Конспект урока русского языка в 1 классе "Однозначные и многозначные слова"

УМК: "Школа России".

Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.

Задачи:

  • дать первое представление о многозначных и однозначных словах;
  • наблюдать над употреблением однозначных и многозначных слов;
  • ввести в активный словарный запас детей слова-термины "многозначные и однозначные слова", обеспечить закрепление изучаемого материала через разные виды работ.

Оборудование: учебник "Русский язык. 1 класс", рабочая тетрадь, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.

Ход урока

Самоопределение к деятельности

Прозвенел звонок, все готовы начать урок!
Все на месте, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!

- К нам на урок сегодня пришли гости. Кто знает, как надо встречать гостей? (ответы детей)
- Давайте поприветствуем наших гостей.
- Начинаем урок русского языка.

- Кто стучится? Нам принесли нашу волшебную шкатулочку. Что в нем? (письмо)
- Кто разносит письма? (Почтальон)
- А какой самый известный почтальон? (Печкин)

- Он пришел к нам в гости. У вас на столах карточки с заданиями, на них надо вписать "правильные" слова. Работать будете в парах.
1. Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: ... (Привет)

2. А его сосед ушастый
Отвечает: ёжик, ... (Здравствуй)

3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: ... (До свиданья)

4. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: ... (Извини)

5. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: ... (Спасибо)

6. Говорит лиса Матрена:
"Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!"
Ты, лиса, не жалуйся,
Лекажи: ... (Пожалуйста)

7. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: ... (Добрый день)

8. На закате мотылек

Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: ... (Добрый вечер)

- Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)
- Кто готов ответить на вопросы задания?
- Молодцы, вы отлично справились с работой.

Минутка чистописания

- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, …)
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
- А для этого проведем минутку каллиграфии.

- Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие.

- Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.

Тихо я тетрадь открою
И с наклоном положу.
Не согнусь, и не ленюсь,
За работу я возьмусь.

- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем Заглавную и строчную букву Ж, ж в соединении.
- Кто такой жираф? (Животное)
- Кто такие животные? (это звери, тело которых покрыто шерстью)
- Где живут жирафы? (в саванне)

(Напоминаю правила письма)

Физминутка для глаз

- Глаза влево, вправо, вверх, вниз. Закрыть - открыть.

Мотивация учебной деятельности

- Ребята, посмотрите на картинки, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван)
- Почему?
- Правильно, карандаш. Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…

- На поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова.
- Из первого - иголка, ключ, ручка, лист.
- Из второго – пенал, линейка, тетрадь.

- Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе?
- Кто хочет знать, почему?
- Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.

Первичное восприятие нового материала

- Чтобы узнать это, выполним следующее задание Печкина.
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание.
- Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.

- Итак, слово "Иголка".
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали "иголку". (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках)

- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется)
- Смотрите, слово одно "иголка", а значений у него много.

- В толковых словарях:

  1. Тонкий металлический стержень с отверстием для вдевания нити.
  2. Колючее образование на теле у некоторых животных.
  3. Лист хвойного растения.

- А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово "ручка".
- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали)
- А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках)

- Так что же опять мы видим? Слово одно "ключ", а значений у него посмотрите сколько!
- Прочтите лексическое значение слова "ключ".

  1. Приспособление для запирания и отпирания замка.
  2. Вытекающий из земли источник, родник.
  3. Знак в начале нотной строки, определяющий высоту нот.

- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? (Многозначными)
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.
- Запишите эти два слова: "иголка" и "ручка" у себя в тетради.

- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу знаковыми карточками.
- А вот следующее задание у меня вот какое!
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова)

- А как вы думаете, такое слово, как "пенал" сколько имеет значений? (Одно)
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
- Итак: cлова, которые имеют одно значение, называются однозначными.

- Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово.
- Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова? Оцените себя. (Поднимают карточки)
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете?

- Посмотрите на экран. (Тема урока: "Однозначные и многозначные слова")
- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?

Задачи урока:

  • Познакомиться с однозначными и многозначными словами.
  • Научиться различать эти слова и употреблять их в речи.
  • Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения задач.

- И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам "Страны слов". Но вот мы прибываем к станции "Упражняйся".

Работа в группах (по карточкам)
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в группах. Я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.

Линейка, тетрадь, ручка, лист. (Работают в группах, делятся друг с другом своим мнением)
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…

- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом.
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает… Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом.

Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради

- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы. (однозначные)
- Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
- Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти.

- Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали. Тоже самое выполните со словами второй группы.
- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь.
- А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали.

- Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре.
- Вернемся к нашему герою - Карандашу и попробуем ему помочь.
- Почему слова не живут вместе?

  1. Иголка, ключ, ручка, лист.
  2. Пенал, линейка, тетрадь.

- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли Карандашу.

Физкультминутка

Продолжение работы по теме урока (работа по учебнику)

- А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.
- Рассмотрите картинки. Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (Грач, карандаш. Однозначные слова)
- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (Колокольчик, кисть. Многозначные слова)

- Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом?

Колокольчик:

  1. Маленький колокол.
  2. Травянистое растение с лиловыми или темно-голубыми цветами, похожими на маленькие колокола.

Кисть:

  1. 1. Часть руки от запястья до конца пальцев.
  2. 2. Пучок щетины или волос на рукоятке для нанесения краски или клея.
  3. 3. Несколько ягод на одном стебле. (на рисунке кисть винограда)

- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.

Обобщение усвоенного

- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чем в нем говорится.

Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.

- Что вы можете сказать об этом четверостишии?
- О чем в нем говорится?
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.

  1. сделанный из золота, драгоценного металла желтого цвета; (например: золотое кольцо)
  2. цвета золота, блестяще-желтого цвета;
  3. прекрасный, замечательный, умелый.

- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово "золотая". (много)
- Значит какое это слово? (Многозначное)

- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет. Это можно понять только по тексту (о чем говорится в тексте) или по картинке)

Разноуровневые задания

  1. Работа в тетради на печатной основе, упр. 7 стр. 15.
  2. Работа по карточкам. (для сильных учащихся)

Итог урока

Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!

- Какие слова мы называем однозначными?

- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?

- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи)
- Мы их выполнили? (Да)
- Молодцы, ребята!

Рефлексия

- С какой новой темой мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова)
- Кто хорошо понял эту тему поднимите сигнальные карточки.

- Кому нужна помощь? (Сигнальные карточки)
- Оцените свою работу на уроке.

Размер:
31.56 Kb
Скачали:
3