Звуки [п] [п'], обозначение их буквой "П"

Педагогическая цель: создать условия для ознакомления учащихся с согласными П, п, развития речи, логического мышления, памяти.

Планируемые результаты: характеризуют звуки [п], [п’] и букву П, владеют навыками чтения предложений и коротких текстов с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.

Основное содержание темы, понятия и термины:

  • звонкие согласные звуки [п], [п’];
  • буква П;
  • заглавная, строчная, печатная и письменная буквы;
  • слого-звуковой анализ слов;
  • рассказ.

Оборудование: учебник "Букварь", снежинки с изображением букв, фишки, предметные картинки с изображением людей разных профессий, шаблоны печатных букв, цветные карандаши.

Ход урока

Включение в учебную деятельность

- Сегодня у нас много гостей, давайте поприветствуем их.
- Посмотрите на своего соседа, улыбнитесь.
- Проверяем готовность к уроку. (Дежурный называет принадлежности, а дети хлопают в ладоши)

Развитие речевого аппарата

- Ребята, давайте начнем урок с дыхательной гимнастики и артикуляционной разминки.

  1. Дыхательная гимнастика. Упражнения "Тишина", "Насос".
  2. Артикуляционная разминка. Упражнения "Пчела", "Лошадка"

Актуализация знаний

- Ребята, какое сейчас время года?
- К нам в класс залетели снежинки и принесли буквы, с которыми мы познакомились на прошлых уроках.
- Внимательно посмотрите на буквы и скажите какая из них лишняя? (У, М, Г, В, Р, Т, С)

- Почему? (Буква У обозначает гласный звук)
- Чем отличаются гласные звуки, от согласных?
- Дайте характеристику любого согласного звука, который на письме обозначаем буквами.

Постановка цели и определение темы

- А сейчас вы читаете слоги, а я договариваю предложения.
Па-пя-па – на столе крупа.
Пы-пи-пы - варю кашу из крупы.
Пы-пе-пы – нет крупы.

- Какая буква в начале нашей чистоговорке?
- Какие звуки она обозначает? ([п],[п'])
- Это гласные или согласные звуки?

- Почему?
- Как вы думаете, какая у нас тема урока? (Звуки [п],[п'] и буква П)
- Какую мы поставим цель? (Познакомиться со звуками [п],[п'] и буквой П)

Физминутка

Работа по теме урока

- Звуки [п, п'] обозначаются буквой П. (На доске выставляется карточка с буквами П п и изображение повара)
- Кого вы видите на картинке? (повара)
- На какой звук начинается слово?

- А какие еще профессии с новым звуком вы знаете? (Парикмахер, продавец, программист)
- А чтобы стать хорошим профессионалом, что надо делать? (Хорошо учиться)
- А теперь обобщим наши знания и дадим характеристику звука [п]. (На доске выставляются карточки)

Звук и буква пЗвук и буква п

Игра "Кто больше?"

- Мальчики подбирают слова, которые начинаются с звука [п], а девочки с [п'].
- Откройте учебник на с. 113.
- Что здесь изображено? (печка)
- Какое значение имеет это слово?

Печка - это приспособление в котором когда-то готовили еду.
- Из скольких звуков состоит данное слово? (Из пяти)
- Закрываем фишками звуки данного слова. (Ученики выполняют это задание двое у доски, остальные за партами)
- Сравните с доской.

- Проанализируйте данную схему. (Пять звуков, 3 согл., 2 гл., 2 мягк. согл., 1 тв. согл.)
- На какой звук начинается слово? [п']
- Что здесь изображено на следующей картинке? (Пушка)
- Какое значение имеет это слово? (Пушка - это оружие)

- Из скольких звуков состоит данное слово? (Из пяти)
- Закрываем фишками звуки данного слова. (Ученики выполняют это задание двое у доски, остальные за партами)
- Сравните с доской.

- Проанализируйте данную схему. (Пять звуков, 3 согл., 2гл., 3 тв. согл.)
- На какой звук начинается слово? [п]
- Сравните две звуковых схемы. (У них общее количество звуков. В первом слове звук мягкий, а во втором твердый)

Физминутка

Закрепление знаний учащихся.

Работа по учебнику.
- Посмотрите на с. 113.
- Что же мы будем сейчас делать? (Читать слова и слоги с новой буквой, "слабые" дети читают слоги и слова в столбиках, "сильные" ищут слово в слове "Потоп-топот" и составляют таблицу)

- Можно ли делать незнакомым людям добро?
- Давайте прочитаем рассказ на с. 115.
- Прочитайте самостоятельно название рассказа. ("Просто старушка")

- Ребята, а как вы думаете, о ком пойдет речь в рассказе? (О старушке)
- Ребята, прочитайте слова, данные на доске. (Уважение, зависть, доброта, злоба)
- Сейчас я вам прочитаю текст, вы внимательно послушайте, подумайте, а потом ответите на следующий вопрос: какие из данных слов подходят к тексту?

- Ребята, какие же слова подходят к рассказу?
- А почему вы так решили? Докажите. (Уважение, доброта. Мальчик уважал старших, он был добрым, так как помог старушке)
- Ребята, мы сейчас еще раз прочитаем текст, а вы подумайте и скажите: быстро ли мальчик пришел на помощь старушке, или ему нужно было время для раздумывания? (Текст читают "цепочкой, по предложению" хорошо читающие дети)

- Итак, с каким рассказом мы сегодня познакомились? (Мы сегодня познакомились с рассказом "Просто старушка")
- О чем он? (Этот рассказ о доброте, помощи, внимательности, заботе)
- Какими нам с вами нужно быть? (Нам нужно быть внимательными, добрыми, заботливыми)

- А как все эти качества можно назвать одним словом? (Нам необходимо быть великодушными)
- Возьмите простой карандаш и в тексте подчеркните слова с буквой п.
- Сколько слов нашел твой сосед?

Рефлексия

- Ребята, наш урок подошел к концу.
- Какая тема была сегодня на уроке?
- Какую ставили цель?
- Что нового вы узнали о этих звуках?

- У вас на столах лежат карточки с буквой П. Я буду показывать картинки, а вы услышав звуки [п], [п'], раскрашиваете фрагменты буквы. (Парикмахер, писатель, продавец, пианист)
- Проверяем. У кого получилось так же прикрепите свои карточки под образцом.
- У кого по другому прикрепите под вопросительным знаком.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!