УМК: "Школа России".
Цель: создать условия для организации деятельности учащихся по формированию представления о многообразии слов в русском языке, о богатстве родного языка.
Задачи:
Оборудование: учебник "Русский язык. 1 класс", рабочая тетрадь, сигнальные карточки, карточки для индивидуальной работы и работы в парах, толковый словарь русского языка.
Прозвенел звонок, все готовы начать урок!
Все на месте, все в порядке:
Книжки, ручки и тетрадки!
- К нам на урок сегодня пришли гости. Кто знает, как надо встречать гостей? (ответы детей)
- Давайте поприветствуем наших гостей.
- Начинаем урок русского языка.
- Кто стучится? Нам принесли нашу волшебную шкатулочку. Что в нем? (письмо)
- Кто разносит письма? (Почтальон)
- А какой самый известный почтальон? (Печкин)
- Он пришел к нам в гости. У вас на столах карточки с заданиями, на них надо вписать "правильные" слова. Работать будете в парах.
1. Встретив зайку, еж-сосед
Говорит ему: ... (Привет)
2. А его сосед ушастый
Отвечает: ёжик, ... (Здравствуй)
3. К Осьминожке Камбала
В понедельник заплыла,
А во вторник на прощанье
Ей сказала: ... (До свиданья)
4. Неуклюжий песик Костик
Мышке наступил на хвостик.
Поругались бы они,
Но сказал он: ... (Извини)
5. Трясогузка с бережка
Уронила червяка,
И за угощенье рыба
Ей пробулькала: ... (Спасибо)
6. Говорит лиса Матрена:
"Отдавай мне сыр, ворона!
Сыр большой, а ты мала!
Всем скажу, что не дала!"
Ты, лиса, не жалуйся,
Лекажи: ... (Пожалуйста)
7. Олениху в два часа
Навестить пришла лиса.
Оленята и олень
Ей сказали: ... (Добрый день)
8. На закате мотылек
Залетел на огонек.
Мы, конечно, рады встрече.
Скажем гостю: ... (Добрый вечер)
- Как называются слова-отгадки? (Вежливые слова)
- Кто готов ответить на вопросы задания?
- Молодцы, вы отлично справились с работой.
- Ребята, скажите, что значит владеть русским языком? (Правильно и красиво говорить, …)
- Правильно. А еще правильно и красиво писать.
- А для этого проведем минутку каллиграфии.
- Давайте пожмем соседу руку. Левая рука здоровается с правой рукой, правая рука гладит левую руку, и пальчики между собой здороваются: мизинцы, безымянные, средние, указательные, большие.
- Они рады встретиться. И каждая рука занялась своим делом.
- Вот мы разбудили свои пальчики для того, чтобы красиво написать.
Тихо я тетрадь открою
И с наклоном положу.
Не согнусь, и не ленюсь,
За работу я возьмусь.
- Ребята! Сегодня на минутке чистописания мы напишем Заглавную и строчную букву Ж, ж в соединении.
- Кто такой жираф? (Животное)
- Кто такие животные? (это звери, тело которых покрыто шерстью)
- Где живут жирафы? (в саванне)
(Напоминаю правила письма)
Физминутка для глаз
- Глаза влево, вправо, вверх, вниз. Закрыть - открыть.
- Ребята, посмотрите на картинки, определите, какой предмет лишний? (Стол, стул, карандаш, шкаф, диван)
- Почему?
- Правильно, карандаш. Очень расстроился Карандаш, что оказался лишним и пошел искать себе друзей. Вышел он на поляну…
- На поляне увидел два домика, из которых доносились разные слова.
- Из первого - иголка, ключ, ручка, лист.
- Из второго – пенал, линейка, тетрадь.
- Опять задумался Карандаш, в какой домик ему постучать? Почему слова не живут вместе?
- Кто хочет знать, почему?
- Дальше мы постараемся ответить на этот вопрос.
- Чтобы узнать это, выполним следующее задание Печкина.
- Ребята, перед вами на столе лежат по две карточки. Сейчас выполним очень интересное задание.
- Я назову слова, а вы закройте глаза и представьте тот предмет, который я назову.
- Итак, слово "Иголка".
- А теперь, откройте глаза и нарисуйте на одной карточке предмет, который представили. Только друг к другу не подглядывать.
- Покажите карточку, на которой нарисовали "иголку". (Спрашиваю нескольких учащихся, что они нарисовали на своих рисунках)
- Молодцы, ребята! Сейчас давайте посмотрим на экран. А что это за иголки нарисованы на рисунках. (Каждый рисунок объясняется)
- Смотрите, слово одно "иголка", а значений у него много.
- В толковых словарях:
- А теперь закройте еще раз глаза и представьте слово "ручка".
- Представили? Открываем глаза, и на второй карточке каждый из вас рисует то, что представил. (Несколько ребят рассказывают, что они нарисовали)
- А теперь посмотрите внимательно на экран и расскажите, что вы видите на каждом рисунке. (Рассказывают о картинках)
- Так что же опять мы видим? Слово одно "ключ", а значений у него посмотрите сколько!
- Прочтите лексическое значение слова "ключ".
