Конспект урока окружающий мир 4 класс "Природные зоны России. Тундра"

По программе "Начальная школа 21 века".

Цели урока:

  • познакомить с географическим положением, климатическими условиями, растительным и животным миром, деятельностью человека природной зоны – тундра;
  • развивать познавательный интерес, умение работать с картой, учебником, находить нужную информацию;
  • осознание нужности изучаемого материала.

Оборудование: экран, компьютер, видеоролик о тундре, географический атлас и контурная карта, таблица для заполнения.

Ход урока

Актуализация знаний

Учитель: Сегодняшний урок Окружающего мира я хочу начать с чтения отрывка из сказки Х.К. Андерсена "Снежная королева".

"Снежная королева жила среди вечных снегов и нетающих льдин. Метели возвели стены из снега, буйные ветры пробили в них окна и двери. Громадные белоснежные залы тянулись до самого верха. Их освещало разноцветными огнями северное сияние. Здесь всегда холодно, мертво и пусто!"

- Назовите природную зону, где жила Снежная королева. (Арктическая зона – зона арктических пустынь)

Целеполагание

Учитель: На прошлом уроке мы начали знакомиться с природными зонами нашей страны.
- А что такое природная зона? (Участки суши с похожими природными условиями, которые зависят от количества света и солнечного тепла)
- Сегодня мы продолжим знакомиться со следующей природной зоной.

Проверка домашнего задания

- Но прежде вспомним, что мы узнали о зоне арктических пустынь. (Выполните задания теста)

Вопросы теста

1. Природная зона арктических пустынь расположена…
а) На островах Тихого океана.
б) На островах Индийского океана.
в) На островах Северного Ледовитого океана.

2. Территория зоны…
а) Густо заселена людьми.
б) Не имеет коренного населения.

3. В Арктике для растений и животных сложились…
а) Суровые условия.
б) Комфортные условия.

4. В ледяной зоне растут…
а) Кедры, березы, черемуха.
б) Лишайники, мхи, полярные маки.
в) Бузина, орешник, айва.

5. В Арктике обитают животные…
а) Бобры, нутрии, хомяки.
б) Волки, белые медведи, хомяки.
в) Моржи, тюлени ,белые медведи.

6. Найдите верную цепь питания.
а) Водоросли - рачки - гагарки - белый медведь.
б) Водоросли – рачки - сайки - тюлени.

7. Арктический заповедник расположен…
а) На земле Франца Иосифа.
б) На Северной земле.
в) На острове Врангеля.

8. Большое скопление птиц на скалах называют…
а) Птичьи рынки.
б) Птичьи базары.

- Сверь свою работу с правильными ответами и выстави себе оценку.
Ключ ответов: 1-В, 2-Б, 3-А, 4-Б, 5-В, 6-А, 7-В, 8-Б.

Изучение нового материала

Учитель: Следующая природная зона называется тундра.

Слово "тундра" в переводе с финского значит бесплодная или враждебная

- А расскажет вам о ней учительница из города Санкт-Петербурга. (просмотр видеоурока)

Работа с атласом и картой

Учитель: Найдите зону тундры на карте. (ответы учащихся)
- Каким цветом она изображена?
- Раскрасьте эту зону на контурной карте. (Дети выполняют работу под песню "Увезу тебя я в тундру")

Физкультминутка

- Какое дерево является символом России? (береза)
- Попробуем поселить красавицу березку, стройную, высокую в тундру.
- На какую глубину уйдут корни в почву? (совсем неглубоко)

- Встали и представили себя березками. Поднимите руки вверх – это ветки, на небольшую глубину 50 см пустили корни.
- Вы стоите посреди бескрайней равнины. С севера с огромной скоростью двинулись холодные массы воздуха – подул ветер.
- Ветер раскачивает березки сильнее и сильнее. Скорость ветра усиливается с каждой минутой 50, 80, 100 км/ч.

- Вот подул ураганный ветер 150 км/ч. Что станет с вашей березкой? (дети показывают как раскачивается береза с усилением ветра, и падает под ураганным ветром)
- Да, наша красавица там не устоит. Но березы там есть. Это карликовые березы. Теперь вам понятно почему в тундре деревья низкорослые?!

Систематизация знаний

Учитель: Давайте систематизируем, упорядочим все сведения о тундре, заполнив таблицу.
Необходимый материал вы найдете в учебнике на с. 11-13.

Природная зона

Положение зоны

Климат

Растения

Животные

Птицы

Занятия населения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа с текстом

- Прочитайте в учебнике статью "Тундра и человек".
- Придумайте по 2-3 вопроса для своих одноклассников, чтобы проверить их понимание содержания текста.

Рефлексия

Учитель: Сегодня мы познакомились с природной зоной – Тундра.
- Могут ли знания о тундре нам пригодиться? Где? Когда? (в путешествиях, для общего развития, в беседах)

- Кто из вас хотел бы там жить? Почему?
- Интересным ли был наш урок?

Домашнее задание

- Найти или придумать самим и записать в тетрадь загадки о растениях и животных тундры.
- Всем спасибо за работу!

Чтобы скачать материал зарегистрируйтесь или войдите!