Конспект урока русского языка 1 класс "Заглавная буква в именах собственных"

УМК: "Школа Россия".

Цель урока: сформировать умение писать имена собственные с заглавной буквы;

Планируемые результаты:

  • учащиеся научатся распознавать имена собственные;
  • писать имена собственные с заглавной буквы;
  • применять полученные знания при выполнении нестандартных заданий.

Ход урока

Мотивационный этап

- Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть вас. Хочу вам пожелать хорошего всем настроения и успехов!
- У вас на столе лежат солнышко и тучка, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите ее и покажите.

- Я хочу, чтобы и в конце урока у вас было такое же хорошее настроение, а у тех кому сейчас грустно, оно поднялось.
- А теперь повернитесь к своему соседу по парте и улыбнитесь друг другу, улыбнитесь мне. Улыбка всегда располагает нас к приятному.

Актуализация знаний

- Ребята, давайте вспомним, о чем мы говорили на прошлом уроке?
- Что изучили?

Чистописание

- Открыли тетради. У вас на парте лежат карточки, посмотрите, какую букву и слова с этой буквой мы будем писать сегодня на чистописании? (Мм – строчную и заглавную, слова с буквой М)
- Спишите красиво. Запишите число, классная работа.

Предъявление слова

- Ребята, сегодня мы с вами повторим словарные слова, которые мы изучили.
- Я буду читать эти слова, а вам необходимо их записать.

- Один ученик будет писать у доски, затем мы проверим.
- Родина, Россия, город.

Анализ звукового состава
- Ребята, произносите слово Родина, выделите слоги (Ро-ди-на), сколько слогов получилось (3 слога), поставьте ударение (Ро’дина).
- Теперь произносите слово Россия, сколько здесь слогов? (Ро-сси-я), (3 слога), поставьте ударение (Росси’я).
- У нас осталось слово город, выделите слоги (го-род), сколько слогов получилось (2 слога), поставьте ударение (го’род).

Составление словосочетания или предложений с новым словом

- Прочитайте еще раз слова и составьте словосочетание с одним из слов, запишите это словосочетание в тетрадь.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на буквы, расположенные на доске. Найдите среди них лишнюю (а, з, к, В, н, и) и объясните свой выбор.
- Давайте, определите тему урока, послушав стихотворение Е. Измайлова.

Буква обычная выросла вдруг
Выросла выше букв – подруг
Буква расти не сама захотела,
Букве поручено важное дело.

Имя, фамилия пишутся с нею,
Чтобы заметней быть и виднее.
Чтобы звучали громко и гордо

Имя твое, имя улицы, города.
Буква большая - совсем не пустяк!
В букве большой – уважения знак!

- Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить?
- Какова тема нашего урока? (высказывают свои предположения)
- Верно, тема нашего урока "Заглавная буква в именах собственных".

- Как вы понимаете значение слова собственное? (мое, личное: имя, фамилия и т.д.)
- Ребята, сегодня мне на почту пришло письмо от Незнайки, в котором он пишет:

"Ребята, сегодня я читал интересную книгу, в ней я увидел, что слово лев написано с маленькой буквы, а потом встретил слово Лев, написанное с большой буквы. Могло ли так быть? Помогите мне разобраться в этом".

- Давайте запишем эти пары слов через запятую и вернемся к ним, когда изучим правило.

Определение целей

- Ребята, внимательно прочитайте тему урока. Выделите слово которое вам не знакомо.
- Ответьте на вопрос, какое новое знание нужно будет освоить в процессе изучения новой темы, какое новое умение с применением этого знания необходимо усвоить?

- Сформулируйте цель урока. (Узнать и закрепить правило написания заглавной буквы в собственных именах)
- Ребята, у нас на экране есть вспомогательные слова, которые нам помогут поставить перед собой задачи.
- Нам нужно их продолжить: узнать, повторить, выучить, закрепить.

Составление плана действий

- Задачи нашего урока:

  • Познакомить с орфографическим правилом "Заглавная буква в именах собственных";
  • Научить писать с заглавной буквы имена собственные;
  • Научиться применять новые знания при выполнении заданий.

- Данные задачи будут являться нашим планом.

Первичное усвоение новых знаний

- Как определить, где в слове писать заглавную букву, а где маленькую? Ответить на этот вопрос нам предстоит сегодня.
- Ребята, я предлагаю вам отгадать загадки о литературных героях.

В одной веселой книжке
Живет смешной мальчишка.
Он многого не знает,
Учиться не желает. (Незнайка)

Летает, но не самолет,
С пропеллером, но не вертолет,
Сладкое любит, но не медведь,
Любит на люстре он посидеть. (Карлсон)

Появилась девочка в чашечке цветка,
И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла. (Дюймовочка)

Скорей бы приблизился вечер,
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал. (Золушка)

- Посмотрите внимательно на записи и выберите нужные буквы: (Н, н)езнайка, (К,к)арлсон, (З,з)олушка, (Д,д)юймовочка.
- Почему выбрали заглавные буквы? (Имена пишутся с большой буквы)
- Вспомните правило правописания имен людей.

Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы

- Сейчас я вам предлагаю записать свою фамилию и имя. Давайте запишем предложение о том, как вас зовут. А какая у вас фамилия?
- Как пишутся имена, фамилии, отчества людей.

Вывод: Имена, фамилии, отчества пишутся с большой буквы. Имена сказочных героев пишутся с большой буквы.

- Ребята, сейчас я прочитаю стихотворение-шутку, затем, дам вам задание по стихотворению, так что слушайте внимательно.

Жили-были дед да баба
С маленькою внучкой.
Кошку рыжую свою
Называли Жучкой.

А Хохлаткою они
Звали жеребенка.
А еще у них была
Курица Буренка.

А еще у них была
Собачка Мурка.
А еще – два козла:
Сивка да Бурка!

- Почему стихотворение называется шуточным? (т.к. все клички животных перепутаны)
- Какие слова написаны с заглавной буквы? (клички животных)
- Ребята, как вы понимаете пословицу? "Одна голова хорошо, а две лучше", как мы будем работать?

Работа в парах по карточкам

- Вам нужно соединить линиями кого, как надо назвать и доказать слова, которые будут писаться с большой буквы, и какие с маленькой.

  • собака Мурка
  • курица Буренка
  • корова Сивка да Бурка
  • кошка Жучка
  • жеребята Хохлатка

- Как написаны клички животных? А названия животных?

Вывод: Клички животных пишутся с большой буквы.

- Мы работали над правописанием имен собственных: имен, отчеств, фамилий людей и кличек животных. Все эти слова пишутся с большой буквы.
- Но есть еще другие слова, которые пишем с заглавной буквы – это географические названия.
- Что обозначают географические названия? (названия городов, морей, стран)

- Увидеть географические названия можно на карте.
- Посмотрите на карту и прочитайте, географические названия.
- Прочитайте еще раз и сделайте вывод, как они пишутся.

- Как вы думаете, почему названия стран пишутся с большой буквы?
- Дополните правило написания слов с заглавной буквы. Сформулируйте его.

Вывод: Географические названия пишутся с большой буквы.

- Давайте составим правило написания слов с заглавной буквы.

Имена, фамилии, клички животных, города, страны пишутся с большой буквы

Первичная проверка понимания

- Ребята, у нас на слайде даны слова, нам нужно их разделить на группы. Это задание мы будем выполнять вместе, проговаривая в громкой речи.
- И так, наше 1 слово, в какую группу мы его отнесем?

Группы:

  1. Маша, Даша, Саша.
  2. Пушкин, Лермонтов, Носов.
  3. Москва, Валуйки, Белгород.

Первичное закрепление

- Сейчас я предлагаю, проверить, как вы усвоили новые знания.
- Вы будете работать в паре, я дам вам карточки с заданием, а вам необходимо будетподчеркнуть ту букву, которую нужно поставить в слове.

Карточка

Книгу про (Н,н)езнайку сочинил писатель (Н,н)осов, который жил в (Р,р)оссии.
(К,к)арлсон – житель (Ш,ш)веции, а (П,п)ятачок – (А,а)нглии.
Историю про грязнулю (Ф,ф)едору знают все дети (Р,р)оссии.

Волшебная сказка про (З,з)олушку пришла к нам из (Ф,ф)ранции.
В маленькой стране (Д,д)ании жил великий сказочник (А,а)ндерсен, который написал прекрасную сказку о девочке (Д,д)юймовочке.

- Давайте проверим, что у нас получилось. (проверка)

Итог урока. Рефлексия

- Ребята, давайте теперь вернемся к нашему письму, которое нам прислал Незнайка и ответим, почему в первом случаи лев написано с маленькой буквы, а во втором слове Лев, написано с большой буквы.
- Могло ли так быть? (Да, потому, что в 1 случаи это животное, а во втором – это имя мальчика)

- Посмотрите на план, который мы составили в начале урока, все ли мы выполнили, ничего не забыли? Все ли желания на нашем дереве исполнились? (ответы детей)
- Давайте проверим как вы запомнили новую тему.
- Дополните одну из фраз.

Сегодня на уроке:

  • я узнал…
  • я понял…
  • мне было интересно…
  • мне было трудно…

- Давайте вернемся к нашему солнышку и тучке, посмотрите какая из карточек отражает ваше настроение в данный момент? Выберите ее и покажите.
- Я вижу, что у большинства из вам хорошее настрое, а это значит, что урок наш прошел успешно.
- Спасибо за работу, урок окончен, до новых встреч!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!