Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Гласный звук [ы], буква ы"

Цели урока:

  • дать учащимся представление о гласном звуке [ы], букве ы;
  • развивать умение делить слова на слоги, правильно ставить ударение;
  • развивать речь учащихся.

Оборудование: наглядный материал для доски, конспект, азбука, карточки, карандаши, шары.

Литература: "Азбука" 1 класс ч. 1. автор: Горецкий В.Г.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Присаживайтесь!
- Сейчас у вас урок обучения грамоте.

Звенит звонок: начинается наш урок!

- Проверьте готовность к уроку, у вас на столе должны лежать: азбука, тетрадь, пенал.
- Все остальное нужно убрать со стола.
- Сядьте прямо, стул стоит ровно, спина прямая, руки на парте.

Актуализация знаний

На доске записана пословица (читают дети): "Не стыдно не знать, стыдно не учиться".
- Как вы понимаете смысл этой пословицы? (Если ты чего-то не знаешь, то не надо стесняться, необходимо узнать это из книг или у взрослых)
- Правильно, вы только учитесь, поэтому не бойтесь сказать, если что-то не поняли.

- Каждый день в школе вы узнаете что-то интересное, открываете для себя что-то новое.
- Думаю, что и этот урок не станет исключением. Но сначала мы с вами вспомним буквы, которые мы уже изучили.
- Я подготовила для вас загадки, слушайте внимательно, не торопитесь с ответом. (На доске карточки с буквами-ответами)

1. Аист - птица-почтальон,
К нам придет весною он.
Прилетит издалека,
Принесет нам букву... (А)

- Верно! (Переворачиваю 1 карточку)

2. Обезьянка проказница
Корчит рожи, дразнится –
Все за всеми повторяет,
И бананы вниз швыряет.
На хвосте качается –

Славно получается!
Обезьяне той легко
Превратится в букву… (О)

- Отлично! (Открываю 2 карточку)

3. Раз – брусок и два – брусок,
Плюс один наискосок,
Снизу, сверху – уголки,
А все вместе – буква... (И)

- Молодцы! (Открываю 3 карточку)
- Ребята, оцените свою работу, кто отгадал все загадки, поднимите руку.
- Скажите, а на доске изображены буквы или звуки? (буквы)

- Докажите свое мнение. (буквы мы пишем, видим и читаем, а звуки слышим и произносим)
- Верно, сейчас я буду указывать вам на букву и вы будете произносить название этой буквы.

- А сейчас я предлагаю вам произнести звуки, записанные данными буквами.
- Молодцы, вы справились с этим заданием!

Постановка целей урока, открытие темы

- Ребята, а вы заметили, что у нас осталась на доске не перевернутая карточка? (да)
- Как вы думаете, что там? (буква)

- Какие цели перед собой поставим? (узнать и охарактеризовать новый звук; узнать, какой буквой он обозначается)
- Сегодня мы с вами познакомимся с новой буквой и звуком, который она обозначает.

Изучение нового

- Ребята, посмотрите на меня. Что я держу в руке? (Шар)
- Откройте ваши рабочие тетради. Давайте составим схему слова шар.
- Сколько слогов в слове "шар"? (В слове шар 1 слог)

- Назовите этот слог. (шар)
- Какой звук ударный? (а)
- Будем ли мы ставить ударение? (нет)
- Почему? (в слове 1 гласный звук)

Выделение и характеристика нового звука

- Сколько звуков в слове "шар"? (3)
- Какой первый звук в слове ШАР? Он гласный или согласный? (согласный)
- Мы произносим его твердо или мягко? (твердо)

- Каким цветом мы его закрасим? (синим)
- Какой звук 2 в слове "шар"? (а)
- Он гласный или согласный? (гласный)

- Каким цветом мы закрасим его на схеме? (красным)
- Какой звук третий в слове "ШАР"? (р)
- Он гласный или согласный? (согласный)

- Мы произносим его твердо или мягко? (твердо)
- Каким цветом закрасим его на схеме? (синим)
- Молодцы! А что теперь у меня в руках? (Шары)

- Давайте произнесем хором последний звук в слове шары. (ыыыыыы)
- Как вы думаете, этот звук гласный или согласный? (гласный)
- Докажите, почему?

