Конспект урока окружающего мира 4 класс "Выдающиеся люди разных эпох: Иван III"

Цель урока: знакомство с личностью Ивана III и углубление знаний об истории Московского Кремля.

Задачи:

  • познакомить с личностью князя Ивана III, с освобождением Руси от Монголо-татарского ига;
  • закрепить и углубить знания об истории Московского Кремля, его архитектурных памятниках;
  • развивать умение работать с текстом.

Оборудование: интерактивная доска, презентация, учебник, карточки.

Ход урока

Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Сейчас у нас урок окружающего мира.
- Я желаю вам хорошего настроения и плодотворной работы на весь урок.

Актуализация знаний

- Прежде чем начать изучать новую тему, вспомним материал прошлого урока.
- Если вы затрудняетесь ответить, можно воспользоваться учебником.

  1. Когда произошло Куликовское сражение? (8 сентября 1380 г)
  2. На какой реке встретились войска? (На реке Дон)
  3. Какой момент стал решающем и позволил русским одержать победу?
  4. Как стали звать князя Дмитрия Ивановича после этой битвы? (Донской)

- Молодцы, ребята, вы хорошо запомнили изученный материал, и поэтому без затруднений ответили на вопросы.

Самоопределение к деятельности

- А для того, чтобы узнать, имя князя, о котором мы сегодня будем говорить, я предлагаю вам выполнить кроссворд. (на слайде)

Кроссворд

  1. Имя московского князя, который бросил открытый вызов Орде? (Дмитрий)
  2. Как называется поле, на котором 8 сентября 1380 года разгорелась битва? (Куликово)
  3. Кто правил в Золотой Орде в 1380 году? (Мамай)
  4. На какой реке встретились войска Мамая и Дмитрия Ивановича? (Дон)

- Что у нас получилось? (Ключевое слово: Иван III)
- Совершенно верно. Сформулируйте тему сегодняшнего урока. (Иван Третий)
- Верно, тема нашего урока звучит так: "Иван Третий"

- На сегодняшнем уроке мы с вами познакомимся с великим князем, который поднял Русь с колен и сбросил с ее плеч тяжесть монголо-татарского ига.
- Как вы уже сказали, речь пойдет об Иване Третьем, правнуке Дмитрия Донского.

Постановка целей и задач урока

- Предлагаю сформулировать план нашего урока. Обратите внимание на экран.

  • Узнать, кто такой Иван Третий
  • Узнать какие изменения произошли в Московском государстве во время правления Ивана Третьего.
  • Узнать о создании независимого единого Российского государства.

Реализация построенного проекта

- Ребята, как вы думаете, какими качествами был наделен Иван Третий?
- Откройте учебники на стр. 51, прочитайте первый абзац. Найдите ответ на этот вопрос.
- Какие качества Ивана Третьего названы в учебнике? (Умный и дальновидный)

- Правильно, князь Иван III был видным и представительным мужчиной.
- Прочитайте 2 абзац. Как закончилась зависимость Руси от Орды?
- Рассмотрим карту, внимание на слайд. Вы так же можете открыть стр. 48.

- После того как закончилась зависимость Руси от Орды, вокруг Москвы были объединены многие княжества и земли, прежде входившие в состав Руси.
- Сложилось единое независимое государство - Россия. Сам правитель, Иван Третий, стал именоваться Государем всея Руси. Управлять государю помогала Боярская Дума - совет из знатных людей.

- Ребята, кто-нибудь из вас был в Москве на Красной площади? (ответы учащихся)
- Кто был в Москве, опишите, как выглядит Московский Кремль.
- А как вы думаете, всегда ли Московский Кремль был таким? (Нет, не всегда)

- Даже тот, кто никогда не был в Москве, знает Московский Кремль с его величественными зубчатыми стенами, башнями с высокими шатровыми кровлями. Стены Кремля сложены из красного кирпича. Перед вами на слайде представлен Московский Кремль в наши дни. (слайд)

- Прочитайте 1 абзац на 52 стр. Сейчас сравним рисунки на с.45, 52.
- Как вы думаете, для чего возводили Кремль? (Для защиты центра города от неприятеля)
- Что в кремле предупреждало об опасности?

- Какие сооружения были возведены на Соборной площади? (Успенский, Благовещенский, Архангельский собор, Грановитая палата)
- Как мы видим в эти времена восходит история нашего герба.

- Как выглядел герб? Что на нем было изображено?
- Совершенно верно, обратив внимание на слайд вы можете его увидеть.
Физкультминутка

- Давайте немного отдохнем и сделаем физкультминутку. Выйдите из-за парт и встаньте в проходе между рядами.

Первичное закрепление во внешней речи

- Сейчас я вам раздам листочки с заданиями из рабочей тетради, вам нужно будет выполнить их в парах.
- Затем мы вместе проверим ваши ответы.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

- Давайте выполним самостоятельную работу и узнаем на сколько вы усвоили тему урока.
- Откройте тетради, напишите тест и внимание на экран.
- Проверьте свои ответы и поставьте себе оценки по данным критериям.

Включение в систему знаний и повторение

- Итак, повторим пройденную тему. Внимание на экран, вместе ответим на вопросы викторины.
- Давайте вернемся к плану нашего урока.
- Удалось ли нам достигнуть поставленной цели?

- Какова была тема урока?
- Какие общие задачи стояли перед Русью в правление Ивана Калиты, Дмитрия Донского, Ивана Третьего?
- Какие главные перемены на Руси, по вашему мнению, произошли при Иване Третьем?

Рефлексия

- На этом наш урок подходит к концу.
- Что вам понравилось?
- Вы все поняли? Все ли удалось выполнить?

- Ребята, если вам понравился наш урок: похлопайте.
- Если вам что-то не понравилось, то потопайте.
- Спасибо за активное участие на уроке, вы сегодня очень хорошо поработали. До свидания!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!