Цели деятельности учителя: закрепить и обобщить знания о букве «д» и звуках [д] [д,]; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.
Планируемые результаты:
Предметные:
- продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста;
- формировать навык чтения;
Личностные:
- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга
Тип урока: урок - закрепление.
Оборудование: азбука (Н. Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), программа ПНШ, презентация.
Ход урока
Этап урока Метод и приемы |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Организационный момент Словесн.: приветствие |
Здравствуйте ребята! Присаживайтесь. В стране родного языка Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке: 1. На уроке будь старательным, Будь спокойным и … внимательным. 2. Всё пиши, не отставая, Слушай, … не перебивая. 3. Говорите чётко, внятно, Чтобы было всё … понятно. 4. Если хочешь отвечать – Надо … руку поднимать. |
Приветствовать учителя |
Мотивационный Практич: артикуляционное упражнение.
Практич: чтение слоговой таблицы
Практич.: Чтение, языковой анализ
|
Актуализация опорных знаний. - Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку. - Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду) - Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду) - Какой звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д]) - А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь). - Повторят только девочки. (Динь-динь-динь) - Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д']) - Какие звуки нам встретились? (Встретились два звука [д] и [д’]) - Давайте дадим букве «д» (дэ) характеристику. (Характеристика: звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д’] согласный, звонкий, мягкий) - Ребята, прочитайте слоговую таблицу. - Посмотрите на слайд. (на слайде первая запись: Ира да Нина) - Что вы прочитали? (имена девочек) - Что вы узнали про них? (что они вместе) - Как можно сказать по-другому? (Ира и Нина) - Что написано на второй строчке? Покажите соответствующую модель (это предложение, так как написано с большой буквы и с вопросительным знаком в конце) - Прочитайте вторую строчку с интонацией. (Да?) - Выберите модель третей записи. (Да.) - Прочитайте записанное предложение. - Чем отличаются эти предложения. (высотой тона звука [а]) -Сегодня мы продолжим изучениесогласных звуков [д], [д’], букве Д, д. - Тема сегодняшнего урока: «Звуки [д], [д'], буквы Д, д» |
Выполнять артикуляционную зарядку.
Давать характеристику букве.
Определять цель учебного задания. Контролировать свои действия в процессе его выполнения.
Читать слоговую таблицу.
Принимать учебную задачу урока. |
Постановка учебной задачи и ее решение Практич.: чтение слогов и слов по учебнику. Словарная работа.
Практич.: сост. звуко-буквенной схемы
Практич.: анализ и чтение слов
Практич.: чтение текста по цепочке; выборочное чтение
Динамическая пауза Практич.: повторяют движения |
- Ребята, открываем азбуку на странице 48. -Посмотрите на текст, найдите и прочитайте те слова, которые выделены. Андрей, адмирал, именины, мундир, орден, медаль.
Словарная работа
– Объясните значение данных слов. Андрей – мужское имя. Адмирал – высшее воинское звание командного состава военно-морских сил. Именины – личный праздник кого-нибудь в день, когда церковь отмечает память святого, именем которого назван этот человек. Мундир – форменная одежда для верхней части тела. Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги. Медаль – знак в виде круглой металлической пластинки с каким-нибудь изображением, надписью, выдаваемый в награду или в память о каком-нибудь событии. - Составьте звуко-буквенную схему-модель слов: адмирал, мундир используя фишки.
Анализ слова.
1) Слоги. 2) Ударение. 3) Характеристика звуков. - Теперь нужно дать характеристику звуков в слове адмирал. (слайд) 1) адмирал – три слога. 2) Ударение падает на третий слог. 3) [а] – гласный, безуд. [д] – согласный, звонкий, твердый, [м] – согл., звонкий, мягкий [и] – гласный, безуд. [р] – согласный, звонкий, твердый. [а] – гласный, буд. [л] – согласный, звонкий, твердый
- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мундир. (слайд) 1) мундир– два слога. 2) Ударение падает на второй слог. 3) [м] – согласный, звонкий, тв , [у] – гласный, безударный, [н] – согласный, звонкий, твердый, [д’] – согласный, звонкий, мягк. [и] – гласный, ударный, [р] – согласный, звонкий, тв.
Последовательное чтение по цепочке.
-Ребята, прочитайте текст по цепочке. - Кем был дядя? - Какой праздник был у дяди? - Что подарили ему дети? Зачитать из текста. - Теперь внимательно рассмотрите картинку и прочитайте в тексте предложение, которое ей соответствует. Видеофрагмент- динамическая пауза |
Принимать учебную задачу урока.
Определять значение слова в контексте.
Составлять звуко-буквенную модель слов.
Анализировать слова.
Читать текст. Соотносить слова и иллюстрации. Отвечать на вопросы по иллюстрации.
Повторяют движения. |
Решение частных задач Практ.: Работа по учебнику; чтение Работа с текстом
Практ.: соотнесение предложений со схемами
Практ.: составлениесхемы предложений
Практ.: Работа с текстом
Практ.: работа по учебнику
Практич.: анализ слов
Практич: чтение чистоговорки |
Чтение второго рассказа. - Прочитайте по цепочке текст под рисунком. - Дайте название тексту. Вопросы к тексту - У кого лимон? - У кого мармелад? - У кого дыня? Работа с текстом – Составьте схему-модель данного текста. – Сколько в нем предложений? – Найдите и прочитайте слова со звуком [д]. – Найдите и прочитайте слова со звуком [д’]. – Составьте схему третьего предложения.
– Назовите слова-предметы. Назовите слово-помощник. Чтение минимальных пар слов (на голубом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.
- В голубой рамочке написаны слова, прочитайте их про себя. - Теперь прочитай вслух первую пару. Дар – удар - Какими буквами отличаются слова? (к данному слову добавлена еще одна буква) - Какое значение слов? Дама - драма Дно - одно
Работа с чистоговоркой.
- Ребята, прочитайте чистоговорку. - Какие звуки чаще всего встречаются в этой чистоговорке? ([д] [д,]) - Что означают слова Дадон и Демид? (стар. рус.) - А что значат часы напротив чистоговорки? (ответы) Т.е. надо постараться прочитать как можно быстрее. Постарайтесь шепотом прочитать как можно быстрее. А теперь вслух. |
Читать текст. Определять основную мысль текста. Отвечать на вопросы.
Соотносить текст и схемы.
Составлять схему предложения.
Находить слова по звуковой модели.
Осуществлять решение учебной задачи под руководство учителя
Находить различия в парах слов.
Читать чистоговорку. Отвечать на вопросы. |
Итог урока. Рефлексия Словесн.: ответы на вопросы, самоанализ.
|
Рефлексия деятельности - Какие цели на урок мы с вами ставили? - Кто достиг поставленных целей? - Какие звуки обозначает буква «д»? - Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [д] и [д’]? - Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом. |
Анализировать выполнение учебной задачи урока.
Оценивать результаты своей деятельности.
|