Упражнение на развитие фонематического слуха

- Сейчас, я буду называть слова, если в них есть звук ы, то хлопните, а если нет, то сохраняйте тишину: рыбка, шар, сыр, лиса, мышка, воробей, дерево, мысль.
- Кто знает, какой буквой обозначается этот звук? (вывешиваю)
- На что похожа буква ы? (ответы детей)

Определение места буквы в ленте букв

- Итак, ребята, мы сказали, что звук ы гласный. Приготовьте свои ленты букв. Каким цветом мы с вами закрасим звук ы? (красным)
- Верно, закрасьте.

Стихотворение о букве Ы

- А сейчас я приглашаю к доске ребят, который подготовили для нас стихотворения о букве Ы. Послушайте внимательно.
- Ребята, что вы узнали о букве Ы? (она не стоит в начале слова)
- А теперь, я предлагаю вам отдохнуть, встаем из-за парт.

Физминутка

Надувала мышка шар,
А мышонок ей мешал.
Подошел и лапкой топ,
А у мышки шарик - лоп.

Чтение стихов

- Ребята, у вас на столах лежат карточки, переверните их и прочитайте стихотворение.

Выпускаем цветные шары.
Пусть летят они выше горы,
Выше крыши и выше луны

И вернутся назад с вышины.
Кто сможет его выразительно прочитать?
О чем это стихотворение? (О воздушных шарах)

Нахождение буквы в словах

- Возьмите простой карандаш и обведите все буквы ы, которые встретите.
- Поменяйтесь с соседом по парте карточками и проверьте правильность выполнения задания, сравнивая с образцом. (Эталон вывешиваю на доске)

- В каких словах вам встретились буквы ы? (Выпускаем, цветные, шары, выше, горы, выше, крыши, выше, луны, вышины)
- Как звучит согласный перед ы?

Печатанье буквы ы

- А сейчас откройте стр. 33 в учебнике, давайте прочитаем правило.

Буква ы обозначает твердость предшествующего согласного звука

- Верно, поднимите руку те, кто нашел все слова?
- Открываем тетради и печатаем букву Ы.

Закрепление

Работа с иллюстрацией

- Откройте "Азбуку" на с. 32. Рассмотрите рисунок. Что на нем изображено? К какой сказке эта иллюстрация? (Щелкунчик)
- На рисунке изображены различные предметы. Есть ли среди них такие предметы, в названии которых встречается звук ы?
- Назовите слова, в которых он встречается. (Крынка, мыши, часы, сыр, дырки, погоны)

- Молодцы, верно! Составьте по схеме предложения к иллюстрации.
- Давайте немного отдохнем. Вставайте из-за парт.

Физминутка

Мышка быстренько бежала,
Мышка хвостиком виляла.
Ой, яичко уронила!
Посмотрите-ка, разбила!

Упражнение в изменении формы слова

- Обратите внимание на доску. Что изображено на рисунке слева? (Кукла)
- А справа? (куклы)
- Какие куклы изображены справа? (Петрушка, Мальвина, Клоун)

- С какой буквы мы будем записывать их имена? (с большой)
- Почему? (Это имена собственные, они пишутся с заглавной буквы)
- Почему в 1 случае вы сказали кукла, а во 2 куклы? (На 1 рисунке одна кукла, а на втором 3)

На доску вывешиваются карточка кукла-куклы.
- Давайте продолжим придумывать пары к словам.

  • Машина – (машины)
  • Игра – (игры)

Дидактическая игра "Кто больше"

- Ребята, а вы любите игры?
- Я предлагаю вам поиграть с соседом в игру "Кто больше".
- Вы по очереди называете слова со звуком ы, кто назвал последнее слово, тот и выиграл.

- Кто выиграл в каждой паре, поднимите руку.
- Молодцы, ребята!

Упражнение в сопоставлении слов

- Ребята, обратите внимание на доску, подберите к картинке схему слова. (На иллюстрации мишка и мышка, схемы одинаковые)
- Можно ли любую из этих схем соотнести с любым из этих рисунков? (да)

- А сейчас? (закрашиваю мягкий и твердый ш и ш`)?
- Да, можно. Какое правило помогло вам это сделать? (Буква ы обозначает твердость предыдущего согласного звука)

Подведение итогов урока. Рефлексия

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Закройте учебник и тетради, положите все на край стола, руки положите на парту.
- С каким звуком мы познакомились на уроке? (ы)
- Какой это звук? (гласный)

- А есть ли слова на букву Ы? (нет)
- А что обозначает буква Ы?

- Ребята, оцените свою работу на уроке, если вам было все понятно – поднимите солнышко, а если вам было не все понятно, и вам не понравилась ваша работа на уроке – поднимите тучу.
- Спасибо за урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!