- Как вы считаете, как можно назвать слова, которые имеют много значений? (Многозначными)
- Итак, ребята! Значит: Слова, которые имеют много значений называются многозначными.
- Запишите эти два слова: "иголка" и "ручка" у себя в тетради.
- Молодцы! Хорошо справились с этим заданием. Оцените свою работу знаковыми карточками.
- А вот следующее задание у меня вот какое!
- Придумайте слова, которые бы имели только одно значение. (Дети называют слова)
- А как вы думаете, такое слово, как "пенал" сколько имеет значений? (Одно)
- Правильно, значит, это слово тоже называется однозначным.
- Итак: cлова, которые имеют одно значение, называются однозначными.
- Запишите в тетрадь слово пенал. Поставьте ударение в этом слове и подчеркните гласную букву е. Запомните, как пишется это слово.
- Ребята, как вы считаете, вы хорошо справились с чистописанием. Красиво, аккуратно написали слова? Оцените себя. (Поднимают карточки)
- Итак, значит, какая у нас тема урока, как вы думаете?
- Посмотрите на экран. (Тема урока: "Однозначные и многозначные слова")
- А как вы думаете, какие задачи урока мы с вами ставим?
Задачи урока:
- И опять мы мчимся на нашем паровозике по бескрайним просторам "Страны слов". Но вот мы прибываем к станции "Упражняйся".
Работа в группах (по карточкам)
- Ребята! Сейчас мы с вами поработаем в группах. Я раздам по 4 карточки, в которых написаны однозначные и многозначные слова. Вам нужно распределить слова на две группы. В первую группу включите слова однозначные. Во вторую группу – многозначные слова.
Линейка, тетрадь, ручка, лист. (Работают в группах, делятся друг с другом своим мнением)
- Ребята! Чья пара готова озвучить слова из первой группы?
- Пожалуйста, слова из первой группы, то есть однозначные, читает…
- Ребята сигнальными карточками оцените, все ли согласны с ответом.
- А чья пара готова озвучить слова со второй группы, то есть многозначные?
- Читает… Сигнальными карточками оцените, согласны ли вы с ответом.
Продолжение работы по карточкам с записью однозначных и многозначных слов в тетради
- Ребята! А теперь еще раз внимательно прочитайте слова из первой группы. (однозначные)
- Это: линейка и тетрадь. Обратите внимание на то, как пишутся слова линейка и тетрадь.
- Внимательно посмотрели? Запомнили слова? А теперь закройте эти слова из первой группы листочком и запишите их по памяти.
- Откройте листочек, проверьте, правильно ли вы записали. Тоже самое выполните со словами второй группы.
- Внимательно посмотрите, как пишутся слова ручка и лист. Запомните их, закройте листочком и запишите в тетрадь.
- А теперь откройте и проверьте, правильно ли вы написали.
- Оцените знаковыми карточками работу друг друга в паре.
- Вернемся к нашему герою - Карандашу и попробуем ему помочь.
- Почему слова не живут вместе?
- А в какой домик пойдет жить наш Карандаш?
- Докажите свой ответ.
- Молодцы! Вы помогли Карандашу.
Физкультминутка
- А сейчас откройте учебники на стр. 26 и рассмотрите рисунки из упражнения 16.
- Рассмотрите картинки. Назовите по картинкам слова, которые имеют только одно значение. (Грач, карандаш. Однозначные слова)
- Назовите по картинкам слова, которые имеют несколько значений. (Колокольчик, кисть. Многозначные слова)
- Чем похожи предметы, которые названы многозначным словом?
Колокольчик:
Кисть:
- Ребята, составьте предложение с любым многозначным словом.
- Я сейчас прочитаю вам небольшое стихотворение из упражнения 17 на странице 27, а вы внимательно послушайте и подумайте, о чем в нем говорится.
Ветерок спросил, пролетая:
Отчего ты, рожь, золотая?
А в ответ колоски шелестят:
Золотые руки растят.
- Что вы можете сказать об этом четверостишии?
- О чем в нем говорится?
- Ребята! Подумайте, что обозначает слово золотой.
- Какие из этих значений вы выберете, чтобы объяснить выражения золотая рожь, золотые руки.
- Ребята! Так сколько значений имеет слово "золотая". (много)
- Значит какое это слово? (Многозначное)
- А по одному слову можно понять, что это многозначное слово? (Нет. Это можно понять только по тексту (о чем говорится в тексте) или по картинке)
Разноуровневые задания
Чтобы знания были впрок,
Давайте кратко повторим урок!
- Какие слова мы называем однозначными?
- Какие слова мы называем многозначными?
- Где мы можем узнать значение слова?
- Итак, какие задачи мы ставили перед собой в начале урока? (Познакомиться с однозначными и многозначными словами, и научиться их различать и употреблять в речи)
- Мы их выполнили? (Да)
- Молодцы, ребята!
- С какой новой темой мы познакомились на уроке? (Однозначные и многозначные слова)
- Кто хорошо понял эту тему поднимите сигнальные карточки.
- Кому нужна помощь? (Сигнальные карточки)
- Оцените свою работу на уроке.