

 

названия городов, рек, гор, озёр и т.д. 

 

Заглавная буква в названиях стран, городов, сёл, деревень, рек, озёр. 

 

Какие слова пишутся с большой буквы

Отличать имена собственные и нарицательные

Как пишутся имена собсвенные.

Проектирование и фиксация нового знания

 - Сейчас будем работать в парах. Каждая группа получает карту. Задание: запишите по пять названий.

1 группа: городов.

2 группа: сёл и деревень.

3 группа: морей и рек.

- Какие названия вы записали?

- Объясните, как нужно писать слова такой группы.

 

 

 

 Волгоград, Краснодар, Москва, Санкт-Петербург, Саратов. 

Колпачки, Кривая Музга, Лошки, Чернышково. 

Волга, Лена, Иртыш, Чёрное море, Байкал. 

Названия стран, городов, деревень, улиц, рек … пишутся с заглавной буквы. Это имена собственные

Реализация построенного проекта

Физкультминутка

- А теперь не много отдохнем, у нас физкультминутка для глазок, смотрим на слайд и на меня и выполняем упражнение. 

- Мы пришли в «Лес заданий». 

- Откройте учебник на стр. 60, найдите упр. 102. Прочитайте задание. (Один ученик работает у доски)

Проверка.

- Выполняют.

Первичное закрепление

- Мы у «Переправы». Перед нами мостик, но некоторые дощечки поломались. Чтобы перебраться на другой берег нам нужно починить его. 

- Откройте рабочую тетрадь на стр. 29 упр. 61. Прочитайте задание. (Выполнение задания с комментированием) 

- Составьте предложение с любым именем собственным, запишите в тетрадь 

- Читая книгу, я увидела, что слово земля написано с маленькой буквы, а потом заметила это же слово, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? 

- Посмотрите на экран , выберите заглавную или строчную букву. Запишите.

 

Выполняют задание. 

 

Моя мама Оксана поехала вчера в Краснодар к родственникам.

 

Планета Земля, плодородная земля (почва), звезда Солнце, яркое солнце (свет, тепло, излучаемое этим светило), юбка солнце (крой)

Самостоятельная работа

 Вместо точки вставьте строчную или заглавную букву. 

В Азии есть река (т, Т) .игр. В лесах живёт (т, Т) .игр. Ребята приехали в город (л, Л) .ьвов. В Африке живёт много (л, Л) .ьвов.

- Объясните, как записали одинаково звучащие слова. Проверьте.

- Выполняют задание. 

В Азии есть река Тигр. В лесах живёт тигр. Ребята приехали в город Л.ьвов. В Африке живёт много  Л.ьвов. 

Рефлексия учебной деятельности

 

 

Вот и подошло к концу наше путешествие. Подведем итог.

- Какая была тема урока? Где мы побывали?

- Какие задачи мы перед собой ставили?

- Чему научились? 

- я узнал(а) …

- мне было интересно …

- мне было трудно …

- Я  поставлю 5 (имя), потому что, я поставлю 4 (имя), потому что… 

- Откройте дневники, запишите дом. задание: 

изобразить пословицу с географическими названиями.

- Ребята, вы большие молодцы, хорошо поработали. Урок окончен!

 

- Заглавная буква в географических названиях»

Ответы учащихся

 

 

Выполняют. 

 

Слушают.

 

Записывают. 

 

Приготавливаются к следующему уроку.

Размер:
37.91 Kb
Скачали:
4