Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.
Задачи:
Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, карточки.
- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок.
Актуализация знаний
- Прежде чем начать изучать новую тему, вспомним материал прошлого урока.
- Если вы затрудняетесь ответить, можно воспользоваться учебником.
- Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили изученный материал, и поэтому без затруднений ответили на вопросы.
Самоопределение к деятельности
- А для того, чтобы узнать, имя князя, о котором мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам выполнить кроссворд. (на слайде)
Кроссворд
- Что у нас получилось? (Ключевое слово: Иван III)
- Совершенно верно. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Иван Третий)
- Верно, тема нашего урока звучит так: "Иван Третий"
- На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с великим князем, который поднял Русь с колен и сбросил с ее плеч тяжесть монголо-татарского ига.
- Как вы уже сказали, речь пойдет об Иване Третьем, правнуке Дмитрия Донского.
- Предлагаю сформулировать план нашего урока. Обратите внимание на экран.
- Ребята, как вы думаете, какими качествами был наделен Иван Третий?
- Откройте учебники на стр. 51, прочитайте первый абзац. Найдите ответ на этот вопрос.
- Какие качества Ивана Третьего названы в учебнике? (Умный и дальновидный)
- Правильно, князь Иван III был видным и представительным мужчиной.
- Прочитайте 2 абзац. Как закончилась зависимость Руси от Орды?
- Рассмотрим карту, внимание на слайд. Вы так же можете открыть стр. 48.
- После того как закончилась зависимость Руси от Орды, вокруг Москвы были объединены многие княжества и земли, прежде входившие в состав Руси.
- Сложилось единое независимое государство - Россия. Сам правитель, Иван Третий, стал именоваться Государем всея Руси. Управлять государю помогала Боярская Дума - совет из знатных людей.
- Ребята, кто-нибудь из вас был в Москве на Красной площади? (ответы учащихся)
- Кто был в Москве, опишите, как выглядит Московский Кремль.
- А как вы думаете, всегда ли Московский Кремль был таким? (Нет, не всегда)
- Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Перед вами на слайде представлен Московский Кремль в наши дни. (слайд)
- Прочитайте 1 абзац на 52 стр. Сейчас сравним рисунки на с.45, 52.
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль? (Для защиты центра города от неприятеля)
- Что в кремле предупреждало об опасности?
- Какие сооружения были возведены на Соборной площади? (Успенский, Благовещенский, Архангельский собор, Грановитая палата)
- Как мы видим в эти времена восходит история нашего герба.
- Как выглядел герб? Что на нем было изображено?
- Совершенно верно, обратив внимание на слайд вы можете его увидеть.
Физкультминутка
- Давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку. Выйдите из-за парт и встаньте в проходе между рядами.
- Сейчас я вам раздам листочки с заданиями из рабочей тетради, вам нужно будет выполнить их в парах.
- Затем мы вместе проверим ваши ответы.
Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
- Давайте выполним самостоятельную работу и узнаем на сколько вы усвоили тему урока.
- Откройте тетради, напишите тест и внимание на экран.
- Проверьте свои ответы и поставьте себе оценки по данным критериям.
- Итак, повторим пройденную тему. Внимание на экран, вместе ответим на вопросы викторины.
- Давайте вернемся к плану нашего урока.
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?
- Какова была тема урока?
- Какие общие задачи стояли перед Русью в правление Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Третьего?
- Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване Третьем?
- На этом наш урок подходит к концу.
- Что вам понравилось?
- Вы все поняли? Все ли удалось выполнить?
- Ребята, если вам понравился наш урок: похлопайте.
- Если вам что-то не понравилось, то потопайте.
- Спасибо за активное участие на уроке, вы сегодня очень хорошо поработали. До свидания!