Интегрированный урок окружающего мира и литературного чтения 3 класса "Родной край – частица Родины"

Цель: создание условий для ознакомления учащихся с картой Калининградской области, формировать представления о Родине, о родном крае как части большой страны.

Задачи урока:

  • расширить представления детей о Родном крае, в котором они живут;
  • формировать умение работать с картой;
  • развитие нравственного отношения к истории и культуре родного края, воспитания чувства гордости патриотизма, уважения к Родине.

Основные понятия: Родина, край, карта.

Межпредметные связи: литературное чтение, окружающий мир, история, география.

Ход урока

Организационный момент

Всем, добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,

Не мешай учиться!
Будем слушать, рассуждать,
И друг другу помогать.

Определение темы урока. Постановка задач урока

- Чтобы понять, о чем мы будем говорить на уроке разгадайте анаграмму: о р д и а н
- Какая тема урока? (ответы учащихся)
- Вы узнаете понятие слов "Родина, край"

- Будем учиться работать с контурной картой.
- Узнаете о достопримечательностях Калининградской области

- Познакомимся со стихотворением Калининградской поэтессы Надежды Константиновны Зверевой "Юному земляку".
- О чем я могу спросить в конце урока?

Актуализация знаний

- Ребята, вы часто слышите слово "Родина". Как вы понимаете его значение?

Родина – это место, где человек родился и вырос

- Родина – можно сравнить с деревом. У этого дерева есть корни. Корни – это наши деды и прадеды, их дела и поступки.
- Родина – это наша история. Чем больше человек знает о своих корнях, тем дороже родная земля.

- Чтобы полюбить свой край, надо хорошо узнать его, проникнуться красотой и заботой о нем.
- Исторические, культурные и природные памятники дают богатейший материал для изучения родного края, знакомят нас с жизнью замечательных и великих людей, которые жили, творили и прославляли свою родину.

- Быть патриотом своей Родины – значит любить свой край, знать историю родного края, как можно больше сделать для него и для людей, населяющих эту землю.
Слова на доске: "Познавай свой край, чтобы полюбить свою родину!"

- Как вы понимаете это высказывание?
- Под этим девизом мы и продолжим работу.

Работа с толковым словарем

- Прочитайте понятие слова "Родина", "Край".
- Как называется наша Родина, страна в которой мы с вами живем? (полное название - Российская Федерация)
- Все мы жители нашей общей Родины – великой многонациональной страны России. Но у каждого из нас есть своя малая Родина.

Малая – потому что это маленькая частичка нашей необъятной страны.
Родина – потому что здесь живут родные нашему сердцу люди.

Исследовательная практическая работа с картами

- Что такое карта? Какие бывают карты?

Работа с картой России
- Найдите наш край на карте России.

Знакомство с физической картой Калининградской области

- Где находится Калининградская область? (Географическое положение)
- Область расположена на крайнем западе России. (самая маленькая область РФ)
- На юге граничит с Польшей, на севере и востоке с Литвой. На западе и юго-западе омывается Балтийским морем, Куршским заливом и Калининградским заливом.

Работа с контурной картой Калининградской области
- Подписать названия стран-соседей.
- Главный город – столицу. (Все показать на карте Калининградской области у доски)

Работа по карточке парами

- Калининградская область очень богата животным и растительным миром с которыми мы познакомились во 2 классе.

Физминутка. "Летает, не летает"

Знакомство с достопримечательностями Калининградской области
- История нашей области богата. А что нам напоминает о прошлом? (Сообщение ученика о достопримечательностях)

Знакомство со стихотворением калининградской поэтессы Надежды Зверевой "Юному земляку"

На доске портрет поэтессы. Работала корреспондентом газеты "Калининградская правда", была редактором Калининградского книжного издательства.
Член Союза писателей СССР.

Чтение стихотворения учителем.

Вот он край,
Где тебе посчастливилось
Жить и родиться:
Самый западный берег
Великой российской земли.

Здесь под грохот прибоя
Летят перелетные птицы,
На свет маяка возвращаются в порт корабли
Ты узнай этот край –

Здесь, с лихой непогодою споря,
Цепко держатся дюны
За корни балтийские сосны.
Здесь прозрачное солнце

Встает, как янтарик из моря,
И ледник нам на память
оставил свои валуны

Ты люби этот край –
Здесь живут настоящие люди,
Что умеют работать,
И землю, и море любя.

Ты храни этот край –
Пусть цветущим и мирным он будет,
Навсегда пусть останется
Домом родным для тебя.

- О чем говорится в этом стихотворении?
- Какие достопримечательности описывает поэтесса?
- В какой форме написано?

- Определите строфу.
- Найдите сравнение.
- Что такое сравнение?

Итог урока. Рефлексия

- Что нового вы сегодня узнали на уроке?
- С каким произведением познакомились?
- Вспомним какие задачи мы ставили в начале урока?

- Зачем нам нужно это изучать?
- Наше путешествие - исследование по Калининградской области подошло к концу.

Домашнее задание

Обозначить на контурной карте крупные города и реки Калининградской области.
- У каждого из вас своя дорога в жизни, свой путь, но пусть в сердце каждого из вас живет любовь к родной земле, родному краю, к Родине.
- Закончите предложения:

  • Для меня Родина - это …
  • Я хочу пожелать ей …
  • Когда я вырасту, хочу …
Размер:
27.7 Kb
Скачали:
9