Конспект урока обучения грамоте 1 класс "Буквы П, п обозначающие согласные звуки [п][п']"

Цели урока:

  • познакомить с новыми согласными буквами П, п и звуками [п][п'];
  • формировать навыки правильного слогового, сознательного, выразительного чтения;
  • развивать речь, внимание, фонематический слух, расширять кругозор, интерес к истории России;
  • воспитывать такие качества, как любознательность, интерес к чтению.

Тип урока: обучение грамоте.

Оборудование: наглядный материал для доски, конспект, учебник "Азбука".

Литература: "Азбука" серия "Школа России" 2001 г. В.Г. Горецкий, 1 класс ч. 1.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте. Меня зовут Анастасия Владимировна и сегодня я проведу у вас урок обучения грамоте.
- Давайте посмотрим, кто дисциплинированней: мальчики или девочки.
- Сначала тихо сядут мальчики, затем девочки.

Прозвенел звонок, начинается урок.
Все за парты сядем дружно,
Начинать работу дружно.

Актуализация опорных знаний

Постановка учебной цели

- Какая бывает речь? (Устная и письменная)
- Из чего она состоит? (Из предложений)
- Кто может мне рассказать правила написания предложения?

  1. Первое слово в предложении пишется с большой буквы.
  2. Слова в предложении пишутся раздельно и связаны между собой по смыслу.
  3. В конце предложения ставится точка, вопросительный или восклицательный знак.
  4. Предложение выражает законченную мысль.

- Из чего состоит предложение? (из слов)
- Как определить количество слогов в слове? (Сколько в слове гласных, столько и слогов)

- Какие бывают звуки? (Гласные и согласные)
- Как отличить гласные звуки от согласных?

  1. Гласный звук состоит только из голоса. Согласный звук состоит только из шума или из шума и голоса.
  2. Гласный звук легко произносится, без преград. При произнесении согласного звука встречается преграда.
  3. Гласный звук образует слог. Согласный звук образует слог только вместе с гласным звуком.

- Где в ленте букв живут буквы, обозначающие гласные звуки? Согласные?
- Какие гласные живут на 1 строчке? (А, О, У, Ы, Э)
- Какие гласные живут на 2 строчке? (Я, Ё, Ю, И, Е)

Постановка учебной проблемы

- Как пыхтит тесто? (Пых–пых–пых)
- Как пищит мышонок? (Пи–пи–пи)

Постановка учебной задачи

- Ребята, как вы думаете, с какими звуками мы сегодня познакомимся? (Со звуками [п],[п'])
- Верно, сегодня мы будем знакомиться со звуками [п], [п'].
- Давайте попробуем поставить перед собой цели, чему мы должны научиться на уроке?

  1. Узнать какой буквой обозначаются эти звуки.
  2. Научиться читать слоги и слова с новой буквой.

Артикуляционная гимнастика

- Кто из вас смотрел мульфильм "Приключения Винни-Пуха"? (ответы детей)
- Вспомните, пожалуйста, какой подарок больше всего любит Пятачок? (воздушный шарик)
- Представьте, что у нас на ладошке лежит воздушный шарик, и мы должны поднять его в воздух, произнося звук [п].

- Обратите внимание, как я произношу этот звук. Посмотрите на губы. Произнесем все вместе.
- Вы должны знать, что звук [п] согласный, глухой, твердый.
Какой чудесный получился салют из шариков. Они поднимаются все выше и выше, а там гнездо с птенцами.

- Как пищат птенчики? (пи-пи-пи)
- Ребята, вы должны знать, что звук [п’] согласный, глухой, мягкий.

Упражнение на выделение звука

Игра "Твердый-мягкий"

Правила: если услышите в слове звук [п] – хлопаете один раз в ладоши, если услышите мягкий звук [п’].
Пылесос, петух, петрушка, пингвин, пять, повар, пирог, поросенок, персик, пчелка, птицы, папа, полка, пилка.

