Конспект урока по окружающему миру (4 класс) "Родной край - часть большой страны"

Цель урока: сформировать представления учащихся о родном крае, умение показывать его на карте; пробудить интерес к его изучению.

Задачи:

  • Систематизировать знания детей о своей стране.
  • Расширить знания о родном крае, городе.
  • Прививать и укреплять чувство любви к малой родине.

Оборудование: административная карта России, политическая карта мира, карта полушарий, карта Чувашии, раздаточный материал, песня "Наш край", презентация, раздаточный материал, картинки растений и животных, тесты, задания для научных групп.

Ход урока

Организационный момент

- Наш урок сегодня будет необычным и очень интересным, мы продолжим изучение родной страны.

Фронтальный опрос

- Как называют нашу страну? (Родиной, Отчизной, Россией, отечеством, Российской Федерацией)
- Главный город страны? (столица Москва)
- Символы государства? (герб, флаг, гимн)

- Когда отмечается праздник День России. (12 июня)
- Где записаны основные законы нашего государства? (в Конституции РФ)
- Какие природные зоны проходят по территории России?

Обобщение учителя

- Наша страна Россия очень велика и богата. Она простирается с севера на юг и с запада на восток на сотни километров. Богат растительный и животный мир нашей страны, богата наша земля полезными ископаемыми, водными просторами.

Работа над темой урока

Звучит легкая музыка, читается наизусть стихотворение.

Привет тебе, мой край родной,
С твоими темными лесами,
С твоей великою рекой,
И неоглядными полями!

Привет тебе, народ родимый,
Герой труда неутомимый,
Среди зимы и в летний зной!
Привет тебе, мой край родной!
(С. Дрожжин)

- Ребята, как вы думаете, почему прозвучало это стихотворение? (ответы детей)
- Сегодня мы с вами начинаем разговор о крае, в котором вы родились и живете, о месте этого края на карте страны. Раздел нашего учебника так и называется "Родной край - часть большой страны".

- Какой он, наш край?
- Его расположение, климат, какова природа, экономика и экология нашего края. Как живут и чем занимаются люди?

О чудесном нашем крае
Будет разговор,
О прекрасном милом крае,
Где мы все живем!

Работать сегодня мы будем в группах - это наши научные сотрудники.

  • 1 группа: географы.
  • 2 группа: ботаники.
  • 3 группа: зоологи.

- Но все мы будем работать сообща и помогать друг другу. (Правила работы в группе)

Работа с политико-административной картой России

- Откройте учебники на страницах 144-145. Перед вами новый вид карты. С картами такого типа мы еще не встречались. Познакомьтесь с политико-административной картой России.
- Внимательно посмотрите на эту карту и изучите условные обозначения. Что нам расскажет эта карта?
- Что вам говорят условные обозначения?

- Посмотрите, сколько республик, краев, автономных округов и областей в составе нашей страны. На ней расположено очень много небольших по площади республик, областей. Наша страна густо заселена.
- Найдите на карте границу России. Линией какого цвета она отмечена? (красной)

- Найдите пунктирные линии, нанесенные на территории нашей страны. Что означают эти линии? (Границы республик, краев, областей, автономных областей)
- Границы каждого региона отмечены такой пунктирной линией, а территория выделена определенным цветом.
- Как называется наша республика? (Чувашская Республика)

- Обозначена ли на этой карте граница нашей республики? (нет)
- Почему? (Потому что наша Республика небольшая, по сравнению с другими)
- Но примерно мы можем определить ее местонахождение. Найдите на карте Столицу Российской Федерации.

- В каком направлении от Москвы находится наш край? (к юго-востоку от нее находиться наша Чувашия)
- Что надо сделать, чтобы было удобно работать с картой? (Чтобы было более удобно работать с картой, она должна показывать объекты крупно)

Работа по карте Чувашии

Учитель прикрепляет на доску карту Чувашии.
- С какими видами карт мы уже познакомились на уроках окружающего мира? (карта природных зон, политическая карта мира, физическая карта, политико-административная, карта полушарий)

Раздаю разные виды карт научным группам:

1 задание для научных групп

Географы: определить по политико-административной карте Чувашии, с какими областями граничит наша республика? Назвать какие народы, живут в Чувашии? Посовещаться и ответить на вопросы.

