УМК: "Гармония".
Цель урока: формирование умения применять полученные знания на практике, знакомство с произведением И.Соколова-Микитова "Русский лес".
Задачи урока:
Ресурсы: учебник О.В. Кубасовой "Литературное чтение" 4 класс 2 часть, презентация к уроку, карточки, толковые словари.
Ход урока
Литература - прекрасный урок,
Много полезного в каждой из строк.
Сказка это или рассказ,
Мы учим их – они учат вас.
Проверка домашнего задания
- С каким произведением знакомились на прошлом уроке? (Юрия Яковлева "О нашей Родине")
- Из какого раздела? (Когда, зачем и почему?)
- Ребята, что вы можете сказать о территории, которую занимает наша Родина, какая она? (огромная, большая)
- Вы согласны, что есть еще много уголков, где нам хотелось бы побывать, больше узнать о них? (хлопок)
- Значит, сейчас мы с вами отправимся в путешествие по просторам нашей Родины.
- Чтобы преодолеть все и выполнить все задания, нужна помощь друга, взаимовыручка. Поставьте свои ладошки, а теперь прикоснитесь ими к ладошкам соседа по парте.
- Почувствуйте тепло друг друга. Оно поможет нам во время нашего путешествия.
- И так, в путь. Закройте глаза, вдохните воздух полной грудью и попробуйте представить, куда мы попали. Звучит музыка.
- Как вы думаете, куда мы попали? (В лес)
- Почему вы так думаете? (голоса птиц, шум деревьев)
- У Сергея Никулина есть замечательное стихотворение о лесе.
Нет ничего милее
Бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет,
Накормит русский лес...
Жизнь кажется иною,
И сердце не болит,
Когда над головою,
Как вечность, лес шумит.
- Какое прилагательное использует автор, говоря о лесе? (Русский лес)
- Так называется и произведение Ивана Сергеевича Соколова-Микитова, с которым мы будем сегодня знакомиться "Русский лес".
- Какую цель поставим перед собой? (ответы детей)
- Познакомиться с новым произведением, с автором и его отношением к русской природе.
- Какие определим задачи?
- Кто из вас, ребята, бывал в лесу? Что интересного вы там наблюдали?
- Где легче дышится: в лесу или в городе? (В лесу. Деревья выделяют много кислорода и поглощают углекислый газ. Лес - это легкие планеты)
- Какие правила мы должны соблюдать находясь в лесу? (работа в группах – составление правил поведения в лесу – правило "Нельзя")
- Нельзя сорить. (Лес помогает очищать воздух, загрязняя лес, мы загрязняем и воздух)
- Нельзя шуметь. (В лесу много жителей и каждый занят своим делом. Если очень шуметь, можно распугать животных, а ведь многие из них выводят потомство или ухаживают за детенышами)
- Стараться ходить по тропинкам или дорожкам. (Lля того, чтобы не вытаптывать травы и цветы, многие из которых могут оказаться лекарственными или редкими)
- Ни в коем случае не жечь костров - это может привести к пожарам;
- Не разорять гнезд и муравейников, не брать в руки детенышей животных и птенцов, т. к. потом родители могут отказаться от них,
- Не собирать незнакомые ягоды и грибы. (проверка)
- Русские писатели любовно называли леса хоромами. (словарь)
- Как вы думаете почему? (Хоромами в старину называли большой просторный дом. Лес тоже похож на большой дом, только живут в нем не люди, а различные животные и растения)
- Какое средство художественной выразительности используется писателями? (сравнение)
- С биографией Соколова - Микитова нас познакомит ...
Иван Сергеевич Соколов-Микитов родился 30 мая 1892 года в Калужской губернии. Родившись в простой семье (отец - приказчик, мать - из крестьян), мальчик получил хорошее "домашнее" образование, в семье много читали. Однако начитанность не способствовала учебе.
Он плохо учился в смоленском училище и потому смог поступить только в то учебное заведение, где не требовался аттестат о среднем образовании - Петербургские Высшие сельскохозяйственные курсы. Там начал оформляться его писательский талант. "Соль земли" - первая сказка, опубликованная в журнале "Аргус".
Иван Сергеевич писал рассказы о деревне, очерки, воспоминания. Будучи по сути своей путешественником, он побывал не только во многих местах в нашей стране и за границей, но и был участником полярных экспедиций, которые потом красочно описал.
Основной темой в творчестве писателя была природа. Восход и заход солнца, лес, пороша, ледоход - обо всем этом он писал с такой любовью, что, читая его книги, нельзя не проникнуться его чувством восхищения миром живой природы и благоговения перед ним.
Умер Соколов-Микитов 20 февраля 1975 года. Книги И.С. Соколова-Микитова - это богатый источник сведений об окружающем нас мире, от которого мы порой бываем так далеки!
- Ребята, отгадайте, о каких деревья пойдет речь в произведении Соколова – Микитова.
