Комбинированный урок русского языка и окружающего мира в 1 классе "Правописание собственных и нарицательных имен существительных"

УМК: "Школа России".

Вид: Комбинированный урок с элементами НРК.

Цель урока: закрепление знаний учащихся об именах существительных собственных и нарицательных.

Задачи:

  • формировать умение пользоваться терминами "имена собственные", "имена нарицательные";
  • закреплять орфографический навык использования заглавной буквы в именах собственных;
  • способствовать формированию интереса к предмету, любви к своему городу, малой родине.

Оборудование урока: мультимедиа, презентация по теме, маршрутные листы, таблицы.

Ход урока

Организационный момент

- Ребята, сегодня на нашем уроке – гости. Давайте их поприветствуем.
- А теперь, будьте внимательны, ведь сегодня наш урок не совсем обычный, я вам предлагаю отправиться в путешествие.

Актуализация опорных знаний

- Отгадайте загадку.

Летом бежит, зимой спит,
Весна настала - опять побежала. (Река)

- А кто-нибудь догадался, почему загадка про реку? (ответы детей)
- Молодцы, потому что наше путешествие будет по реке.
- Какая река делит наш город на 2 части?

- На каком транспорте мы отправимся в путешествие?
- А вы знаете, что у каждого путешественника есть с собой маршрутный лист? На нем они обозначают все места своего путешествия. (Показ)
- В скобочках на маршрутном листе записываем - река Абакан.

- Значит, путешествовать мы будем по реке Абакан.
- С какой буквы напишем слово река? Почему?
- А с какой буквы напишем слово Абакан? Объясните написание.

- Река таит очень много опасных мест. Одни из них – перекаты. Давайте прочитаем значение этого слова в словаре. (Мелкое место с быстрым течением)
- В русском языке тоже есть много опасных мест. Это слова, где можно допустить ошибку.

Закрепление изученного

- В каждом маршрутном листе обязательно должна быть дата начала путешествия.
- Кто может назвать сегодняшнюю дату? (Записываем дату)
- Ребята, предложите, откуда мы отправимся в поход?

- Как называется наш город? (Абаза)
- Найдите начало. (1 точка, записываем)
- С какой буквы написали название реки и города? (слайд)

- Определите тему сегодняшнего урока.
- Вся страна узнала о нашем небольшом городке, еще 1988 году, благодаря журналисту Пескову, который написал про семью отшельников Лыковых, живших многие десятилетия в тайге.
- Из этой семьи осталась только бабушка Агафья, ей 77 лет. (Агафья Карповна Лыкова)

- С какой буквы вы бы написали имя? Отчество? А фамилию? (Проверяем)
- Конечная станция нашего путешествия "Горячий ключ". (лечебный источник, где можно лечиться, отдыхать и любоваться красотами нашей природы)
- Перекат "Избушки". (в этом месте на реке и по берегам большие камни, похожие на избушки, дома)

Дети дописывают название к слову "перекат". Проговаривают, с какой буквы написаны слова.

Физминутка

  • Перекат "Курчеп". (в этом месте в Абакан впадает маленькая речка Курчеп, в воде большие камни и большие волны)
  • Перекат "Центральный" или "Прометей". (здесь красивая скала, она напоминает о древней легенде про сына Прометея, который украл огонь у богов и подарил его людям)
  • "Волчья" яма. (по берегам этого места очень много волков, так как много косуль)
  • "Сохачья" яма. (сохатый – сибирское название лося, раньше было много)
  • Перекат "Карбанак" (река делится на два рукава: русло и протоку, и течение бьет в скалу. Очень большая глубина!)

Дети дописывают названия к перекатам. Проговаривают, с какой буквы написаны слова.
- Ребята, я прочитала, что у Агафьи Лыковой 15-20 кошек. Но своих кошек она никак не назвала. Давайте пофантазируем, какие клички ее кошкам дали бы вы? (устные ответы)
- Запишите любую понравившуюся кличку в свою тетрадь. Как будем записывать? (Например: кошка Фрося)

Рефлексия

- Вам понравилось путешествие?
- Какую тему по русскому языку мы повторили во время путешествия?

- Давайте проверим, хорошо ли вы поняли эту тему? (Игра)
- Молодцы!

Итог урока

- Вот мы и подъехали к пристани, сдаем свои маршрутные листы, берем рюкзаки и четыре километра идем по таежной тропе к источнику "Горячий ключ".
- Здесь сделаем остановку и подведем итог.

- Закончите фразы. Сегодня на уроке я:

  • узнал, открыл для себя…
  • научился, смог…
  • могу похвалить себя и своих одноклассников за …

- Всем спасибо! (Активным ребятам - приз)

Размер:
24.48 Kb
Скачали:
10