Ботаники: по карте природных зон, определить, в какой природной зоне находиться наш край. Зачеркнуть растения, которые не произрастают в нашем крае.

Зоологи: назвать распространенных животных нашего края. Отобрать животных Чувашии, остальных животных вычеркнуть.

Раздаются листы географам с изображением карты и населения Чувашии и листы животных и растений. 3 минуты на подготовку.
- Сейчас мы посмотрим презентацию, и по ходу просмотра, наши научные сотрудники будут помогать комментировать слайды. (показ презентации)
- Какой главный город нашей Республики? (Чебоксары)
- На какой реке расположена столица нашего края?

- По территории Чувашии протекает более 2,5 тысяч мелких рек и речушек. Это огромное богатство. Начинаются реки с мелкого ручейка. В чувашском народе их называют "Журавлиные глазки".
- Бежит ручеек, потом к нему присоединяется другой, третий и так рождается река. На реках Чувашии находится около тысячи капитальных гидросооружений, на реке Шатьма даже действующая водяная мельница.

Слово географам

Республика граничит на западе с Нижегородской областью, на севере – с Марий Эл, на востоке – с Татарстаном. Наши южные соседи – Мордовия и Ульяновская область.
В нашей Республике живут чуваши, русские, татары, мордва, марийцы, украинцы и люди других национальностей.

Климат в Чувашии умеренный. Не очень холодная зима и не слишком жаркое лето. Четко выражены все 4 времени года. Поверхность края холмистая равнина. Много оврагов.

- Сколько городов входит в состав Чувашской Республики? (В Чуваши 9 городов и множество деревень и сел)

Слово ботаникам

Наш край расположен в зоне лесостепей и лесной. Большую часть занимают хвойные и смешенные леса. В лесах произрастают: ель, сосна, дуб, ясень, клен, береза, осина, липа. Значительную часть занимают дубравы. Дуб является символичным деревом Чувашской Республики. Большие площади края заняты сельскохозяйственными угодьями.

Слово зоологам

Животный мир нашей области разнообразен. Здесь обитают: кабан, медведи, зайцы, волки, бобры, лоси. В водоемах водится рыба: караси, окуни, карпы, щуки, пескари.

Учитель: Подробнее о животных края можно узнать из этих книг. (выставка книг)

Физкультминутка

По родному краю дружно мы шагаем. (Марш на месте)
Справа от нас - зеленый луг. (Поворот)
Слева находится лес. (Поворот)

В таком лесу полно чудес. Белка с ветки на ветку скок. (Прыжки)
Филин крыльями машет. Ух! Аж, захватывает дух! (Махи руками)
Солнце над Березами светит нам. (Повороты головы)
Мы рады ягодам, грибам. (Наклоны)

Экономика Края

В промышленности ведущее место занимает машиностроение. Стабильно развивается пищевая промышленность. Самые большие промышленные заводы Чувашии. В Чебоксарах- электроаппаратный, агрегатный и Промтрактор завод. В Новочебоксарске находится центр электроэнергетики - Чебоксарская ГЭС, также завод "Химпром" - один из крупнейших в России в своей отрасли.

В Канаше работают автоагрегатный и вагоноремонтный заводы, в Алатыре имеются заводы приборостроения, в Шумерле налажено производство автофургонов и спецавтомобилей. В поселке Вурнары раньше действовал военный химический завод, ныне на его месте работает завод смесевых препаратов.

Большую роль в экономике Чувашского края занимает сельское хозяйство, где преобладают земледелие и животноводство. В республике исторически преобладало производство зерна, картофеля, овощей, хмеля. В животноводстве Чувашия специализируется на производстве мяса, яиц и молока. Прудовым рыбоводством занимаются 4 хозяйства, из них 2 рыбопитомника. В основном разводят карпа, толстолобика.

