УМК: "Перспектива". "Азбука" 1 часть
Цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными звуками [м], [м'], буквой М.
Предметные УУД:
Основное содержание темы, понятия и термины: согласные звуки [м], [м'], буква М, слого-звуковой анализ слов.
Оборудование: учебник "Азбука" Л.Ф. Климанова, С.Г. Макеева, напечатанная буква М, электронное приложение к учебнику, индивидуальная и демонстрационная лента букв, план на доске в виде условных обозначений (по навигации учебника), индивидуальные модели звуков, магнитные буквы, рассыпанные пословицы для работы в парах, ребусы.
Цель – активизация учащихся, мотивирование к учебной деятельности.
Вот звенит для нас звонок – начинается урок.
Ровно встали, подтянулись и друг другу улыбнулись.
Мы с вами продолжим опять
Новые буквы и звуки изучать.
Цель – уметь слушать собеседника, обосновывать и доказывать свое мнение.
- Как мычит корова? Какой первый звук вы произнесли? (звук [м])
Сообщение темы и цели урока
Дети дополняют цели-предложения: Мы познакомимся со… и с… Мы научимся различать… Мы научимся читать… Составление плана действий по изучению нового материала.
- Давайте же восстановим все карточки-пиктограммы по порядку, повторяя наши способы действий.
ИССЛЕДОВАТЬ ЗВУК
СОСТАВЛЯТЬ СЛОГИ
ЧИТАТЬ СЛОВА
Цель – сравнение звуков [ М ] и [ М’], развитие фонематического слуха учащихся.
Рассмотрите картинку. Кто изображен? (мышка и мишка)
Звукобуквенный анализ слов "Мишка" и "Мышка" с помощью цветных моделей звуков.
– Выделите интонационно 1-й звук в слове "мышка", "мишка".
– Он гласный или согласный?
– Какой это согласный: твердый или мягкий?
– Какую модель звука возьмем для обозначения звука?
Аналогично проводится работа с другими звуками.
– Мышка и Мишка поссорились. Из-за чего? Мышка говорит, что их названия начинаются с одной буквы, а мишка считает, что с разных. Сегодня на уроке мы узнаем: кто из них прав и почему?
Работа с электронным приложением по данной теме. (Упр.2 в звуковом анализе слов)
Практическая работа
Звукобуквенный анализ с помощью выкладывания моделей звуков следующих слов: зима, мел, яма. В каком слове звуков больше, чем букв? Почему?
Дидактическая игра "Твердый – мягкий"
- Сейчас я буду называть слова со звуками [м] и [м']. Когда я назову слово с [м'] вы должны показать волну рукой, а если с твердым звуком [м], то показать прямую руку, согнутую в локте. Слова: мама, мир, мыло, мед, мел, семь, малина, масло.
Физминутка для глаз музыкальная
С закрытыми глазами кончиком носа в воздухе написать букву М, слово МАМА.
Работа с картинкой учебника стр.78. Анализ графического образа буквы.
– А какой буквой обозначаются звуки [м], [м’] на письме? (Буквой м)
- На что похожа буква м? (Молния-застежка начинается на букву м и внешне похожа на нее)
Работа с лентой звуков. (Ученики находят в индивидуальной ленте звуков и раскрашивают зеленым и синим цветом ячейку с М. Сравнивают с эталоном на доске)
- Для чего нужны заглавная и строчная буквы Мм? Придумайте имена на букву М нашим гостям: мышке и мишке.
Чтение слогов
Учитель демонстрирует выставленные на наборном полотне слоги: АМ, ОМ, УМ, ИМ, ЫМ, ЭМ. Как читали эту букву на конце слов? (Твердо)
- Мы прочли закрытые слоги. Теперь поменяйте местами буквы, чтобы получились закрытые слоги.
Открытый слог оканчивается на гласный звук: го-да
Закрытый слог оканчивается на согласный звук: сок.
Хоровое чтение слогов: МА, МУ, МО, МЫ, МИ, МЭ. Перед какими гласными произносится мягко? (и)
Составление рассказа
- Рассмотрите иллюстрацию с семейным чаепитием на ст. 78 и составьте рассказ. Какие слова встретились с буквой м? (Самовар, масло, мама, мед, сметана, мимоза)
(Перед нами на рисунке изображены мама и дочка. Они собираются завтракать. На столе стоит большой самовар. Возле самовара две белые кружки, сметана, ароматный мед и сыр. В руках у мамы мимозы, которые она ставит в вазу)
Мама - это самый дрогой и любимый человек в мире для каждого человека и нужно обязательно помогать родителям.
Физминутка
(на закрепление понятий "Гласные звуки")
Раз к медведю пришло письмо, он сказал с восторгом "О-О-О!"
Встал и чешет в голове "Э-Э-Э1" Ничего я не пойму "У-У-У"
Ну и голос был у мишки, словно медная труба "А-А-А!"
Все медведи таковы "Ы" и "И-И-И!"
Цель - закрепить умение вписывать изучаемые буквы в схемы, работать с моделями слов.
Чтение слов, предложения "У мамы мимоза", стихотворения в учебнике.
Упражнение в договаривании слога до целого слова.
- Назовите слова , которые начинаются со слога ма… (машина), ми… (минута), му… (муравей).
Самостоятельная работав звуковом анализе слов
Перед вами на доске три слова: мама, масло, мимоза. Самостоятельно составьте и зарисуйте в тетради схемы слов, запишите эти слова. Посчитайте количество звуков и разбейте схему на нужное число ячеек. Определите, какие звуки согласные или гласные. Если звук согласный, то определите твердый он или мягкий? Поставьте ударение, обозначьте безударную гласную.
Самооценка в виде приема "Светофор" с контролем по предоставленному эталону
Дифференцированная работа.
а) Задание для нечитающих детей (под руководством учителя): прочитайте начала предложений и закончите их.
б) Задание для читающих детей (самостоятельная работа): прочитайте стихотворение и разгадать ребусы.
Проверка выполнения заданий.
Парная работа по составлению предложений из слов. НЕ ДЕЛАЙ ИЗ МУХИ СЛОНА. МАЛЕНЬКОЕ ДЕЛО ЛУЧШЕ БОЛЬШОГО БЕЗДЕЛЬЯ.
Подчеркнуть слова с буквой м, обвести синим цветом, если обозначает твердый звук, зеленым - если мягкий звук.