Работа по "Азбуке"

- Откройте учебник на странице 78. Прочитайте вверху тему странички: "Красуйся, град Петров!"
- Как вы понимаете слово град? (Ответы детей)
- Слово град обозначает не только осадки, но и город. В старину на Руси говорили не город, а град.

- Посмотрите на иллюстрацию, на которой изображен момент истории Российского государства трехсотлетней давности.
- Как назывался этот город? (Петербург)
- А сейчас Санкт-Петербург.

- Кто знает, как звали русского царя, который изображен на иллюстрации? (Петр I)
- Что вы знаете о русском царе Петре I? (учащиеся отвечают)

Это был необычный царь. Его еще называют царь-плотник. Он жил более 300 лет назад. Много путешествовал по разным странам. Всю свою жизнь учился. Искусно умел работать топором и пилой и сам строил корабли, хотел иметь в России крепкий морской флот. Он основал русский военный флот, одержал много военных побед.

При Петре I на реке Неве был построен город – Санкт-Петербург. Он хотел, чтобы Россия стала просвещенной, могучей державой.

- Что делает Петр I? (Рассматривает чертеж)
- Что делают плотники? (Строят мост)

- Давайте прочитаем отрывок из стихотворения А.С. Пушкина.
- О каком городе говорится в стихотворении? (Град Петров, Петроград, Петербург – это город Санкт-Петербург)

Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой

И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.

- Давайте обратим внимание на стр. 79.
- Прочитайте слоги. Где согласный звук п произносится мягко, а где твердо? (Мягкие – пе, пи. Твердые – па, пы, пу, по)

- Дополните данные слоги до слов, которые обозначают название профессий. (Пекарь, пасечник, пилот, почтальон, печник)
- Прочитайте слова второго столбика.
- Что их объединяет? (Это названия профессий)

- Чем занимается пилот? (Управляет самолетом)
- Каким словом можно заменить слово пилот? (Летчик)
- Чем занимается капитан? (Управляет кораблем)

- Прочитайте слова первого столбика. Какое слово обозначает профессию? (Плотник)
- А кто такой плотник? (Плотник - рабочий занимающийся обработкой дерева)
- Еще раз посмотрите на рисунок. Какие инструменты использовали строители? (пилы, топоры, кувалды)

- Какую профессию осваивает Петр I? (Профессию плотника)
- О профессии плотника есть много пословиц. Мы их сейчас прочитаем.

1. Хороший плотник и в поле работник.
- Как вы понимаете эту пословицу? (Хороший плотник строит хорошие дома и приносит человеку счастье. Хороший плотник – он и хороший труженик)

2. При хорошем плотнике, у плохого руки трясутся.
- А как вы понимаете данную пословицу? (Плохой плотник – это плохой неумелый работник. Когда он видит хорошего умелого человека, хорошего работника, он трусит)

3. Плотника (человека) не шуба греет, а топор.
- Ребята, а кто как понимает эту пословицу? (Плотник – рабочий человек, он трудится с помощью топора, который требует от него много сил, старания и упорства, поэтому человеку не холодно даже в лютый мороз)

- Назовите тему пословиц? (Пословицы о труде)
- Какая из пословиц вам понравилась больше всего? Почему?
- Дайте имена детям. Кем мечтают стать дети? (Плотником, пилотом, капитаном, поваром)

- Составьте предложения о детях. (Миша мечтает стать поваром. Бабушка учит Мишу готовить. Он испек пирожки)
- Кем вы хотели стать? Что вы знаете о профессии?

Итог урока. Рефлексия

- Итак, ребята, наш урок подходит к концу. Закройте учебник и тетради, положите все на край стола, руки положите на парту.
- Какая была тема сегодняшнего урока?
- Что сегодня нового вы узнали?

- Что Вам запомнилось больше всего?
- Что было интереснее всего?
- Что у Вас вызвало затруднение?

- Хорошо, ребята, вы молодцы!
- После урока письма мы еще раз проверим, с какими успехами Вы закончите урок!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!