Урок в 1 классе по русскому языку "Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука"

УМК: Школа России.

Цели урока:

  • формировать умение писать слова с непроверяемой буквой безударного гласного звука;
  • обеспечить обобщение и систематизацию знаний о правописании безударных гласных в корне слова;
  • развивать умения распознавать слова с проверяемыми и непроверяемыми безударными гласными в корне и аргументировать написание в них безударной гласной.

Планируемые результаты: учащиеся научатся подбирать проверочные слова; оценивать свою работу.

Ход урока

Организационный момент

Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Учитель: Мы к уроку готовы, но чтобы его начать, необходимо знать над, чем сегодня нам предстоит работать. Определить тему урока, выяснить, какие задачи нам необходимо решить. 

- Поможет мне провести сегодняшний урок один очень знакомый вам герой мультфильма из книги Эдуарда Успенского "Каникулы в Простоквашино" - кот Матроскин. Как вы думаете, почему именно его я позвала на урок?

Дети: Герой книги Э. Успенского кот Матроскин - хозяйственный, рассудительный, находчивый, умный.
Учитель: Я с вами согласна, но Матроскин не только хозяйственный кот, а еще и грамотный. Вспомните, как он писал письма Дяде Федору и даже знал наизусть название корабля, на котором плавал его дедушка "Иван Федорович Крузенштерн".

Самоопределение к деятельности

Учитель: А теперь посмотрите, на доске записаны слова: м..сты, п..тух, за..ц, в..лна.
- Чем похожи все слова? (Все слова с безударными гласными звуками)
- Разделите слова на две группы. (М..сты, в..лна, п..тух, за..ц)

- Чем похожи слова первого столбика? (К этим словам можно подобрать проверочные слова)
- Вставьте пропущенные буквы. Подберите проверочные слова.
- Чем похожи слова второго столбика? (К ним нельзя подобрать проверочные слова)

- Когда вы вставляли пропущенные гласные буквы в словах, то наверняка пользовались каким-то правилом. Каким именно?
Дети: Для того, чтобы не ошибиться в правописании слов с проверяемой гласной нужно подобрать слово так, чтобы проверяемый звук был под ударением. (например: сосна - сосны)

Учитель: А что делать, когда этого правило невозможно применить и слово нельзя проверить? (необходимо посмотреть в орфографический словарь и запомнить написание)
- И так тема нашего урока?
- Верно. Тема сегодняшнего урока: "Написание слов с непроверяемой буквой безударного гласного звука".

Изучение нового материала

Работа со словарными словами и со словарями. Давайте откроем тетради и начнем работу, запишем аккуратно число, классная работа.

1. Минутка чистописания

Учитель: Матроскин предлагает нам записать гласные буквы.

2. Работа со словарными словами

Учитель: Ребята, а сейчас вы узнаете, кого любит кот Матроскин и о ком больше всего заботится, если отгадаете его загадку.
Загадка кота Матроскина:
Сама пестрая, ест зеленое,
А дает белое. Кто это? (корова)

Учитель: Молодцы! Верно. А что же белое она дает? (молоко)
- Вот и появились у нас на доске два новых словарных слова. Давайте запишем их в тетрадь, найдем орфограммы, отметим их.
- Запишите в тетрадь слова корова, молоко. Поставьте ударение, подчеркните опасные места. Запомните в этих словах сочетания -оро-, -оло-.

Физкультминутка

- Ребята, а кто знает, как полезно коровье молоко?
- Оно обладает общеукрепляющим действием, полезно для костей и мозга, улучшает состояние зубов, ногтей, повышает умственную деятельность.
- Составьте предложение со словами корова и молоко. (Корова дает молоко)
- Запишите в тетрадь.

Работа по теме урока

Работа по учебнику упр. 18 (с. 71)
Учитель: Прочитайте слова в каждой группе.
- Сравните слова каждой группы. Чем похожи слова в каждой группе? (В первой группе безударный гласный звук обозначен буквой Е, во второй - буквой А, в третьей - буквой О)

- Чем похожи слова всех трех групп? (Слова с непроверяемыми написаниями)
- Выполните задание.

- А сейчас кот Матроскин предлагает вам поработать в группах
- Сейчас я прочитаю слова: поля, сорока, трава, деревня, звезда, леса. Ваша задача, как можно быстрее считывая текст, найти и подчеркнуть эти слова.

Групповая работа

1 ряд

2 ряд

Бкрполяьвтрнг

Рагнкрсорокангкн

Еутооллтраватап

бкрдеревняьвтрнг

рагнкрзвездангкнку

фактеутоолллесат

Физкультминутка

Закрепление изученного материала

Работа в парах по учебнику упр. 20 (с. 72-73)
Учитель: Рассмотрите рисунок. Какое время года изображено? Докажите.

- Вместе с соседом по парте составьте по рисунку рассказ, используя слова, данные в учебнике.
- Запишите три предложения со словом грач из рассказа, который вы составили.

Рефлексия

Учитель: Какую орфограмму повторяли сегодня на уроке?
Закончите предложения:

  • Гласная, на которую падает ударение в слове, называется … (ударной)
  • Гласная, на которую не падает ударение в слове, называется … (безударной)
  • В проверочном слове гласная … (всегда ударная)
  • В проверяемом слове гласная … (всегда безударная)

- Как проверить безударную гласную в слове?
- Что делать, если безударную гласную в слове проверить нельзя?
- Кот Матроскин благодарит за работу и предлагает себя оценить.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!