Конспект урока по обучению грамоте 1 класс: Звуки (ф,), (ф); буквы Фф. Письмо строчной и заглавной Фф

Автор: Франц Наталья Владимировна, КГУ «Средняя школа №13», учитель начальных классов, Северо-Казахстанская область, г. Петропавловск

 

Задачи: Познакомить учащихся с новыми звуками и буквами Фф, учить давать характеристику данным звукам и анализировать слова с новыми буквами, проводить звуко-буквенный анализ;

Развивать фонематический слух, логическое мышление, работать над культурой речи учащихся, способствовать формированию правильного, осознанного, беглого чтения;

Воспитывать бережное отношение к рабочему времени, аккуратность в деле.

Ход урока

 

1. Организационный момент.

                               На уроке я сижу

                               Не шумлю и не кричу,

                               Руку тихо поднимаю

                               Если спросят - отвечаю.

 

2. Повторение пройденного.

- Я хочу вам рассказать одну историю про одного мальчика. Вы узнаете как его зовут, если составите вместе первые звуки каждой картинки.  (вывешивается иллюстрация мальчика) 

 

ФОНАРЬ       ЕЛЬ      ДЯТЕЛ     ЯБЛОКО= ФЕДЯ

 

- Федя очень любил рисовать. Однажды он проснулся и обнаружил, что краски, карандаши, альбом пропали. Их забрал волшебник. Федя пришёл к нам и просит помочь ему.

 

- Чтобы отправиться в сказочное путешествие, необходимо сказать заклинание: фа- фа- фа отправляться в путь пора.

 

- Посмотрите, мы оказались в городе, который называется…. АЛФАВИТ. Давайте поможем Феде прочитать алфавит:

                       А,б,в,г,д,е,ё,ж – прикатились на еже

                       З, и, й, к, л, м, н, о - дружно вылезли в окно

                       П, р, с, т, у…,х – оседлали петуха

                       Ц,………………..я – вот и все мои друзья.

 

- Идём дальше. Посмотрите, перед нами поляна, на которой живут зайчата. Волшебник их заколдовал, и они не могут попасть в свои домики. Давайте им поможем: в зелёный домик- тех зайчиков, у которых гласные обозначают мягкость согласного, а в синий домик гласные, обозначающие твердость согласного.

 

- Зайчики благодарят вас. Дальше наш путь лежит вот через эту речку, но как перейти? Конечно, нужен мост. Для того, чтобы построить мост нужно вспомнить с какой буквой мы познакомились на прошлом уроке. (Щщ)

- Что мы знаем об этом звуке, букве?

- Чтобы построить мост, нужно вставить букву, разделить на слоги, задать вопрос кто? что?

 

- Найдите слово, в котором звуков больше ,чем букв.( Щука, лещи, овощи, ящики)

 

Физ.минутка

                                       

3. Постановка темы и цели урока 

- Сегодня на урок к нам придут новые звуки – друзья нашего Феди. Эти звуки спрятал злой волшебник в лесу.

- Все знают маленького лесного жителя, который носит грибы, яблоки на спине. Кто это? Как фыркает ёж? Произнесите все вместе (ф- ф- ф).

- Вот на дереве поют птички-синички. Как они поют? (Фью- фью- фью)

- Назовите первый звук. Произнесите все вместе.

- Что мы можем сказать о звуках ф, ф?

- Почему эти звуки согласные? Что мешает в произношении? Какой это звук: глухой или звонкий?

 

4. Работа над новым материалом

- В том лесу живёт птица, которая его охраняет. Но её тоже заколдовал волшебник- птица потеряла свою окраску. Что же это за птица? Её название начинается на новый звук ф и она охотится по ночам.

 

а) звуковой анализ слов: филин, фрукты

- Филин был так рад тому, что вы помогли ему, что в подарок подарил корзину фруктов.

 

б) игра «Услышали звук, хлопните»

фартук                           фонтан                  ферма

ваза                                фикус                     фарфор

факир                             ширма                   конфета

 

в) игра « Кто больше?» придумать слова с новым звуком

 

г) Знакомство с новой буквой.

- Звук ф, ф обозначается буквой Ф (карточка). На что похожа буква ф?

- Итак, принимаем букву в нашу семью. Заселим её. Поздоровайтесь с буквой (обводят пальчиком букву). Давайте оживим букву, а в этом нам поможет Федя:

 

                          Федя ходит руки в боки,

                          Значит выучил уроки. (физ. минутка)

 

д) Письмо строчной  и заглавной Фф.

- Давайте откроем прописи и напечатаем букву ф . Теперь посмотрите на письменную букву и сравните с печатной. Чем отличается печатная от  письменной? А теперь давайте напишем(объяснение написания) в воздухе, в прописи.

 

Физ. минутка.

 

е) Составление и чтение слогов и слов.

- Посмотрите, Федя нас привёл на поляну, где растут цветы, в названии которых есть звук ф (фиалки)

Фа, фы, фо                 Фу, фе, фи                     Фю, фя, фё

 

- Дальше идёт дорога к замку злого волшебника. Но дорожка нас приведёт к замку лишь в том случае, если вы составите слова из слогов(1у доски, остальные на месте)

Фа, ра, фор, ма, фа, соль, фо, кус, ник

 

- Вот мы и пришли к замку злого волшебника, где спрятаны краски, карандаши, но дверь откроется тогда, когда прочитаете рассказ «Фокусник»

ж) Чтение рассказа

с.121. Эта история о том, что произошло с Федей однажды.

 

з) Письмо слов

 Мальчик вас благодарит за то, что вы помогли ему вернуть его вещи. Теперь давайте запишем слова, которые встречались нам на пути

с буквой ф.

 

5. Итог урока.

- Итак, с какими звуками мы познакомились?

- Какой буквой они обозначаются?   

 

Скачать  Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!

<
travolja

5.02.2015, 00:16

Наталья Владимировна, спасибо за интересную разработку урока! Много занимательного материала, игр. Дети младших классов лучше усваивают материал, если присутствует элемент занимательности. Все этапы урока последовательны, логически связаны.
Добавить комментарий