Конспект урока обучения грамоте: Звуки [д], [д’], буквы Д, д

Цели деятельности учителя: закрепить и обобщить знания о букве «д» и звуках [д] [д,]; развивать фонематический слух и культуру звукопроизношения.

Планируемые результаты:

Предметные:
- продолжают формировать умение соотносить конкретные предложения с графической моделью текста;
- формировать навык чтения;

Личностные:
- воспитывать интерес к чтению, уважение к мнению других, умение слушать друг друга

Тип урока: урок - закрепление.

Оборудование: азбука (Н. Г. Агаркова, Ю.А. Агарков), программа ПНШ, презентация.

Ход урока

Этап урока

Метод и приемы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Организационный момент

Словесн.: приветствие

Здравствуйте ребята! Присаживайтесь.

В стране родного языка
Не всё известно нам пока,
Но путешествовать начнём
И сами до всего дойдём.

Давайте вспомним некоторые правила вежливости на уроке:

1. На уроке будь старательным,

Будь спокойным и … внимательным.

2. Всё пиши, не отставая,

Слушай, … не перебивая.

3. Говорите чётко, внятно,

Чтобы было всё … понятно.

4. Если хочешь отвечать –

Надо … руку поднимать.

Приветствовать учителя

Мотивационный

Практич: артикуляционное упражнение.

 

 

 

Практич: чтение слоговой таблицы

 

Практич.:

Чтение, языковой анализ

 

 

 

 

 

 

 

 

Актуализация опорных знаний.

- Для начала давайте проведем артикуляционную зарядку.
- Представьте, что у вас в руках дудочка. (Дети подносят руки ко рту, имитируя игру на дудочке)

- Как дудят в дудочку? (ду-ду-ду)

- Поиграют только мальчики. (Ду-ду-ду)

- Какой звук слышим в начале каждого слова? (Звук [д])

- А теперь зазвенел колокольчик. Как он звенит? (Динь-динь-динь).

- Повторят только  девочки. (Динь-динь-динь) 

- Какой звук слышим в начале слов? (Звук [д'])

- Какие звуки нам встретились? (Встретились два звука [д] и [д’])

- Давайте дадим букве «д» (дэ) характеристику. (Характеристика: звук [д] согласный, звонкий, твердый. Звук [д’] согласный, звонкий, мягкий) 

- Ребята, прочитайте слоговую таблицу.

- Посмотрите на слайд. (на слайде первая запись: Ира да Нина)

- Что вы прочитали? (имена девочек)

- Что вы узнали про них?  (что они вместе)

- Как можно сказать по-другому? (Ира и Нина)

- Что написано на второй строчке? Покажите соответствующую модель (это предложение, так как написано с большой буквы и с вопросительным знаком в конце)

- Прочитайте вторую строчку с интонацией. (Да?)

- Выберите модель третей записи. (Да.)

- Прочитайте записанное предложение.

- Чем отличаются эти предложения. (высотой тона звука [а])

-Сегодня мы продолжим изучениесогласных звуков [д], [д’], букве Д, д.

-  Тема сегодняшнего урока: «Звуки [д], [д'], буквы Д, д»

Выполнять артикуляционную зарядку.

 

 

 

 

 

 

Давать характеристику букве.

 

 

 

 

 

Определять цель учебного задания. Контролировать свои действия в процессе его выполнения.

 

Читать слоговую таблицу.

 

Принимать учебную задачу урока.

Постановка учебной задачи и ее решение

Практич.: чтение слогов и слов по учебнику.

Словарная работа.

 

 

 

 

 

Практич.:

сост.  звуко-буквенной схемы 

 

Практич.:

анализ и чтение слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Практич.:

чтение текста по цепочке; выборочное чтение

 

Динамическая пауза

Практич.: повторяют движения

- Ребята, открываем азбуку на странице 48.

-Посмотрите на текст, найдите и прочитайте те слова, которые выделены.

 Андрей, адмирал, именины, мундир, орден, медаль.

 

 Словарная работа

 

– Объясните значение данных слов.

Андрей – мужское имя.

Адмирал – высшее воинское звание командного состава военно-морских сил.

Именины – личный праздник кого-нибудь в день, когда церковь отмечает память святого, именем которого назван этот человек.

Мундир – форменная одежда для верхней части тела.

Орден – особый знак отличия в награду за выдающиеся заслуги.

Медаль – знак в виде круглой металлической пластинки с каким-нибудь изображением, надписью, выдаваемый в награду или в память о каком-нибудь событии.

- Составьте звуко-буквенную схему-модель слов: адмирал, мундир используя фишки.