Полезные ископаемые Чувашской Республики

В Чувашии ведется добыча карбонатных пород: песка, глины, трепела и фосфоритов. Эти породы используют в строительстве. Глину используют для производства керамической плитки и облицовочного кирпича. В настоящее время ведется работа по эксплуатации подземных вод и обеспечения населения питьевой водой. (Канаш обеспечивается водой подземного озера Бахтиярово)

2 задание для научных групп

Задания географам: на странице 149-150 прочитайте материал и выясните, нужно ли охранять поверхность края и как это сделать? Подпиши, что означают схемы.

Задания ботаникам: рассмотреть схемы, подписать под каждой, что они означают.

Задания зоологам: рассмотреть схемы, подписать под каждой, что они означают.

Проверка через 3 мин.

Географы

Поверхность края необходимо охранять. Если в карьерах добывали песок или глину, то на этом месте осталась большая яма. Ее нужно засыпать и посадить деревья или устроить поле, а можно этот карьер превратить в пруд и разводить рыбу.

Если строители построили новые дома, но недалеко от рощи устроили большую свалку из использованного строительного материала, то этот мусор нужно убрать. А на этом месте построить детскую площадку или посадить сад.

По склонам оврагов и балок тоже нужно сажать деревья, чтобы они своими корнями укрепляли почву и овраг не становился больше.
Распахивать землю на склонах тоже нужно правильно, чтобы борозды проходили поперек склона и вода после дождя не стекала. Это тоже может привести к образованию оврагов.

А главное – не сорить, не мусорить в лесу, у водоемов, на лугу. Брошенная в лесу бумага может лежать до полного разложения более двух лет, консервированная банка – до ста лет, полиэтиленовый пакет - более двухсот лет, стекло - более тысячи лет Ежегодно огромные площади леса страдает от лесных пожаров, которые возникают по вине человека. Кострище травой не зарастает 5-7 лет, для восстановления леса 25-30лет.

Ботаники

В нашем крае много растений, грибов, ягод. Но растения тоже подлежат защите, их тоже нужно охранять. Например, ландыш. Это растение распускается в мае, цветы его очень душистые и люди срывают, делают большие букеты. Через несколько дней они выбрасывают засохшие цветы. А это растение занесено в Красную книгу и его нужно охранять.

Грибы тоже нужно собирать правильно. Срезать ножиком, а не выдергивать с корнем. Ядовитые грибы не трогать, не уничтожать, т.к. ими питаются многие животные и еще из них делают лекарство.

Зоологи

В природе все взаимосвязано. Растения и животные тоже связаны между собой. Есть животные, которые питаются только растениями - растительноядные, есть, хищные. Все они тоже связаны. Если что-то одно нарушиться, то это повлияет на другое. В природе нет лишних животных и растений, все они по-своему полезны.

Цепи:

  1. Дуб, белка - сокол.
  2. Трава - лось - волк.
  3. Рожь - мышь - лиса - медведь.

Обобщение ответов детей

Важную роль в поддержании экологического равновесия Чувашии играют особо охраняемые природные территории: заповедники. Государственный природный заповедник "Присурский" имеет площадь 9148 га. В заповеднике сохраняется 610 видов растений, 110 видов мхов и 38 видов лишайников, много видов бабочек, жуков, муравьев, птиц, млекопитающих, рыб, пресмыкающихся, земноводных.

Чувашский национальный парк в Шемуршинском районе занимает площадь более 25 га. Здесь сохраняется более 800 видов растений, 120 видов птиц. Чебоксарский филиал Главного ботанического сада РАН, расположенный в г. Чебоксары, имеет площадь 176 га. В научных коллекциях ботанического сада произрастает более 2,5 тыс. видов, форм и сортов растений из разных стран мира и регионов России.

В нашем крае ведется большая природоохранная работа. Не забывайте о том, что нужно беречь природу. Берегите природу и вы сохраните красоту земли.

Здравницы Чувашии

Чувашия – великолепный уголок Поволжья с интересным сочетанием древности и современности. Туристская и санаторно-курортная отрасль в Чувашской Республике представлена более 80-ю турфирмами и более 20-ю санаториями и домами отдыха, которые предлагают практически все виды туризма, отдыха и деловых встреч.