Это дерево цветет,
Аромат и мед дает.
И спасает нас от гриппа,
От простуд царевна - ... (липа)
Крепок, строен и силен,
Ведь владыка леса он.
Он для нас живой свидетель
В лету канувших столетий.
Из него добротен сруб.
Угадали? Это … (дуб)
Сучки рогатые,
Плоды крылатые,
А лист - ладошкой,
С длинной ножкой. (клен)
Ее всегда в лесу найдешь -
Пойдем гулять и встретим:
Стоит колючая, как еж,
Зимою в платье летнем. (ель)
Русская красавица стоит на поляне,
В зеленой кофточке, в белом сарафане. (береза)
Руки подняли и покачали -
Это деревня в лесу.
Руки сомкнули, кисти стряхнули -
Ветер сбивает росу.
В сторону руки, плавно помашем -
Это к нам птицы летят.
Как они сядут, тоже покажем -
Крылышки – руки сложим вот так.
Работа по учебнику, знакомство с текстом. (стр.16-17, стр., читаем по одной части, карандашом отмечаем непонятные слова, обсуждаем их значение)
Словарная работа
- К какому жанру относится? Сколько частей? Почему?
- С каким чувством автор говорит о каждом дереве? (с чувством уважения и восхищения)
- Докажите строками из текста. (индивидуальная работа по вариантам)
Выборочное чтение
Девочки работают над частями, которые имеют название ж.р., мальчики – м.р. (первое предложение каждого текста)
- Какому дереву поэты посвятили много стихотворений? (березе)
- Давайте еще раз прочитаем эту часть и отметим то новое, что мы узнали о березе. (самостоятельное чтение, зачитывание предложений)
- От чьего имени идет повествование? Докажи словами из текста.
- Какие эпитеты (украшение речи) использовал автор? (золотистой листвою, серебристой паутиной, золотые листочки)
- Выберете опорные слова из текста для пересказа. (подчеркиваем – милее всех, светлые рощи, покрыты берестою, осенние березы, воздух, звуки)
- Кто попробует пересказать по опорным словам?
Работа в Т.П.О. упр. 2 стр. 60. (в парах)
Синквейн - короткое литературное произведение, характеризующее предмет (тему), состоящее из пяти строк, которое пишется по определенному плану
- Путешествие по произведению Ивана Соколова-Микитова мы совершили, а теперь отправимся по нашим родным местам.
- В какой природной зоне мы живем?
- В нашей природной зоне есть леса? Где?
- А какие деревья растут в нашей местности? (карагач, сосна, тополь, клен, осина, береза)
- Не только писатели восхищались красотой русского леса. Например, Иван Иванович Шишкин, знаменитый художник. Его "художественной стихией" был лес.
- Он воспевал его необыкновенный по красоте образ, передавая особый, величественный дух русской природы.
- Выбери пословицы, которые выражают главную мысль произведения.
Экологический рассказ "Воскресенье в лесу"
Веселой, громкой музыкой мы оповестили лес – мы прибыли! Дни стояли жаркие, сухие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорога привела нас к березовой роще. По дороге часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Вот это урожай! Кто срезал упругие ножки грибов, кто выкручивали, а кто вырывал. Все грибы, которые мы не знали, мы сбивали палками.
Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. Заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом из рощи Петрик повыбрасывал банки и полиэтиленовые мешки, сказав:"Микробы их все равно разрушат!" горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. В кустах мы нашли гнездо какой – то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно.
Солнце все выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли его с собой – в школе пригодится. Мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников.. Петрик решил нам показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал ими протыкать весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравьиные палочки.
Постепенно начали набегать тучи, стало темней, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. С охапками луговых цветов мы пошли к станции. Через час поезд подходил к окраинам города. Весело прошел день!
- Какие ошибки, допустили школьники?
- В лесу громкая музыка не нужна.
- Вырывать грибы нельзя.
- Для костра собирают сушняк, а не ломают ветки.
- Полиэтилен разлагается за 220 лет, металлические банки за 100 лет.
- Костер затуши!
- Не трогай яйца!
- Муравейник не разрушай!
- Брать зверей не надо домой!
- Прятаться под высоким деревом не следует!
- Луговые цветы не рви!
- Чтобы вы не стали такими горе – путешественниками запомните заповеди идущего в лес. (Заповеди зачитывают и приклеивают в тетрадь)
(На мелодию песни "Песенка крокодила Гены")
Знай, наш милый дружочек,
Даже лист и цветочек
Нам без дела не следует рвать.
Зайца, белку, синицу,
В речке чистой водицу
Надо в братья свои записать.
Припев:
Будут рады звери, птицы,
Будет счастлив человек.
И с природой подружиться
Сможет он навек!
- Достигли ли поставленной цели?
- С какими задачами урока справились?
- Я узнал о русском лесе …
Домашнее задание