 

 Анализ слова.

 

1) Слоги.

2) Ударение.

3) Характеристика звуков.

- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове адмирал. (слайд)

1) адмирал – три слога.

2) Ударение падает на третий слог.

3)

[а] – гласный, безуд.

[д] – согласный, звонкий, твердый,

[м] – согл., звонкий, мягкий

[и] – гласный, безуд.

[р] – согласный, звонкий, твердый.

[а] – гласный, буд.

[л] – согласный, звонкий, твердый

 

- Теперь нужно дать характеристику звуков в слове мундир. (слайд)

1) мундир– два слога.

2) Ударение падает на второй слог.

3) [м] – согласный, звонкий, тв ,

[у] – гласный, безударный,

[н] – согласный, звонкий, твердый,

[д’] – согласный, звонкий, мягк.

[и] – гласный, ударный,

[р] – согласный, звонкий, тв.

 

Последовательное чтение по цепочке.

 

 -Ребята, прочитайте текст по цепочке.

- Кем был дядя?

- Какой праздник был у дяди?

- Что подарили ему дети? Зачитать из текста.

- Теперь внимательно рассмотрите картинку и прочитайте в тексте предложение, которое ей соответствует.

Видеофрагмент- динамическая пауза

Принимать учебную задачу урока.

 

Определять значение слова в контексте.

 

 

 

 

 

 

 

 

Составлять звуко-буквенную модель слов.

 

Анализировать слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Читать текст.

Соотносить слова и иллюстрации.

Отвечать на вопросы по иллюстрации.

 

Повторяют движения.

Решение частных задач

Практ.:

Работа по учебнику; чтение

Работа с текстом

 

Практ.:

соотнесение предложений со схемами

 

Практ.:

составлениесхемы предложений

 

Практ.:

Работа с текстом

 

 

 

 

 

 

Практ.:

работа по учебнику

 

Практич.:

анализ слов

 

 

 

 

 

Практич: чтение чистоговорки

Чтение второго рассказа.

- Прочитайте по цепочке текст под рисунком.

- Дайте название тексту.

Вопросы к тексту

- У кого лимон?

- У кого мармелад?

- У кого дыня?

Работа с текстом

– Составьте схему-модель данного текста.

– Сколько в нем предложений?

– Найдите и прочитайте слова со звуком [д].

– Найдите и прочитайте слова со звуком [д’].

– Составьте схему третьего предложения.

 

– Назовите слова-предметы.

Назовите слово-помощник.

Чтение минимальных пар слов (на голубом фоне), которые отличаются одним звуком и имеют различное значение.

 

- В голубой рамочке написаны слова, прочитайте их про себя.

- Теперь прочитай вслух первую пару.

Дар – удар

- Какими буквами отличаются слова? (к данному слову добавлена еще одна буква)

- Какое значение слов?

Дама - драма

Дно - одно

 

Работа с чистоговоркой.

 

- Ребята, прочитайте чистоговорку.

- Какие звуки чаще всего встречаются в этой чистоговорке? ([д] [д,])

- Что означают слова Дадон и Демид? (стар. рус.)

- А что значат часы напротив чистоговорки? (ответы)

Т.е. надо постараться прочитать как можно быстрее.

 Постарайтесь шепотом прочитать как можно быстрее.

А теперь вслух. 

 

Читать текст.

Определять основную мысль текста.

Отвечать на вопросы.

 

 

 

 

Соотносить текст и схемы.

 

 

 

 

Составлять схему предложения.

 

Находить слова по звуковой модели.

 

Осуществлять решение учебной задачи под руководство учителя

 

 

 

Находить различия в парах слов.

 

 

 

 

 

 

 

Читать чистоговорку.

Отвечать на вопросы.

Итог урока. Рефлексия

Словесн.:

ответы на вопросы,

самоанализ.

 

 

 

 

Рефлексия деятельности

- Какие цели на урок мы с вами ставили?  

- Кто достиг поставленных целей?

-  Какие звуки обозначает буква «д»?

- Кто проговорит ещё раз характеристику звуков [д] и [д’]?

- Ребята, сейчас я вам раздам смайлики. Если вам все понравилось, и вы хорошо поняли тему урока – закрасьте смайлик зеленым цветом. Если иногда были затруднения, сомнения, не совсем понравилась работа  – закрасьте смайлик желтым цветом. Если не разобрались в теме и было не очень интересно, закрасьте смайлик красным цветом.

Анализировать выполнение учебной задачи урока.

 

 

 

 

 

Оценивать  результаты своей деятельности.

 

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!