Ими организуются оздоровительные, культурные, познавательные, паломнические, охотничьи, рыболовные туры по Чувашии и России, круизы, прогулочные рейсы по Волге, экскурсионные автобусные туры, как по Чувашской Республике, так и по всей России и Европе.

Заключительная часть урока

3-е задание для научных групп

Раздать тесты для научных групп. Каждая научная группа получает тесты. (На подготовку 1 минута)

Проверка

- Молодцы! Все очень хорошо справились с этим заданием! Можно уверенно сказать, что вы усвоили нашу тему урока.

Наш Чувашский край очень красив и живописен и богат. Это наша маленькая Родина. В нашей Республике много выдающихся людей, которыми можно гордиться. Это основатель чувашской письменности, создатель чувашской азбуки и первой школы просветитель и педагог Иван Яковлевич Яковлев. Это легендарный герой гражданской войны, организатор и полководец,

Андриян Григорьевич Николаев, это поэт, переводчик, классик чувашской литературы, автор поэмы "Нарспи" Константин Васильевич Иванов, балерина Павлова Надежда Васильевна, народный поэт Чувашии Петр Петрович Хузангай, классик чувашской литературы Михаил Сеспель. Этот список еще долго можно продолжать. Выдающихся людей, патриотов своей Родины, прославивших наш край очень много. Будем и мы любить и беречь свой край.

Домашнее задание
В рабочей тетради по окружающему миру на с. 47 напишите сочинение "Что я расскажу иностранцам о нашем крае"? Для того, чтобы у вас получилось более полное сообщение, вам надо сходить в школьную или городскую библиотеки.

План-помощник

  1. Географическое положение. (равнина, плоскогорье, горы, соседи, природная зона, климат)
  2. Экономика. (добыча полезных ископаемых, отрасли производства, сельское хозяйство)
  3. Природа края. (растения, животные)

Тест для географов

1. Какой климат преобладает в нашем крае?
а) умеренный
б) тропический
в) арктический

2. Поверхность края.
а) гористая
б) холмистая
в) ровная

3. Полезные ископаемые края.
а) нефть, газ, железная руда
б) каменный уголь, золото, гранит
в) глина, песок, торф

Тест для ботаников

1. Главные зерновые культуры Чувашии.
а) картофель, хмель, свекла;
б) овес, пшеница, хлопок
в) кукуруза, лен, подсолнечник;

2. К овощным культурам относятся:
а) морковь, петрушка, томат;
б) капуста, абрикос, персик;
в) вишня, кабачок, баклажан;

3. К сельскохозяйственным профессиям относятся:
а) ткач, врач, геолог;
б) агроном, комбайнер, овощевод;
в) цветовод, археолог, инженер

Тест для зоологов
1. Какие отрасли животноводства развиты в нашем крае?
а) коневодство, пчеловодство, плодоводство;
б) полеводство, цветоводство, рыболовство
в) полеводство, овощеводство, птицеводство;

2. Село дает городу:
а) продукты питания;
б) продукцию для заводов и фабрик;
в) продукцию для ткацких фабрик;

3. На территории Чувашии обитают:
а) песец, белая куропатка, лемминг
б) лось, бурый медведь, белка
в) сайгак, тушканчик, корсак

Задание Географам

1. Определить с какими областями граничит Чувашская республика?

Карта Чувашской республики

2. Назвать какие народы живут в Чувашии?

Население ЧувашииНаселение Чувашии

3. Какой климат? (зима? лето? времена года?)
4. Какая поверхность нашего края?
5. Сколько городов входит в состав Чувашской Республики?

Задание Ботаникам

1. Выяснить, в какой природной зоне расположена наша республика.
2. Зачеркнуть растения, не произрастающие в Чувашии.

Зачеркнуть растения, не произрастающие в ЧувашииЗачеркнуть растения, не произрастающие в Чувашии

Задание Зоологам

1. акие животные обитают в Чувашии.

Вычеркни животных, не обитающих в ЧувашииВычеркни животных, не обитающих в Чувашии

2. Зачеркнуть лишние названия животных.

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!