Цели урока:
Тип урока: обучение грамоте.
Оборудование: учебник, пропись, ручка, пропись 1 класс ч. 2. (авторы: В.Г. Горецкий, Н.А. Федосова)
- Все становимся у своих парт, я смотрю, как вы готовы к уроку.
- Давайте посмотрим, какой ряд тише?
- Сначала тихонько сядет 1 ряд, потом 2, и 3.
- Сейчас у нас урок письма. Проверьте свою готовность к уроку.
- У Вас на столах должны лежать прописи и пенал. Все лишнее уберите в портфель.
- Проверили свою посадку. Ноги стоят вместе на полу, спина прямая, между партой и животом должен проходить кулачок.
Петр Петрович, по прозванью Перов,
Поймал птицу пигалицу,
Понес по рынку, просил полтинку,
Подали пятак, он и продал так.
- Что я прочитала? (Скороговорку)
- Как вы догадались? (Быстрое прочтение)
- Что интересного заметили? (Много буквы "п")
- А как вы думаете, почему я прочитала именно эту скороговорку?
- Все ли слова понятны?
- Что такое пигалица? (так называют маленькую птичку чибиса, а еще так называют маленького человека)
- Что такое полтинка? (монета 50 копеек)
- Какую букву мы повторяли с Вами на прошлом уроке? (Мы повторяли букву П)
- Сейчас у нас урок письма. Как вы думаете, чем мы с вами будем заниматься сегодня на уроке? (Мы будем учиться писать строчную букву П)
- Какие задачи мы перед собой поставим? (Научится аккуратно и правильно писать строчную букву П)
- Ребята, сейчас мы с вами поиграем на пианино. Поставьте руку ладошкой наверх, это наше пианино, а другой мы будем на нем играть.
- Выполняем упражнение обеими руками.
- Молодцы! Следующее упражнение. Возьмите ручку, поставьте руку на локоть. Нарисуйте ею в воздухе круг.
- Работает только кисть. Теперь нарисуйте треугольник, квадрат. Закончили, молодцы!
- Перед тем как мы начнем писать, сядем ровно, спинку выпрямим, ноги прямы и стоят на полу, голову низко не опускаем.
- Помним, что мы стараемся, не спешим и соблюдаем наклон.
Графический анализ буквы п
На доске изображена строчная буква п.
- Посмотрите, из скольких элементов состоит письменная строчная п? (буква в состоит из 2 элементов)
- Из каких элементов состоит строчная буква п? (прямая наклонная линяя, короткая линия с закруглением сверху и снизу)
- Возьмите в руки ручки правильно. Я смотрю, правильно ли вы держите ручки. Сядьте ровно и проверьте, чтобы между грудью и партой помещался кулак.
- Поставьте ноги на пол. Мы готовы писать.
- Сначала посмотрите, как я прописываю первый элемент. Первый элемент начинаем писать от верхней линии рабочей строки, ведем вниз до линии рабочей строки.
- Второй элемент начинаем писать от середины рабочей строки, закругляем и ведем вниз, немного не доводя до нижней линии рабочей строки, закругляем вправо, доводим до нижней линии рабочей строки, ведем линии вверх вправо до середины рабочей строки.
- Допишите на первой строке элементы буквы п.
- На второй строке допишите букву в 5 раз.
- Не забывайте про посадку за партой.
Письмо слогов
- Вспомните, какие соединения слогов бывают? (Нижнее и верхнее)
- Прочитайте слоги в прописи.
- Посмотрим, какие соединения у этих слогов? (Верхнее)
- Какой слог будем писать? (па)
- Посмотрите на доску и понаблюдайте за движением моей руки.
- Внимательно посмотрите на доску, как мы будем его писать.
- Мы пишем строчную букву п, как писали ее до этого, доводим соединение до верхней линии рабочей строки и приписываем строчную букву "а" верхним соединением. Теперь напишите сами. (следить за посадкой)
- Какой следующий слог написан? (пы)
- Посмотрите, как мы будем его писать – на доске. Мы пишем строчную букву п, как писали ее до этого, доводим соединение до верхней линии рабочей строки и приписываем строчную букву "ы" верхним соединением. Теперь напишите сами. (следить за посадкой)
- Прочитайте следующий слог. (пу)
- Посмотрите, как мы будем его писать – на доске Мы пишем строчную букву п, как писали ее до этого, доводим соединение до верхней линии рабочей строки и приписываем строчную букву у верхним соединением.
- А у кого получилось не очень красиво и правильно, посмотрите на свои ошибки.
- Обратите внимание на наклон букв, он должен быть у всех букв одинаковый, соединение нижнее.
Письмо слов
- Прочитайте слова в прописи. Чем они отличаются? (Буквами "и" и "е". Первое слово обозначает и предмет и действие)
- Прочитайте первое слово. (Пила)
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Составьте предложение со словом пила. Обратите внимание на соединение согласной буквы п с гласной и. Какое оно? (Верхнее)
- А гласной буквы и с согласной буквой л? (Нижнее)
- Согласная буква л и гласная буква а тоже соединены нижним соединением.
- Запись слова с комментированием.
- Посмотрите как я прописываю слово пила. Пишу букву "п" верхнее соединение, пишем букву "и", нижнее соединение, пишем букву "л", нижнее соединение, пишем букву "а".
- Прочитайте второе слово. (Пела)
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Составьте предложение со слово пела.
- Обратите внимание на соединение букв. Посмотрите как я прописываю слово пела.
- Прописываю букву "п", нижнее соединение, пишу петлю, удлиненную линию, пересечение на верхней линии рабочей строки, пишу малый овал, касаясь нижней и верхней линий рабочей строки, нижнее соединение, прописываю букву "л", нижнее соединение, прописываю букву "а".
Работа с предложением
- Прочитайте первое предложение. Сколько слов в этом предложении? (Три)
- Как вы думаете, какое слово подходит к схеме? (Пила)
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Какой слог ударный? (Второй)
- Произносим первый слог. (ПИ)
- Сколько звуков мы слышим? (Два)
- Произносим второй слог. (ЛА)
- Запишем это слово.
- Прочитайте второе предложение. Сколько слов в этом предложении? (Три)
- Как вы думаете, какое слово подходит к схеме? (Пела)
- Сколько слогов в этом слове? (Два)
- Какой слог ударный? (Первый)
- Произносим первый слог. Сколько звуков мы слышим? (Два)
- Произносим второй слог. (ЛА)
- Запишем это слово.
Письмо печатных слов
- Давайте прочитаем следующие предложения.
- Вы должны самостоятельно прописать слова "папа" и "пилот".
- Не забываем о посадке. Ноги стоят вместе на полу, спина прямая, между партой и животом должен проходить кулачок.
- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Закройте тетради, положите все на край стола, руки положите на парту.
- Какую букву мы с вами сегодня учились писать? (Мы учились писать строчную букву п)
- Наш урок окончен. До свидания!