Урок по обучению грамоте (чтение) 1 класс: Звуки [ М ] и [ М’]. Буква Мм

УМК: "Перспектива". "Азбука" 1 часть

Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [м], [м'], буквой М.

Предметные УУД:

  • продолжат овладевать навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целых слов, предложений и короткого текста с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания;
  • научаться характеризовать согласные звуки [м], [м'].

Основное содержание темы, понятия и термины: согласные звуки [м], [м'], буква М, слого-звуковой анализ слов.

Оборудование: учебник "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, напечатанная буква М, электронное приложение к учебнику, индивидуальная и демонстрационная лента букв, план на доске в виде условных обозначений (по навигации учебника), индивидуальные модели звуков, магнитные буквы, рассыпанные пословицы для работы в парах, ребусы.

I этап. Организационный момент. Речевая разминка

Цель – активизация учащихся, мотивирование к учебной деятельности.

Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Мы с вами продолжим опять
Новые буквы и звуки изучать.

II этап. Тема урока. Постановка учебной задачи

Цель – уметь слушать собеседника, обосновывать и доказывать свое мнение.
- Как мычит корова? Какой первый звук вы произнесли? (звук [м]) 
Сообщение темы и цели урока

Дети дополняют цели-предложения: Мы познакомимся со… и с… Мы научимся различать… Мы научимся читать… Составление плана действий по изучению нового материала.
- Давайте же восстановим все карточки-пиктограммы по порядку, повторяя наши способы действий.

ИССЛЕДОВАТЬ ЗВУК
СОСТАВЛЯТЬ СЛОГИ
ЧИТАТЬ СЛОВА

III этап. Изучение нового материала

Цель – сравнение звуков [ М ] и [ М’], развитие фонематического слуха учащихся.

Рассмотрите картинку. Кто изображен? (мышка и мишка)
Звукобуквенный анализ слов "Мишка" и "Мышка" с помощью цветных моделей звуков.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове "мышка", "мишка".
– Он гласный или согласный?

– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую модель звука возьмем для обозначения звука?

Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Мышка и Мишка поссорились. Из-за чего? Мышка говорит, что их названия начинаются с одной буквы, а мишка считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
Работа с электронным приложением по данной теме. (Упр.2 в звуковом анализе слов)

Практическая работа

Звукобуквенный анализ с помощью выкладывания моделей звуков следующих слов: зима, мел, яма. В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?

Звукобуквенный анализ слова "Зима"Звукобуквенный анализ слова "Зима"

Дидактическая игра "Твердый – мягкий"

- Сейчас я буду называть слова со звуками [м] и [м']. Когда я назову слово с [м'] вы должны показать волну рукой, а если с твердым звуком [м], то показать прямую руку, согнутую в локте. Слова: мама, мир, мыло, мед, мел, семь, малина, масло.

Физминутка для глаз музыкальная

С закрытыми глазами кончиком носа в воздухе написать букву М, слово МАМА.

IV этап. Знакомство с буквой Мм

Работа с картинкой учебника стр.78. Анализ графического образа буквы.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’] на письме? (Буквой м)
- На что похожа буква м? (Молния-застежка начинается на букву м и внешне похожа на нее)

Работа с лентой звуков. (Ученики находят в индивидуальной ленте звуков и раскрашивают зеленым и синим цветом ячейку с М. Сравнивают с эталоном на доске)

- Для чего нужны заглавная и строчная буквы Мм? Придумайте имена на букву М нашим гостям: мышке и мишке.

Чтение слогов

Учитель демонстрирует выставленные на наборном полотне слоги: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ, ЭМ. Как читали эту букву на конце слов? (Твердо)
- Мы прочли закрытые слоги. Теперь поменяйте местами буквы, чтобы получились закрытые слоги.

Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
Хоровое чтение слогов: МА, МУ, МО, МЫ, МИ, МЭ. Перед какими гласными произносится мягко? (и)

Составление рассказа

- Рассмотрите иллюстрацию с семейным чаепитием на ст. 78 и составьте рассказ. Какие слова встретились с буквой м? (Самовар, масло, мама, мед, сметана, мимоза)
(Перед нами на рисунке изображены мама и дочка. Они собираются завтракать. На столе стоит большой самовар. Возле самовара две белые кружки, сметана, ароматный мед и сыр. В руках у мамы мимозы, которые она ставит в вазу)

Мама - это самый дрогой и любимый человек в мире для каждого человека и нужно обязательно помогать родителям.

Физминутка

(на закрепление понятий "Гласные звуки")
Раз к медведю пришло письмо, он сказал с восторгом "О-О-О!"
Встал и чешет в голове "Э-Э-Э1" Ничего я не пойму "У-У-У"
Ну и голос был у мишки, словно медная труба "А-А-А!"
Все медведи таковы "Ы" и "И-И-И!"

V этап. Закрепление знаний и способов действия

Цель - закрепить умение вписывать изучаемые буквы в схемы, работать с моделями слов.
Чтение слов, предложения "У мамы мимоза", стихотворения в учебнике.

Упражнение в договаривании слога до целого слова.
- Назовите слова , которые начинаются со слога ма… (машина), ми… (минута), му… (муравей).

Самостоятельная работав звуковом анализе слов

Перед вами на доске три слова: мама, масло, мимоза. Самостоятельно составьте и зарисуйте в тетради схемы слов, запишите эти слова. Посчитайте количество звуков и разбейте схему на нужное число ячеек. Определите, какие звуки согласные или гласные. Если звук согласный, то определите твердый он или мягкий? Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.

Самооценка в виде приема "Светофор" с контролем по предоставленному эталону

Дифференцированная работа.

а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): прочитайте начала предложений и закончите их.

б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): прочитайте стихотворение и разгадать ребусы.
Проверка выполнения заданий.

Парная работа по составлению предложений из слов. НЕ ДЕЛАЙ ИЗ МУХИ СЛОНА. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.
Подчеркнуть слова с буквой м, обвести синим цветом, если обозначает твердый звук, зеленым - если мягкий звук.

VI. Итог урока. Рефлексия

  • Чему учились сегодня на уроке?
  • С какими новыми звуками мы познакомились сегодня на уроке?
  • Какой буквой на письме обозначаются звуки?
  • Какие задания понравились больше всего?
  • Какие затруднения остались?
Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!